Украина

Новые машины могут подешеветь, а электрокары — превратиться из экзотики в обыденность

6:00 — 30 марта 2017 eye 2119

С началом весны оживилась не только природа, но и народные избранники. Они инициируют целый ряд законодательных новшеств, способных существенно повлиять на автомобильный рынок Украины. И что немаловажно — в положительную для простых граждан сторону. Если предложения будут приняты, новые автомобили могут заметно подешеветь, а электромобили — перестать быть экзотикой. «ФАКТЫ» выяснили, что конкретно предлагают в Верховной Раде и правительстве.

Сейчас в Верховной Раде активно обсуждается комплексная реформа автомобильного законодательства, сообщила глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина. По словам г-жи Южаниной, высокая налоговая нагрузка на покупателей новых машин повлекла за собой развитие в нашей стране серьезнейшей проблемы — незаконного использования нерастаможенных автомобилей с зарубежной регистрацией. За последние несколько лет проблема приобрела колоссальные масштабы. Поэтому ее нужно решать не откладывая, но при этом — взвешенно и комплексно.

— Однозначно нужно принимать изменения в законодательство, — заявила народный депутат. — Они должны касаться не только того, как быть с нерастаможенными автомобилями, но и того, что делать с автомобильным рынком вообще. Нужно проанализировать его и найти компромиссное решение, которое бы удовлетворяло все стороны.

Впервые за многие годы наши законодатели ведут дискуссию не о повышении налогов на автомобили, а об их снижении. Критическая ситуация с массовым использованием в Украине нерастаможенных машин и растущим недовольством автомобилистов, открыла глаза власть имущим на то, что наши сограждане живут очень бедно и просто не могут позволить себе не только новые транспортные средства, но и бывшие в употреблении, выпущенные после 2010 года (ввоз более старых машин запрещен) и соответствующие экологическим нормам Евро-5.

— Таможенные платежи заключаются не только в акцизе, — говорит Нина Южанина. — Есть еще налог на добавленную стоимость и обязательный сбор на государственное пенсионное страхование (в большинстве своем это 5 процентов). При ввозе новых автомобилей предприятия-дилеры оформляют таможенные декларации, исходя из реальной стоимости товара. Она не может быть занижена, потому что это политика производителя и дилера. И поэтому, несмотря на низкий акциз, покупатель платит очень высокий налог на добавленную стоимость и затем еще сбор в Пенсионный фонд. Но экономическое положение страны не позволяло в течение многих лет снижать ставку налогов.

Отрадно, что украинские законодатели наконец-то поняли, что в Украине назрела необходимость пересмотреть налогообложение в автомобильной отрасли. Поддерживают идею и автоимпортеры. Глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко на своей странице в «Фейсбуке» объяснил, что неподъемная для многих соотечественников цена новых автомобилей обусловлена высокими налогами, которые ложатся на плечи как импортеров и дилеров, так и покупателей. Причем у поставщиков транспортных средств нет никаких легальных возможностей снизить их стоимость.

«При импорте нового авто (кроме машин из стран ЕС) пошлина (10 процентов) и НДС (20 процентов) платятся, исходя из реальной стоимости автомобиля, — объясняет Олег Назаренко. — Занизить ее невозможно! Если, к примеру, я приду на завод Toyota или BMW и предложу за взятку занизить мне инвойс, чтобы сэкономить на налогах, это будет последний мой визит на этот завод — больше меня и на порог не пустят!

А вот покупателю подержанного авто (купленного, например, за 10 тысяч долларов) прямо на границе некие фирмочки предлагают выбросить в мусор реальный договор купли-продажи и не платить пошлину (10 процентов, или 1000 долларов) и НДС (20 процентов, или 2000 долларов), а взамен предлагают фальшивый инвойс от чешской или польской фирмы-«прокладки» с фальшивой стоимостью авто в 1000 долларов, что позволит заплатить на таможне лишь 100 долларов пошлины и 200 долларов НДС. Дают еще и заниженную оценку этого авто от «ручного» эксперта автотовароведческой экспертизы и «прирученного» таможенника…

На сегодня задача номер один для меня — отменить или снизить пошлину, акциз и сбор в Пенсионный фонд при импорте автомобилей, что сделает их доступнее для простых украинцев. Причем для всех, а не только для избранных (на литовских номерах), так как именно украинцы при покупке авто платят эти налоги! Меньше налоги — дешевле и доступнее авто для украинца! Вот мой лозунг на этот год!" — подытожил Олег Назаренко.

Помимо снижения налогов на машины с двигателями внутреннего сгорания, наши законодатели рассматривают возможность сделать доступнее и электромобили. Правительства развитых стран давно стимулируют соотечественников выбирать экологически чистый вид транспорта. Например, в Норвегии покупатель освобождается от всех налогов и сборов (сюда входит и 25 процентов НДС). В Исландии владельцы электромобилей стоимостью до 52,6 тысячи долларов освобождаются от уплаты НДС и к тому же в течение 90 минут могут абсолютно бесплатно стоять на парковке в центре города. В Бельгии дают скидку в размере 30 процентов от стоимости электромобиля, а в Швеции, Франции и Великобритании покупателям таких машин предоставляются гранты в размере 4500—6500 евро.

Первым шагом к электрификации транспортных средств в Украине стала отмена в 2015 году ввозной пошлины на электромобили. Однако это повлияло на положение дел лишь незначительно — нашим соотечественникам по-прежнему выгоднее покупать традиционные авто. Электрокары чаще приобретают в качестве второй или третьей машины в семье. Но, возможно, во вполне обозримом будущем ситуация изменится.

Как сообщил министр инфраструктуры Владимир Омелян, рабочая группа активно разрабатывает меры по стимулированию развития отрасли электрического транспорта в Украине. Уже подготовлен законопроект, благодаря которому электромобили для населения могут подешеветь более чем на 40 процентов! В частности, предлагается убрать НДС и акцизный сбор на электрокары, а также сбор в Пенсионный фонд при первой регистрации таких машин. Более того, покупку электромобиля планируют стимулировать доплатой, благодаря которой наши сограждане смогут компенсировать часть затрат на приобретение такого транспортного средства. Правда, о каких суммах идет речь, пока не известно.

По прогнозам Владимира Омеляна, в 2017 году ожидается приход в Украину трех именитых производителей электромобилей, а общий список потенциальных инвесторов включает такие бренды, как Toyota, Volkswagen, PSA Peugeot-Citroen, GM, Hyundai, Honda, Suzuki, Nissan и Fiat. Не менее сенсационным стало и другое заявление руководства Мин­инфраструктуры: в Украине собираются наладить производство отечественных электромобилей.