Человек обращается к врачу, когда его что-то беспокоит. А если нет повода, то не идет. Но так можно пропустить опасную болезнь — рак щитовидной железы, который поначалу развивается бессимптомно. Чтобы выявить его, достаточно регулярно делать УЗИ, считает врач высшей категории, заведующий отделением эндокринной хирургии Киевского городского клинического эндокринологического центра Сергей Цымбалюк. Какие обследования нужны, если возникло подозрение на злокачественную опухоль? Когда выполняют операцию, сохраняющую щитовидную железу? Как часто нужно проверяться здоровому человеку? Ответы на эти и другие вопросы — в прямой линии «ФАКТОВ».
* — Здравствуйте, Сергей Николаевич! Звонит Игорь из Кременчуга Полтавской области. У мамы (ей 49 лет) выявили рак щитовидной железы, назначили операцию. Она боится, но я читал, что этот вид рака хорошо лечится. Это так?
— Только если он вовремя выявлен и грамотно пролечен. Большинство пациентов, хотя и боятся операции, но понимают, что это продлит или даже спасет им жизнь. Правда, в литературе описаны случаи, когда человек с раком, диагностированным на первой-второй стадии, который по каким-то причинам нельзя было оперировать, жил многие годы. Но это казуистика. Я убежден, что раковую опухоль нужно удалять как можно раньше.
— У мамы опухоль около пяти миллиметров. Можно удалить только часть железы?
— Это решает врач. До чернобыльской катастрофы операции, сохраняющие орган, были довольно распространены. Но затем появились более агрессивные виды рака, которые чаще давали метастазы, имели несколько очагов. Поэтому пациентам удаляли всю щитовидную железу. Сейчас мы снова возвращаемся к операциям, сохраняющим орган. Удаление половины щитовидной железы возможно, если это первая стадия рака с единичной и небольшой (до четырех-пяти миллиметров) опухолью.
К сожалению, процент таких операций небольшой. Очень важно во время вмешательства провести экспресс-анализ. Гистолог, который исследует долю железы либо ткань удаленной опухоли, в 99 процентах случаев дает точный ответ прямо в ходе операции, что помогает хирургу определиться с дальнейшим объемом лечения. Ведь опасен не только рак: есть вид доброкачественных узлов, которые имеют высокий риск перерождения (фолликулярная неоплазия).
* — «ФАКТЫ»? Это Ольга из Ивано-Франковска. В каких случаях человеку, у которого выявлен рак, врачи отказывают в удалении щитовидной железы?
— Если есть малейшая возможность помочь пациенту, то мы беремся оперировать и в запущенных случаях рака. Например, в прошлом году в Киеве провели 35 таких операций. Но как помочь больному, если злокачественный процесс захватил соседние органы: сосуды шеи, трахею, пищевод, а метастазы поразили лимфоузлы и даже легкие? Многие люди так боятся операции, что ищут другие способы лечения, упуская время. Но их нет! Если диагноз рак установлен, то злокачественная опухоль не рассосется, а будет только увеличиваться.
За последний месяц помню двух пациентов, которые опоздали с обращением к хирургу. У 55-летнего мужчины был огромный, больше полулитровой банки (600 кубических сантиметров) зоб на шее. Пациент болел давно, периодически делал УЗИ. Но упустил момент перерождения зоба, он стал плотным, как дерево, и пророс в подкожную клетчатку, внутренние органы. Другой случай — женщина, у которой раковая опухоль начала давить и мешала глотать, дышать. Причем больная даже не подозревала о том, что у нее есть узлы, а когда сделала УЗИ, оказалось, что рак дал метастазы.
Обычно узел растет медленно. Человек считает, что нет повода проверяться, и замечает опухоль, когда она становится, как куриное яйцо. Поэтому важно раз в год делать УЗИ щитовидной железы, сдавать анализы и проходить профилактический осмотр.
* — Меня зовут Ирина, 54 года. Звоню из Киева. Часто повышается давление, и семейный врач заподозрил нарушение щитовидной железы. Какая здесь связь?
— Когда щитовидная железа вырабатывает повышенное количество гормонов, у человека часто повышается давление, учащается сердцебиение. Чтобы обследовать работу щитовидной железы, советую сдать анализ на гормоны. Поначалу стоит проверить тиреотропный гормон гипофиза (ТТГ).
— А УЗИ недостаточно?
— УЗИ показывает изменения в структуре железы, а не нарушение ее функции. Например, в органе могут быть узлы, но он работает нормально.
* — Звонит Татьяна из Чернигова. Мне удалили щитовидную железу в сентябре прошлого года, сейчас принимаю эутирокс. Как часто нужно проверяться?
— Надеюсь, вы были на обследовании через три месяца после операции? Сейчас приближается время второй проверки, которая проводится через шесть месяцев. В первые годы показываться врачу нужно каждые полгода, а затем раз в год, если ничего не беспокоит. Обычно доктор назначает комплекс исследований — УЗИ и анализы на гормоны, а первое время — еще и сканирование с радиойодом, которое проводят радиологи. Такое параллельное наблюдение нужно потому, что не все виды рака и метастазы накапливают радиоактивный йод.
Очень важно выяснить показатели тиреоглобулина и антител к нему. Тиреоглобулин, который вырабатывают клетки щитовидной железы (тиреоциты), считается онкомаркером рака щитовидной железы. С его помощью можно вовремя обнаружить распространение болезни, заметить метастазы. Также необходимо регулярно проверять гормон щитовидной железы тироксин (свободный Т4) и ТТГ.
* — Беспокоит Елена из Запорожья. У дочери в 16 лет обнаружили рак и удалили щитовидную железу. Сейчас ей 23 года, и она принимает эутирокс. Каким должен быть уровень тиреотропного гормона гипофиза и тиреоглобулина? Доктор говорит, что анализы в норме (в частности, ТТГ меньше 0,1, тиреоглобулин не превышает 0,20), но дочь постоянно жалуется на слабость, сонливость.
— Однозначно сказать, связано ли плохое самочувствие вашей дочери с гормональным фоном, сложно. К счастью, рецидива рака у девушки нет — об этом говорит ничтожно малое количество тиреоглобулина. Также считается, что в первые четыре-пять лет после операции уровень ТТГ, который определяет дозу заместительной терапии, не должен превышать 0,1. Со временем, когда минует опасный период возможного рецидива, дозу эутирокса можно уменьшить, чтобы перевести ТТГ из подавленного значения в нормальное. Советую вашей дочери еще сдать анализы на гормоны щитовидной железы (тироксин и трийодтиронин). Тироксин не должен превышать (или во всяком случае — не сильно) верхнюю границу нормы.
— Сколько длится этот опасный период?
— Для каждого пациента по-разному, но в среднем — четыре-пять лет. Он зависит от того, насколько объемным и агрессивным был рак, давал ли метастазы, как человек перенес операцию и последующее лечение.
* — Звонит Светлана из города Первомайск Николаевской области. В 2010 году у меня обнаружили небольшой узел в левой доле щитовидной железы, а в прошлом декабре образовался еще один, хотя сама железа не увеличена. Каждые полгода я делаю УЗИ и сдаю анализы на гормоны. Пока все в норме. Как лечить узлы? В каких случаях их нужно удалять?
— Вы правильно поступаете, что следите за узлами. Поскольку гормоны в норме, то понятно, что щитовидная железа работает без напряжения, и лечение вам не требуется. Настоящий, а не ложный, узел вылечить нельзя. А удаляют его по четким показаниям, например, возникает опасность перерождения. Заподозрив, что узел может быть «нехорошим», врач УЗИ порекомендует углубленное обследование — пункционную биопсию либо соноэластографию (УЗИ, определяющее упругость узлов). Если подтвердится, что узел доброкачественный, то за ним просто нужно наблюдать дальше. Нет — обращаться к хирургу.
* — Наталия из Вышгорода Киевской области, 57 лет. Можно по внешнему виду заподозрить заболевания щитовидной железы? Травматолог, у которого я лечилась, посоветовал ее проверить.
— Да, визуально можно определить, что есть изменения в работе щитовидной железы. При повышении ее функции (гипертиреозе, тиреотоксикозе) человек худеет, у него учащается сердцебиение, появляется дрожание рук (тремор) и тела, а также заметно выпячиваются глаза из глазниц — возникает пучеглазие. При ухудшении работы щитовидной железы и снижении ее функции тело становится отечным, особенно на лице под глазами, а также руки, ноги. Естественно, что большую опухоль на шее, особенно у худощавых пациентов, тоже нельзя не заметить.
* — Добрый день! Обращается Мария из Винницы. Врачи обнаружили узел в щитовидной железе и назначили проверку через три месяца. Но так получилось, что я смогла сделать УЗИ только через полгода. Специалист сказал, что никакого узла нет, а есть измененная ткань щитовидной железы — аутоиммунный тиреоидит. Как это может быть?
— При аутоиммунном тиреоидите щитовидная железа разрушается своей же иммунной системой. Ткань органа при этом неоднородна: есть участки, где она погибла и превратилась в рубец, а есть здоровая железистая ткань. Вот она-то и начинает разрастаться, образовывая ложные узлы, которые на УЗИ выглядят как настоящие.
— Меня беспокоит, что доктору не удается подобрать дозу гормонов. После того как начала пить таблетки, уровень ТТГ упал до минимально низкого уровня, прекратила — снова превышает норму. Что делать?
— Не спешите обвинять доктора: он назначает препарат, ориентируясь на результаты анализов. Аутоиммунный тиреоидит имеет определенную периодичность течения, во время которой за счет разрушения клеток железы сначала повышается уровень гормонов, а затем — снижается, приводя в конце концов к гипотиреозу. Скорее всего, так получилось и у вас. Назначили гормоны, и болезнь активизировалась, начали разрушаться клетки — гормональный фон пострадал. Чтобы его нормализовать, надо регулярно сдавать анализы и корректировать дозу лекарства. К сожалению, вылечить аутоиммунный тиреоидит невозможно.
* — Любовь Викторовна из Николаева. У меня узловой зоб, и узел достиг уже одного сантиметра. Нужно ли его оперировать, ведь мне 60 лет?
— Не наговаривайте на свой возраст, ведь это время еще довольно активной жизни. По поводу узла: врач во время УЗИ говорил, что он может быть опасным?
— Посоветовал сделать биопсию.
— Видимо, доктора что-то насторожило. Результаты биопсии помогут определиться с дальнейшим лечением. Если подтвердится, что узел доброкачественный, то живите спокойно, но не забывайте регулярно проходить обследование. В случае, когда узел злокачественный или такой, который может перерождаться, его лучше удалить.
— Биопсию лучше сделать в Киеве?
— Не обязательно. Сейчас это исследование делают во многих специализированных учреждениях.
Если приедете в столицу, можете обратиться в наш Киевский городской клинический эндокринологический центр, который находится на улице Рейтарской, 22. Телефон ординаторской отделения эндокринной хирургии — (044) 278−61−86.
* — Марина из города Голая Пристань. У моей тети проблемы со щитовидной железой обнаружили спустя три месяца, как она похоронила мужа. Болезнь могла возникнуть из-за сильного стресса?
— Доказано, что нарушение работы щитовидной железы часто связано со стрессом, который может спровоцировать возникновение тиреотоксического зоба (тиреотоксикоз, базедова болезнь). Дело в том, что в регуляции работы эндокринной системы участвует и нервная. Если человек сильно переживает, то это отражается на эндокринных органах, нарушая вначале их функцию, а затем и структуру.
* — Маргарита, 53 года, киевлянка. У меня обнаружили повышение ТТГ и антител к тиреопероксидазе, а также узел около одного сантиметра. Мне нужно гормональное лечение?
— Да, потому что повышение выработки ТТГ указывает на то, что щитовидная железа не справляется с работой. Если не лечиться, то заболевание будет развиваться: увеличиваться узлы и сама щитовидная железа.
* — Звонит Инна из Киева. Моей маме (ей 47 лет) удалили щитовидную железу по поводу рака. Ей можно использовать йодированную соль?
— Йод — это строительный материал для гормонов щитовидной железы. Поскольку она удалена, то для вашей мамы неважно, какую соль употреблять. А вот остальным членам семьи желательно использовать йодированную, ведь почва во многих регионах Украины бедна природным йодом.
* — Иван из Мукачево. В последние несколько лет я три раза ломал ногу и руку. Прочитал в анонсе «ФАКТОВ», что это может быть из-за заболевания паращитовидных желез. Какие анализы нужно сдать?
— В первую очередь — на гормон паращитовидных желез (парат-гормон), а также содержание фосфора и кальция. Возможно, понадобится еще сдать анализ на витамин D и проверить выделение кальция с мочой. Иногда симптомы заболевания паращитовидных желез смазаны. Человек ощущает, например, сильную слабость и не знает, что причина в повышении кальция, возникшего из-за аденомы паращитовидной железы.
— Это лечится?
— Да. Аденому нужно удалять. Если по каким-то причинам сделать операцию нельзя, назначаем симптоматическое лечение: препараты, которые, образно говоря, заставляют кальций возвращаться из крови в кости. Важно знать, что бывает и вторичный гиперпаратиреоз — повышение функции паращитовидных желез. Чаще всего он возникает из-за болезни почек, при которой усиленно выводится кальций.
Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»