Происшествия

«к сожалению, достаточно нашим работодателям прочитать в справке «нетрудоспособен» — и шанс заработать такому человеку собственный кусок хлеба исчезает»

0:00 — 29 октября 2009 eye 491

В столичном Центре трудовой реабилитации для умственно отсталых инвалидов молодые люди, осваивая ремесла, чувствуют себя нужными и защищенными

Первое, что бросается в глаза, когда попадаешь в помещение центра, — тишина и порядок. Все воспитанники чем-то заняты. Одни рисуют, другие — старательно чертят за столом узоры на тканях, кто-то отливает в специальных формах разноцветные свечи или лепит фигурки из глины. Здесь проходят занятия и по сапожному мастерству. В коридоре и на лестничной площадке чувствуется крепкий запах обувного клея. Есть в центре также мастера вышивки и изготовления мягких игрушек.

«Мягкую игрушку «Гриб-боровик» я отдал на городскую выставку. Рассчитываю на победу!»

Тридцатидвухлетний Константин Бабич жмет мне руку и показывает аккуратно разложенные на столе вышитые им картины: изображение Джоконды, персонажи из мультфильмов, натюрморты. Одну из работ он завершил как раз перед нашим приездом.

- Эту картину я вышивал четыре месяца, — волнуясь, говорит Костя.  — Хочу сделать подарок моему дяде на день ангела. Пока что он ничего не знает — это сюрприз.

Константин прекрасно владеет техникой макраме. Узелковое кружево смотрится красиво и нарядно. Рассматривая салфетку с бахромой, интересуюсь, сколько времени уходит на ее изготовление.

- Одна-две недели — и работа готова, — немного подумав, отвечает собеседник.  — Макраме я научился делать еще во время учебы в интернате. А теперь на многих конкурсах занимаю первые места. Плести можно шнуры, мешочки разного назначения. Но мне по душе кружева. А еще я люблю делать мягкие игрушки. Сейчас на городскую выставку отдал свою работу «Гриб-боровик». Рассчитываю на победу!

Киевский центр трудовой реабилитации был создан еще в 1998 году. Два года его финансово поддерживали европейские благотворители, а с 2000 года центр подчинен городской администрации.

- У нас занимаются 50 человек, — рассказывает директор Центра трудовой реабилитации «Трамплин» Наталья Сидоренко.  — Это люди, которые закончили вспомогательную школу-интернат, но не могут продолжить обучение в профтехучилище или трудоустроиться. Здесь парни и девушки общаются, проводят праздники с конкурсами под присмотром педагогов. Для умственно отсталых людей очень важна самодисциплина. Поэтому надомный труд без подготовки им противопоказан. Наши психологи и социальные работники учат воспитанников элементарным жизненным навыкам (гигиене, умению готовить пищу и считать деньги, правильному поведению), а также ремеслам. В будущем это поможет им адаптироваться в обществе, как это происходит во всех европейских странах.

Константин владеет компьютером, разбирается в технике, интересуется политикой, любит историю и право, знает законы. А еще он призер многих конкурсов и постоянный участник выставок. В «Трамплин» Костя ходит десятый год. Закончив девять классов вспомогательной школы-интерната, на работу не смог устроиться по состоянию здоровья, поэтому начал искать себя в творчестве. Из-за болезни (гипопаратиреоз) ему ежедневно нужно принимать лекарства. Без препаратов кальция у Кости могут начаться судороги, вплоть до остановки сердца.

- Сынок рос крепким, подвижным ребенком: ходил в обычный садик, любил кататься на велосипеде, играть со сверстниками, — говорит мама Константина Мария Зиновьевна.  — Но позже я стала замечать, что он очень быстро устает. Потом сыночек стал жаловаться на боли в ногах, руках. Осмотр у невролога и педиатра ничего не дал. Врачи меня успокаивали, мол, ребенок нормально развивается. В пять лет у Кости прямо на улице начались судороги. От сильного мышечного спазма его лицо застыло, как маска, кисти рук одеревенели в форме лодочки. Костя был просто не в состоянии идти, и я на руках несла его домой.

Приятельница мне порекомендовала обратиться к эндокринологу. Мы прошли обследование на томографе, сдали анализы. Когда врач увидел результаты, то выписал направление в Институт эндокринологии и обмена веществ. Оказалось, что у сына очень редкая болезнь, при которой в организме постоянно понижен уровень кальция. Мне сказали, что из-за этого у ребенка происходит задержка развития и роста. Если бы проблему выявили в раннем возрасте и вовремя назначили лечение, то многих последствий удалось бы избежать. С тех пор и по сегодняшний день слежу, чтобы уровень кальция в крови у сына был в норме. Каждые три месяца он сдает анализы, проходит обследования.

Несмотря на серьезное заболевание, Константин во всем старается помогать маме. На даче выращивает и собирает клубнику, огурцы, помидоры, картошку. В квартире следит за порядком. А в свободное время занимается творчеством. Вышивать картины парень начал год назад. За это время успел сделать уже более десяти разных по сложности и размеру работ.

- На вышивку я его натолкнула случайно, — рассказывает инструктор по шитью Центра трудовой реабилитации «Трамплин» Нина Семижен.  — Однажды в магазине увидела вышитую «Мону Лизу». Стоила работа три тысячи 400 гривен. В разговоре с Костей я упомянула об этом. Так у него возникла идея попробовать себя в вышивке.

«Работа с глиной очень успокаивает нервы»

В центре такие, как Костя, парни и девушки не чувствуют себя особенными. Здесь у каждого есть интересное занятие. Живущих в одной из комнат попугайчиков и кролика воспитанники взяли под свою опеку: чистят клетки, кормят.

На стенах в коридоре аккуратно развешаны рисунки, поделки, стенды с фотографиями новогодних утренников и именин воспитанников центра. В светлом помещении располагается мастерская по керамике. Здесь много изготовленных вручную вазочек, подсвечников, фигурок животных. Вот только продукцию, которую делают ребята, нельзя продавать. Ведь при получении дохода от ее реализации можно утратить статус неприбыльной организации, а вместе с ним и бюджетное финансирование. Поэтому керамические работы ученики центра дарят знакомым, гостям и благотворителям.

- Занятия проходят в две смены, но многие воспитанники проводят здесь весь день с утра до вечера, — рассказывает один из учеников центра 32-летний Леонид Лук.  — Глину мы покупаем, перецеживаем и заливаем в гипсовую ванночку. Потом вымешиваем ее вручную, как тесто, делаем кубики и складываем в целлофановые пакеты. А когда нужно, берем и лепим разные предметы.

- Работа с глиной очень успокаивает нервы, — добавляет 26-летний Юрий Матвиенко.  — Разминая руки, мы развиваем моторику, координацию.

Люди с интеллектуальной недостаточностью, прежде всего, должны уметь позаботиться о себе. Поэтому инструкторы, педагоги и психологи оценивают состояние каждого подопечного, определяют, какие сферы жизни вызывают у него затруднения, и составляют индивидуальную программу реабилитации. В небольшой кабинет с яркими мягкими креслами воспитанники приходят на сеансы релаксации или когда у них плохое настроение.

- Эти люди близко к сердцу принимают обиды и реагируют на них очень эмоционально, — рассказывает психолог центра Олег Стенько.  — Стараемся решить возникшую проблему. Мы учим их обращаться за помощью, а не замыкаться в себе. Большинство воспитанников стараются вести себя хорошо, как малыши трех-четырех лет. Но когда это обычные дети, ты чувствуешь: еще немного — и повзрослеют. Со многими нашими подопечными этого не произойдет, они навсегда останутся детьми: доверчивыми, непосредственными. Для них самое главное — быть полезными для общества. Они трудолюбивы и могли бы работать уборщиками, дворниками, разносчиками газет, сапожниками. Но достаточно работодателю прочитать в справке «нетрудоспособный» — и шанс заработать такому человеку собственный кусок хлеба исчезает. Здесь есть парни и девушки, которые отлично вяжут на спицах и крючком, рисуют и вышивают картины. И они рады тому, что их труд кому-то нужен, что они приносят пользу, доставляют удовольствие родным и знакомым. Именно это делает их счастливыми. А если общество дает человеку ощущение счастья — что может быть лучше?