История современности

Ровно 90 лет назад началось строительство крупнейшей в Украине гидроэлектростанции

9:00 — 13 марта 2017 eye 2501

13 марта 1781 г. Английский астроном Вильям Гершель с помощью собственноручно изготовленного телескопа открыл седьмую планету Солнечной системы — Уран.

14 марта 2004 г. В калифорнийской пустыне Мохаве состоялась гонка автомобилей-роботов. Все они сошли с дистанции.

15 марта 1892 г. Американский предприниматель Джесси Рено запатентовал движущуюся лестницу — эскалатор.

16 марта 1936 г. С конвейера Горьковского автозавода сошла первая советская легковая автомашина — лимузин марки «М-1».

17 марта 1937 г. В СССР принят закон, лишивший крестьян свободы передвижения.

18 марта 1965 г. Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

19 марта 1922 г. Издан декрет об изъятии церковных ценностей.

Сегодня Днепрогэс (мощность 650 МВт) как объект энергетики уже не поражает своей мощью. Но 90 лет назад это было сравнимо с недавно построенной китайской ГЭС «Три ущелья» (18200 МВт). Стоимость проекта Днепрогэса вначале оценивалась в 50 миллионов долларов, позже цифра увеличилась до 100 миллионов. Стоимость полного проекта, включая шлюз, заводы и строительство соцгорода, составила 400 миллионов долларов. При строительстве было затоплено 16 тысяч гектаров земель, на которых было расположено 56 населенных пунктов. Из них 14 были затоплены полностью, остальные— частично. Снесено 4176 дворов.

8 марта 1927 года первые строители прибыли в Запорожье, а через неделю на правобережной скале Любви (сейчас там расположен машинный зал ГЭС) появился красный флаг с надписью «Днепрострой начат!»

Строительство сопровождалось широкой пропагандистской кампанией. Трудящиеся перечисляли в фонд строительства часть заработка. На приобретение турбин фирмы «Ньюпорт Хьюз» пошли деньги, вырученные от продажи за рубеж не только художественных ценностей Эрмитажа, но и зерна, в том числе семенного фонда. Вследствие этого вскоре после строительства Днепрогэса в Украине и Поволжье разразился массовый голод. Вот такой ценой был построен этот индустриальный гигант, ставший визитной карточкой социализма. Самой массовой рабсилой стали заключенные. Рядом с ними работала сельская молодежь, бывшие белые офицеры, анархисты и священники, кулаки и аристократы. Землекопы и чернорабочие были преимущественно из местного населения. Довольно много людей нанимались ради номерка в столовую и места на ночлег в бараке. Дня не проходило без драк, краж, попоек.

Основными орудиями труда были лопата, кирка, тачка и грабарка — подвода, на которой вывозилась почва и доставлялись стройматериалы. Люди вгрызались в землю, долбили каменные глыбы, и метр за метром отвоевывали место для ГЭС. О технике безопасности никто не заботился, поэтому рабочие часто погибали, получали травмы. Как-то на укладку бетона поставили 16—20-летних девушек. Они должны были утаптывать его босыми ногами. А чтобы увеличить вес «топтунов», им на плечи клали мешки с камнями. Текучесть рабочей силы была огромной. К примеру, в 1932 году на стройку приняли 90 тысяч человек, а уволили — 60 тысяч. Торжественное открытие Днепрогэса назначили на 1 октября 1932 года.

В 1941 году при отступлении Красной армии Днепрогэс без преду­преждения горожан взорвали. Гигантская пробоина в плотине спровоцировала подтопление прибрежной городской полосы, плавней Хортицы. Высокая вода дошла и до соседних городов — Никополя и Марганца.

Решение о восстановлении Днепрогэса было принято в 1944 году. Для начала предстояло расчистить завалы, масса которых составляла четверть миллиона тонн раздробленного бетона. Инструменты в основном были все те же — кирка и лопата. Бетон опять месили ногами, причем на стройке преимущественно работали женщины. Рабочий день продолжался 12—15 часов. Выходных не было. Очередной датой рождения Днепрогэса стало 3 марта 1947 года.

В 80-х годах турбины Днепрогэса выработали свой ресурс. Был подготовлен проект, предполагавший полную замену оборудования. Однако пока проект согласовывали, СССР прекратил свое существование. Пришлось отложить модернизацию ГЭС до лучших времен. В 1997 году заменили турбины.

Подготовила Светлана ВИШНЕВСКАЯ, «ФАКТЫ»