Политика

Виталий коротич: «никогда не забуду киев, когда там шумела «оранжевая» стихия… Не представляю, когда в людях снова появится столько доверчивости и надежды на власть… »

0:00 — 28 октября 2009 eye 203

«ФАКТЫ» предлагают читателям отрывки из статьи председателя редакционного совета популярного еженедельника «Бульвар Гордона» (опубликована в № 42, октябрь, 2009). Известный писатель и журналист размышляет, почему общая беда не может сплотить Украину

«Мы слишком долго выпадали из человечества, чтобы сразу возвратиться в него»

«… За годы независимости 625 докторов наук, золотой фонд, навсегда уехали из Украины в другие страны. Более тысячи молодых кандидатов наук эмигрировали вдогонку за последние 10 лет. Они непатриотичны? Это непатриотична власть, не позволяющая таким людям реализовать себя в полную силу дома. Ну а вообразить, что у нас на главную должность поднимется сын иноплеменных эмигрантов, как Саркози во Франции или полукениец Обама в Штатах, совершенно немыслимо.

Нынешние послесоветские страны провинциальны по своей генетике, по советской наследственности, по неуважению к уму и мыслительной независимости своих граждан, трагическому незнанию чужой жизни, других языков и обычаев. Мы слишком долго выпадали из человечества, чтобы сразу возвратиться в него.

Чиновники-провинциалы симулируют патриотизм, не желая сравниваться ни с кем, все так же громоздят свои привилегии, не боясь разоблачительных статей. Они не страшатся сегодняшней прессы, которой можно обрубить субсидии, заткнув денежным кляпом любую газету и всякий телеканал. Сегодняшние хозяева жизни бесстрашнее прежних, они учли их ошибки и стали куда более наглыми, не впадая в панику, как советские партийные бонзы, задетые «Огоньком» на закате бывшей страны. Так что многое похоже, но и переменилось немало — не обязательно к лучшему.

«Виктор Ющенко довольно искренний человек, но он, как некогда Михаил Горбачев, давно уже лидер без команды»

… Национализм нынешнего украинского Президента показушен, декоративен, смахивает на этнографические упражнения, процветающие в эмиграции, или на то, что творилось некогда в Галичине, самом провинциальном украинском регионе, который и в составе Украины оказался по воле большевиков, оттяпавших его у Польши 70 лет назад. Галичане отбивались от польского шовинизма много лет, создав так называемую УПА, которая боролась за их права (эту же УПА советская власть получила вместе в Галичиной). Жители Галичины мечтали о так называемой «Великiй Українi», уносили эту мечту в эмиграции и никогда, пожалуй, не предполагали, что Президент независимой Украины, женившись на американской гражданке, чьи предки бежали из их краев, станет превращать Большую Украину в этакую Большую Галичину.

… Нынешний украинский Президент напоминает мне первого и последнего советского — — тот так же начинал с немыслимой популярности и так же опустился на дно рейтингов. Виктор Ющенко довольно искренний человек, но он, как некогда Михаил Горбачев, давно уже лидер без команды, переполненный идеями, которые некому реализовать. Он пришел из провинции, так и не научился общаться с Киевом запросто и очень страдает от этого.

«По советской привычке народ ожидает чуда, которое за несколько дней повернет жизнь в лучшую сторону»

… Увы, провинциализм не предвидит полноправного вникания в чужой опыт. Народ волнуется, но не скандалит, ожидая по советской привычке чуда, которое за несколько дней повернет жизнь в лучшую сторону. При этом все знают, что Россия неподалеку, и многие уверены, что с ней не обязательно собачиться. Но, как говаривал покойный Рональд Рейган, «танго можно станцевать только вдвоем».

По результатам недавнего опроса общественного мнения, девять из десяти граждан Украины все еще считают россиян дружественным народом. Зато в России около половины населения ощущают сегодняшнюю Украину и украинцев своими противниками. Это подвластная российскому начальству унылая пропаганда пыхтела- организовала, больше некому. Такие же анонимные умники установили лютые цены на железнодорожные и авиабилеты между Киевом и Москвой, а цены на письма — как на почту в США. Ни одна российская кабельная или спутниковая программа, даже НТВ+, не транслирует украинские телеканалы (в Украине то же НТВ+ с российскими каналами можно установить запросто). В России нельзя купить украинскую периодику (в Киеве продается множество московских изданий, вплоть до глянцевых журналов, спортивных газет и таблоидов, повествующих о любовных похождениях теледив) — и так далее…

Со скрипом карабкаемся мы из истории, которая никак не делится на равные части. Соединений с разъединениями, разнокалиберных государств было несколько, а на столы к современникам легли счета сразу за все. Листая прессу, группирую претензии.

… Участие запорожцев в походах на Московское царство, Мазепа, Петлюра, Бандера, националистические акции, украинизация церковной жизни, Крым с Севастополем…

… Приватизация наследия Киевской Руси, ликвидация украинской автономии, разгром Запорожской Сечи, массовые казни после Полтавы, русификация церкви, школ и культурной жизни, террор, Голодомор, спорные территории…

Начитавшись такого, размышляю, почему президенты соседних стран переписываются, а нe перезваниваются? Телефонные тарифы заели? Почему они не могут поднакопить деньжат и съездить в гости к соседу? Даже заграничного паспорта оформлять не надо.

«… Завистливо наблюдаю, как в сегодняшней Европе уважительно сотрудничают государства, которые недавно уничтожали друг друга в мировых войнах»

… Никогда не забуду Киев, когда там шумела «оранжевая» стихия и полмиллиона людей, ожидающих чуда, сгрудились на Майдане Незалежности. Такого я, наверное, больше никогда не увижу. Не представляю, когда в людях снова появится столько доверчивости и надежды на власть, — разочарований за эти годы было с избытком. Но гоголевская реплика: «Над кем смеетесь?» имеет одинаковое отношение ко всем нам, украинская беда поучительна. Упаси Бог, я не хочу никаких неравноправных воссоединений Украины с кем попало, но завистливо наблюдаю, как в сегодняшней Европе уважительно сотрудничают государства, которые недавно, в XX веке, уничтожали друг друга в мировых войнах, не говоря уже о предыдущих кровопусканиях. Мне очень хочется, чтобы сейчас ощущалась сосредоточенность не на сведении старых счетов, а на поиске выхода из Общей Беды, как он идет сегодня во всем мире, перекореженном кризисами, но многое понявшем.

Увы, до сих пор неистребимые в нашей жизни послесоветские чиновники. Не желая учиться равноправному и достойному общению (им хорошо и так) внутри и вне своих стран, хамят или раболепствуют, третьего им не дано. Сформировался целый чиновничий интернационал, реальный, в отличие от придуманного когда-то пролетарского. Чиновничество множится (в России, например, за последние годы их стало больше в четыре раза) и неудержимо наглеет. Помните фильм под названием «Скованные одной цепью»? Двое киногероев бегут из тюрьмы. Они не обязаны любить друг друга, но могут спастись только вместе, потому что соединены общей цепью. По мере того как они начинают понимать свою связь, увеличиваются их шансы на выживание. До киногероев это дошло, до нас доходит с трудом. По крайней мере, до некоторых из тех, кто поставлен у державных кормил».