После жестокого избиения 24-летний Василий Маркович уже три месяца находится в коме
Это преступление, совершенное 9 декабря прошлого года в 1.40, зафиксировала камера видеонаблюдения, установленная на одной из пятиэтажек по улице Танкопия в Харькове. Когда 24-летний Василий Маркович (на фото в заголовке) достал ключи, чтобы открыть дверь подъезда, на него напали двое. Первый, подошедший сзади, имел при себе пистолет, и на записи с камеры видно, как он его перезарядил. Второй, появившийся из темноты, был вооружен ножом-«бабочкой». Злоумышленники повалили крепкого парня на асфальт. Камера зафиксировала, как один из нападавших одиннадцать (!) раз подпрыгнул на голове у лежащего человека. Чтобы ограбить прохожего (снять с него наручные часы и болоньевую куртку, в кармане которой находилось 400 гривен и документы), понадобилась несколько минут.
Преступников не нашли до сих пор. А сержант полиции Василий Маркович все еще находится в коме.
Избитый до полусмерти Василий пролежал на холоде не менее пяти часов. Правда, двое сердобольных ребят, возвращавшихся домой поздно ночью, перенесли окровавленного человека в подъезд, но при этом почему-то не вызвали скорую помощь. Наверное, подумали: пьяный, проспится. Они оставили Василия рядом с дверью в подвал, где не увидеть его было невозможно. Тем не менее люди, спешившие с самого утра по делам, проходили мимо, делая вид, что ничего не заметили. И только один сосед, выводивший на улицу собаку, обратил внимание на лежащего в подъезде человека. В избитом полураздетом мужчине, не подававшем признаков жизни, он с трудом узнал сотрудника патрульной полиции, арендовавшего квартиру в их подъезде. Ни имени его, ни фамилии сосед не знал, поэтому бригада медиков увезла пострадавшего в городскую больницу скорой и неотложной медицинской помощи как неизвестного.
Родственникам Василия Марковича сослуживцы сообщили, что он упал и потерял сознание…
— В палате реанимации Вася лежал, обмотанный трубками, подключенный к аппарату искусственного дыхания, — говорит 42-летняя мама пострадавшего Виталия Маркович. — На правом виске огромная гематома, глаза закрыты, руки-ноги как плети, никаких реакций… Казалось, что сон, который я видела приблизительно за полторы недели до случившегося, сбылся. Мне приснилось, будто сына убили. В шесть утра позвонила ему. «Мамо, чого ви так рано дзвоните?» — удивился Василько. Услышав его голос, я успокоилась и не стала ничего объяснять. А незадолго до избиения он рассказывал нам, что ему снилось, будто на него напали двое, но он от них отбился. Даст Бог, и сейчас отобьется — левая рука у него уже начала двигаться.
— Мы трижды приглашали священника в реанимационную палату, — рассказывает 47-летний отец Василия Николай Федорович. — После третьего причастия сын смог пошевелить мизинцем на левой руке. С тех пор у Васи начали постепенно восстанавливаться двигательные функции. Смотрите, левую ногу уже хорошо подтягивает, появилась чувствительность в правой руке, голова свободно двигается и немного поднимается. А когда его только привезли сюда, он был, как бревно: в каком положении оставишь, в таком и будет лежать. Нам говорили, если протянет сорок суток, значит, будет жить. После этого срока мы уже не считаем дни.
Из реанимации сына привезли с множественными глубокими пролежнями — на голове, на спине, на копчике, на пятках… Чтобы раны быстрее зажили, комбустиолог, кандидат медицинских наук Дмитрий Пасичный провел пластику и каждый день, даже в выходные, делает перевязки, что занимает не меньше часа. Много времени Васе уделяет старшая медсестра отделения Людмила Гордиенко. Курируют ход лечения главный врач больницы Елена Ковалева и ее заместитель Андрей Козаченко. Они нас очень поддерживают морально.
Родители Василия Марковича — простые сельские труженики, проживающие в Новосанжарском районе Полтавской области. Когда с сыном случилось несчастье, оставили хозяйство на соседей, а сами приехали в Харьков. Месяц назад к ним присоединилась и 62-летняя бабушка из Закарпатья, мама Виталии. Часто из Полтавы наведывается младший брат Василия Коля. Каждому из родных хватает работы, ведь возле лежачего больного приходится дежурить круглосуточно, ежечасно переворачивать его с боку на бок.
Василий Маркович в юности колебался, кем стать — священником или милиционером. Эта дилемма решилась после того, как он попал служить в батальон Почетного караула Внутренних войск МВД. После армии парень окончил школу милиции в Запорожье, его взяли на работу в Новосанжарский райотдел МВД на должность помощника оперативного дежурного. В составе батальона патрульной службы милиции особого назначения «Полтава» сержант Маркович принимал участие в антитеррористической операции в районе Константиновки и Дебальцево Донецкой области. Как раз в то время за крупный железнодорожный узел велись ожесточенные бои.
— Когда я пытался расспрашивать Васю о войне, он уходил от разговора, — вспоминает его 22-летний брат Николай. — И о службе в патрульной полиции брат тоже ничего не рассказывал. Год назад его сбила девушка-водитель и протащила на капоте «Субару» несколько метров — за то, что он сделал ей замечание по поводу перехода дороги в неположенном месте, когда она направлялась к своей машине. Об этом случае мы узнали, наверное, позже всех. Вася получил тогда незначительные ушибы. Иногда, правда, говорил, что кое-кто ему угрожает. Это понятно: он имел дело с нарушителями общественного порядка. Но не жалел о выборе профессии.
— Уверена, что преступление против Василия было спланированным, — подключается к разговору коллега Василия Марковича, инспектор патрульной полиции Индустриального района Ирина Гончаренко. — Он из тех, кто пришел служить в полицию, надеясь изменить ситуацию в стране к лучшему. Подкупить его было невозможно. Не исключено, что кто-то захотел отомстить принципиальному «копу». Согласитесь, если грабители снимают с человека дешевую куртку, им незачем прыгать у него на голове. Лучше побыстрее скрыться…
Ирина — единственная из сослуживцев Василия, кто до сих пор проведывает его в больнице. Поначалу приходили многие, помогали материально. Но постепенно энтузиазм остыл.
С Василием Ирина познакомилась летом прошлого года: командир отделения направил ее в составе патрульного экипажа в помощь коллегам, работавшим в Московском районе.
— Не знаю, насколько тогда была полезна я, — вспоминает Ирина, и улыбка появляется на ее лице, — зато мне сразу стало ясно, к кому можно обратиться за помощью по работе. Василий отлично знает юриспруденцию, не по годам мудр. В этом году, кстати, собирался подавать документы в вуз, чтобы получить высшее юридическое образование. Он настолько любил свою работу, что в другом деле себя даже не представлял…
И тут такая печальная новость! Утром позвонил заместитель Васиного командира: «Маркович в реанимации полумертвый. Привезли как неопознанное лицо». Я в тот момент находилась по личным делам именно в этой больнице и к дверям реанимации пришла почти одновременно с двумя сослуживцами из Васиной роты. Однако никакой информации доктора нам не дали. О состоянии нашего коллеги лечащий врач рассказал лишь начальнику управления полиции, который подъехал позже. И вынес список необходимых лекарств. Ежедневно нужно было около трех тысяч гривен. К сожалению, выделенную управлением материальную помощь почему-то отправили на Васину карточку, украденную грабителями. И хотя его мама карту заблокировала, деньги со счета невозможно снять без согласия владельца. Хорошо, люди сбросились — и здесь, и в селе, волонтеры помогли…
Все свободное время Ира Гончаренко проводит возле своего друга в больничной палате. Разговаривает с ним, показывает фотографии знакомых, вместе с Васиными родными помогает врачу по лечебной физкультуре разрабатывать тело пациента…
Девушка никогда не приходит к Василию с пустыми руками. В этот раз принесла овощные и фруктовые пюре. Другая еда Васе еще не по силам.
*"Судьба Василия мне не безразлична, — говорит его коллега Ирина Гончаренко. — А лечебная физкультура, по словам врачей, способна заменить многие лекарства". Фото автора
— Врачи рекомендуют для стимуляции мозга ежевику, — говорит Ира. — Знать бы, у кого есть эта ягода в замороженном виде или перетертая с сахаром, кто мог бы поделиться. Время истекает — 9 марта исполнилось три месяца, как Вася в коме. В реабилитации людей, у которых пострадал головной мозг, это самый важный период. Чтобы потом получить результат, сейчас нужно как можно больше вложить в больного: восстановить двигательные, жевательные функции, улучшить микроциркуляцию во всем организме. В отделении нейрохирургии очень стараются нам помочь. Реабилитацией больных, находящихся в коме, в Украине ведь почти нигде не занимаются. А к Васе в палату дважды в день приходит врач Наталья Игоревна и по целому часу занимается с ним лечебной физкультурой. Пусть очень медленно, но прогресс идет…
— Вася уже узнает мой голос, — подходит к пациенту врач-реабилитолог Наталья Шевченко. — И стоном выражает свое недовольство, когда мы все начинаем его тормошить. Стон — показатель того, что организм реагирует на раздражитель. Раньше Вася таких звуков не издавал.
Когда Наталья Игоревна уходила из палаты, Василий был мокрым от пота.
— Наша задача в том, чтобы с помощью гимнастики стимулировать нервную систему и по рефлекторной дуге «включить» мозг лежачего больного, — объясняет Наталья Шевченко. — Сейчас Вася устал, значит, его мозг участвовал в этой невероятно тяжелой для больного работе. Лечебная терапия, дополненная физиотерапией и лечебной физкультурой, помогает человеку быстрее выйти из комы и восстановиться. Это разработки медиков нашей больницы. Если нам удастся добиться того, что Василий начнет повторять звуки, значит, произойдет прорыв в лечении, и мы перейдем на другой уровень занятий. Движения могут заменить многие лекарства, но никакие лекарства не могут заменить движения.
— Василий получил очень тяжелую черепно-мозговую травму, — рассказывает заведующий нейрохирургическим отделением Харьковской городской клинической больницы скорой и неотложной медицинской помощи Андрей Богоявленский. — Вследствие глубокого нарушения функций коры головного мозга пациент длительное время находится в коматозном состоянии. Он уже перенес трахеобронхит и пневмонию, которые развились из-за длительного подключения к аппарату искусственного дыхания. Сейчас основная задача медперсонала — залечить пролежни, поскольку с такими ранами невозможна реабилитация больного в специализированных клиниках.
— Нас готовы принять в одном из медицинских центров Израиля, уже и сумму назвали — 144 тысячи долларов за три месяца, — говорит мама Василия. — Мы очень надеемся на чудо…
P. S. Семья потерпевшего патрульного полицейского будет благодарна любой материальной помощи. Деньги можно отправить на карточку 4149 4393 9495 9153, открытую в «ПриватБанке» на имя Маркович Виталии Васильевны. Ее телефон (099)052−17−58.
Фото в заголовке из семейного альбома