Маленькая героиня «ФАКТОВ» установила новый рекорд: за два часа трехлетняя девочка показала на карте 414 (!) географических объектов
Ровно год назад двухлетняя киевлянка Злата Поплавская потрясла Украину, безошибочно назвав все существующие на сегодняшний день государственные флаги. Рекорд, зарегистрированный 2 марта 2016 года Национальным реестром Украины (237 флагов стран, в том числе — непризнанных и частично признанных государств) по факту превзошел мировой рекорд. Официально самым юным знатоком в этой области считается Шервин Сараби из Великобритании. В возрасте два года и девять месяцев он назвал 196 флагов. Учитывая, что познания Златы куда более обширны, а возраст — еще более юный, чем у Шервина, родители девочки намереваются добиться внесения ее результата в Книгу рекордов Гиннесса. И руководство Национального реестра рекордов обещало им в этом посодействовать.
А сама Златочка тем временем продолжает невиданными темпами поглощать и соответственно выдавать информацию. За минувший год девочка-вундеркинд увлеклась анатомией и фармацевтикой, изучением живописи и древнегреческих мифов. При этом ее страсть к географии никуда не делась. На днях теперь уже трехлетняя Злата Поплавская поставила новый ошеломляющий рекорд. Она показала на карте 414 географических объектов, в том числе настолько малых, что они… даже не подписаны на карте.
Когда мы договаривались о встрече, мама юной рекордсменки Любовь предупредила, что будет с малышкой дома одна, так что поговорить спокойно нам вряд ли удастся. «Шилопопная» и гиперактивная девочка-вундеркинд часто требует внимания, зовет маму поделиться новыми открытиями, почитать, поиграть…
Поэтому к встрече я подготовилась обстоятельно: во-первых, в качестве отвлекающего маневра взяла с собой сына Глеба, во-вторых, зная давнюю страсть Златы к лошадям, пони и единорогам, принесла ей в подарок заводную игрушечную лошадку. Оба козыря сработали. Дети на удивление быстро нашли общий язык и увлеченно общались в течение нескольких часов. Мой восьмилетний сын, например, говорил Злате, что зимой он ездил в Словакию кататься на лыжах, а девочка показывала ему эту страну на карте. Потом они вместе играли принесенной нами кобылкой и читали захватывающую книгу о лошадях, а мы с мамой Златы тем временем спокойно пили кофе на кухне и разговаривали.
— Многие думают, что раз Злата столько всего знает, значит, она зубрилка-заучка, — улыбается Любовь Фильнова. — На самом деле это нормальный трехлетний ребенок — активный, шаловливый, веселый. Она с удовольствием играет на площадке с другими детьми, дома занимается аппликацией, мастерит поделки, складывает паззлы, смотрит мультфильмы, поет, читает русские, украинские и английские книги, решает логические задачки и разгадывает сканворды, скачет верхом на любимой единорожке по имени София… Занятий как таковых — чтения, географии, математики — у нас нет. Все новое Злата узнает, играя. Для нас было непостижимо, как она в два года научилась читать. Мы ни алфавит не учили, ни по слоговой системе не занимались. Малышка рассматривала картинки животных и предметов, под которыми были подписаны названия. Визуально запоминала слово и, когда потом встречала его в книге, сразу же могла прочесть. Но потрясало и то, что Злата легко могла прочесть сложные слова и выражения, которых не было ни на каких картинках, но которые были у нее на слуху. А вот простые, но незнакомые ей слова (например, «лото») одолеть не могла.
В последнем я убедилась сама. Показывая мне книгу о лошадях, девочка бегло прочла вслух фразу «Недоуздок нужен для того, чтобы водить лошадь в манеже и обучать ее движению по кругу на шнуре». А вот название этого шнура — «корда» — прочесть не смогла.
— Получается, и географические названия вы тоже специально не учили? — спрашиваю Любу.
— О чем вы говорите? Когда дочке был год и четыре месяца, мы с мужем купили ей карту мира. Малышка была в неописуемом восторге и тут же начала учить названия столиц, морей, островов. Ухитрялась прочитывать даже те, которые были написаны микроскопическим шрифтом и представляли собой малюсенькую точечку. Вскоре стало ясно, что Злате нужна карта размером побольше. Мы купили вот эту, — Люба показывает политическую карту мира, занимающую половину кухонной стены. — Специально никаких географических названий не зазубривали. Дочка выучила расположение рек, озер, островов, стран и столиц, просто… пробегая мимо. Остановится на секунду, ткнет пальчиком, назовет — и убегает дальше играться. Названия многих неизвестных мне островов и озер приходилось искать в Интернете — хотя бы чтоб ударение в слове правильно поставить. А еще, бывало, увидев на карте неподписанные объекты, дочка просила меня узнать, что это и как называется. Так, например, было с маленькими озерами в Турции, которые на нашей карте обозначены небольшими голубыми точечками.
— Здесь они, Ван и Туз, — тут же показала Злата пальчиком на карту.
Я не собиралась экзаменовать вундеркинда — с прошлой нашей встречи знала, что застать ее врасплох не удастся, что у девочки действительно феноменальная память. Но не смогла справиться с искушением. Из огромного списка географических объектов выбрала те, о которых никогда не слышала: полуостров Кейп-Йорк, Республики Кабо-Верде и Джибути, Теркс и Кайкос, Сен-Пьер и Микелон, озеро Маракайбо, реку Оранжевую…
Конечно же, малышка все это знала и показывала не задумываясь, без видимых усилий. Зато мне стоило огромного труда удержать ее возле карты. Ткнув пальчиком в полуостров или город, Злата тут же убегала. На помощь пришла Люба. «Доченька, мальчик никак не может найти Кот д’Ивуар. Это, наверное, в Бразилии?» «В Африке посмотри», — подсказала моему сыну Злата, высунувшись из-за двери. Взяла его руку и ею показала на карте западноафриканскую республику.
— А какая страна тебе больше всего нравится? — спрашиваю Злату.
— Ливан. Но побывать я хотела бы в Новой Зеландии. Там очень красиво, — и утянула Глеба в детскую играть с лошадками.
— Откуда она может знать, что в Новой Зеландии красиво? — поразилась я.
— Многие думают, что географические названия для Златы — это просто длинные сложные слова, тарабарщина. На самом деле дочка прекрасно понимает, что карта — всего лишь схема мира. И чтобы переехать из одной страны в другую, недостаточно провести пальчиком по глобусу, а нужно много часов лететь на самолете. Что в других странах живут другие люди, со своими языком, культурой. Мы с дочкой много раз совершали виртуальные путешествия в ту или иную страну, знакомились с бытом людей, танцами, национальной одеждой. Я этого запомнить, конечно, не могу. А у Златы все остается в голове.
— Это просто невероятно! Ведь человеческий мозг, память все-таки имеют свой предел. А уж тем более у ребенка.
— Совершенно с вами согласна. Большинство людей, и я в том числе, забываем многое, что учили в школе, если нам эта информация не нужна в жизни и работе. Когда появляется необходимость восстанавливать забытые знания — приходится учить все заново. У Златы не так. То новое, что она узнает, — виды бабочек и динозавров, породы собак, города, марки машин, герои легенд — откладывается в мозгу, словно в каких-то отдельных ящичках. Если ей потом нужна эта информация — она, как фокусник, достает ее моментально. Бывает, что дочка забывает что-то, с чем давно не сталкивалась. Но это обычно очень маленький процент. И стоит ей напомнить название, как информация тут же восстанавливается.
Мы никогда и нигде не хвастаемся интеллектом и феноменальной памятью дочери, о ее таланте знают только ближайшие родственники и друзья. Но хоть давно и привыкли, что Златочка знает невероятную уйму всего, не перестаем удивляться ее способностям и разносторонности интересов. Одно время она заинтересовалась живописью — стала с упоением рассматривать натюрморты, пейзажи. Больше всего ей понравился живописец XVI века Джузеппе Арчимбольдо. А полгода назад Злата ударилась в медицину. Теперь, когда кто-то из домашних заболевает, расписывает схему лечения. Причем правильную! Сначала, мол, выпей противовирусный препарат, параллельно принимай сироп от кашля, пастилки… Если не помогает, через неделю включить антибиотик и противогрибковые препараты. Как вы понимаете, она называет все названия лекарств. Слышать это от кнопки, в которой от горшка два вершка, так странно, что мы начинаем хихикать. Дочка знает и анатомию. Недавно поразила меня, заявив: «У лошадки в копыте — путовые суставы, а у меня голеностопные».
— Если Злата знает такую уйму всего, почему вы решили ставить рекорд именно в области географии?
— Дело в количестве. Я не найду четыреста видов грибов или ягод. А 414 географических объектов очень показательно и наглядно демонстрируют уровень развития и память нашей дочки. К сожалению, многие думают, что «больная на голову мамаша» задалась целью поставить новый рекорд и стала натаскивать бедную трехлетнюю малышку до определенного результата. Но все было с точностью до наоборот. Злата уже давно все это знала, а я, прикинув в уме эту огромную цифру, решилась позвонить руководителю Национального реестра рекордов Лане Ветровой. Был назначен день установления рекорда. Я не переживала, что дочка забудет, где и что расположено на карте. Боялась одного: что она просто откажется показывать объекты. Первые двести стран, озер и островов Злата показывала охотно, потом заскучала.
— Мама, зачем это все? Зачем меня спрашивать, что где находится? — недоумевала Злата.
— Наши гости хотят посмотреть, действительно ли ты все знаешь, — объясняла дочке Люба.
— Я им и так уже показала. Больше не хочу.
Пришлось идти на хитрость, подключать к «экзаменовке» якобы заблудившегося единорога. В конце второго часа малышка, которой уже порядком надоело происходящее, решила ускорить процесс. Отобрала у представителей Национального реестра рекордов списки географических объектов и стала сама читать названия городов, республик, рек и тут же показывать их на карте, чем привела журналистов в неописуемый восторг. Наконец рекорд был поставлен, Злата получила обещанные мамой подарки и заслуженный диплом рекордсмена и… побежала читать книжку. Изможденной она не выглядела, только заскучавшей.
— Где вы храните все дидактические материалы, карточки, конструкторы, паззлы?
— Это больной вопрос. Даже то, к чему интерес у Златы пропал, я не выбрасываю — иногда ей снова хочется это посмотреть, поиграть, порешать. Поэтому всю одежду, посуду приходится утрамбовывать, освобождая шкафы и полки для всего, что интересует дочку. Места в нашей двушке катастрофически не хватает. О том, что будет дальше, боюсь даже думать.
— А бывает, что за что-то ругаете дочку-вундеркинда, или ей дома позволено все?
— Я уделяю малышке все свое время, никогда не отказываю ей во внимании. Но бросаться покупать любую игрушку, в которую она ткнет пальцем, не стану. Спокойно объясню, что у нас, например, нет денег. Тогда Злата предлагает мне компромисс: «А ты подари мне что-то из того, что у меня уже есть». Я вынимаю из ее коробки игрушку и вручаю Злате. Она благодарит, прижимает «подарок» к груди. Все счастливы. Ругать — вообще не мой метод. Тем более что Злата — контактный, открытый и чуткий ребенок. Если она сыта, здорова и выспалась, то не будет капризничать. Когда нездоровится мне, никогда не потребует внимания, а наоборот, пожалеет меня, погладит по голове и пойдет тихонько играть, чтобы дать мне отдохнуть. Это очень трогательно. С другой стороны, даже когда она шалит, то делает это так необычно, что сердиться на нее невозможно. Ну вот, представьте: сидит она в своем стульчике, клеит наклейки. А бумажки от них бросает на пол. «Злата, разве так можно? Что ты делаешь?» — приструнила я дочь. «Пытаюсь устроить в нашей квартире Авгиевы конюшни», — ответила она…