Происшествия

«в свои восемьдесят лет жена с трудом вставала. И уж точно не могла поехать в алчевск создавать фирму, которая теперь претендует на нашу квартиру»

0:00 — 30 октября 2009 eye 371

Полгода пожилой киевлянин, ставший жертвой опытных аферистов, тщетно пытается доказать милиции, прокуратуре, БТИ и жэку, что имеет право жить в собственной квартире

60-летний Владислав Севастьянов в двухкомнатной «сталинке» на Краснозвездном проспекте столицы прожил вместе с женой более двадцати лет. Прошлой весной с ним случилось ЧП: мужчину, к тому времени уже овдовевшего, попытались… похитить. Оказалось, что его квартира стала объектом притязаний неизвестной Севастьянову строительной фирмы и теперь пенсионер мешает предприимчивым мошенникам распорядиться лакомым кусочком — жилплощадью в престижном районе столицы. Доведенный до отчаяния человек обратился в «ФАКТЫ» с просьбой провести журналистское расследование, которое поможет ему не лишиться крыши над головой, а наших читателей предостережет, как уберечься от квартирных мошенников.

Подпись Майи Севастьяновой под договором с третейским судьей поставили… через месяц после ее смерти

- Это случилось утром первого апреля, — вспоминает Владислав Иванович.  — Хотя на розыгрыш было совсем не похоже. Я еще лежал в постели, когда услышал какой-то громкий звук в коридоре (позже оказалось, что это была выбита входная дверь) и ко мне в комнату вошел молодой человек. Я, конечно, изумился — чужой человек в моей квартире! «Что вам, — спрашиваю, — нужно?» «Выходите, — говорит, — есть проблема». В коридоре я увидел второго гостя. Тот представился налоговым милиционером, предложил ехать с ним. Но объяснить, в чем дело, не захотел.

- Поведение этих «милиционеров» не показалось вам подозрительным?

- Оно, конечно, да, — вздыхает мой собеседник.  — Дверь-то они выбили, меня куда-то тащат, ничего толком не говорят. А с другой стороны, я ведь законопослушный гражданин, и если у милиции есть ко мне вопросы, готов спокойно на все ответить. Но что-то в их поведении меня все-таки насторожило, и я пошел к Лене, соседке со второго этажа, попросить совета.

- Слава был очень взволнован: «Лена, помогите! Какие-то люди ворвались в дом и требуют, чтобы я куда-то с ними ехал… » — рассказывает Елена Евгеньевна Василенко.  — Я, как была, в ночной рубашке и халате, побежала на первый этаж. Двое мужчин стояли около выбитой двери, еще двое — на улице возле машины. Я разнервничалась, стала требовать у них показать документы. «У меня нет. И вообще, кто вы такая?» — нагло сказал один. Я пригрозила позвать других жильцов, вызвать участкового. Тогда он показал мне удостоверение сотрудника налоговой милиции. Я трясущимися руками записала его данные, после чего этот человек спокойно взял блокнот из моих рук, перевернул страницу и записал мои имя, фамилию и номер квартиры — мол, он тоже хочет знать, с кем имеет дело. Потом, не спеша, сложил блокнот — и давай уходить! Я его остановила. «Налоговик» вернул мне блокнот, но перед этим вырвал оттуда листочек с записью. И только дома я, наивная, увидела, что аферист, конечно же, унес с собой свои данные, а в ежедневнике оставил запись с моей фамилией…

Поняв, что происходит что-то неладное, Елена Василенко и Владислав Иванович вызвали милицию. И хотя оперативники приехали в считанные минуты, незваные гости к тому времени уже успели скрыться, так что особых результатов милицейская проверка не дала. Вскоре Севастьянов получил отказ в возбуждении уголовного дела — как по факту незаконного проникновения в жилище, так и по факту попытки похищения человека.

На некоторое время в квартире Владислава Ивановича воцарился покой. Нежданных посетителей, как и вестей из милиции, больше не было. Севастьянов оформил у нотариуса право на наследство покойной жены, с которой он в равных частях был совладельцем квартиры, и пошел в БТИ города регистрировать свое жилье. Вот тут-то и началось самое интересное.

- Это было как гром среди ясного неба, — волнуясь, вспоминает Елена Василенко.  — Славе… отказали в регистрации! Причем абсурд — устно! Никаких отказных документов не дали, а просто сказали: «Идите в исполнительную службу».

В исполнительную службу Шевченковского района заинтригованный, но еще не знающий, в чем дело, Севастьянов отправился в компании соседки-активистки и знакомого юриста. Государственный исполнитель показала троице два документа. Одним из них было направленное в Киевское БТИ требование исполнительной службы, в котором Бюро обязывалось(!) зарегистрировать квартиру Севастьянова… на ООО «Юнитекс ЛТД». Вторым документом было решение третейского суда при ассоциации «Правовая защита» города Перевальска Луганской области. Там было сказано, что в декабре 2008 года в Перевальске состоялся суд между Севастьяновыми и ООО «Юнитекс ЛТД». Суть спора заключалась в том, что супруги создали в городе Алчевске Луганской области упомянутое ООО, а после перерегистрации этой фирмы передали дела новым хозяевам и сдали им в аренду… свою квартиру на Краснозвездном проспекте в Киеве. Причем якобы именно Севастьяновы обратились в суд, желая получить от фирмы арендную плату. «Юнитекс» подал ответный иск и потребовал перерегистрировать квартиру на новых владельцев фирмы. В результате третейский суд решил дело в пользу «Юнитекса»!

- Это было что-то совершенно невероятное, — говорит Владислав Иванович.  — Мы с женой в Луганской области даже не были никогда. Майя Николаевна преподавала, я работал стекольщиком, сварщиком. Мы с женой были абсолютно далеки от какого бы то ни было бизнеса. Все соседи могут подтвердить, что мы уже много лет никуда не уезжали из дому. Я ведь женился на своей бывшей учительнице, которая старше меня на двадцать лет. На момент суда Майе Николаевне было восемьдесят лет! Она с трудом вставала, чтобы даже выйти во двор посидеть на лавочке. И уж точно не могла поехать в Алчевск создавать фирму и затем судиться за квартиру!

Отметим любопытный момент. Договор с третейским судьей Владислав и Майя Севастьяновы «подписали», как следует из решения суда, 3 декабря 2008 года. Но на тот момент женщины уже больше месяца… не было в живых!

«Следователь сказал: «Тут нужны «конфеты-букеты». Я за свои деньги это делать не буду»

Испугавшись, что, пока идет разбирательство, БТИ выполнит требование исполнительной службы и перерегистрирует его квартиру на «Юнитекс ЛТД», Севастьянов обратился в милицию, умоляя наложить на жилье арест.

- Следователь сказал, что это очень сложно, — саркастически улыбается Елена Евгеньевна.  — «Вы, — говорит, — знаете, что тот, кто накладывает арест, тот его и снимает? Там нужны «конфеты-букеты». Я не собираюсь ходить и за свои деньги все это делать».

Арест на квартиру был наложен только в июле 2009 года Голосеевским районным судом. Но, как говорится, обожжешься на горячем молоке — будешь дуть и на холодную воду. Владислав Иванович и Елена Евгеньевна решили убедиться, что информация об аресте квартиры Севастьянова попала во все нотариальные базы и что «Юнитексу» до решения суда не удастся заполучить недвижимость. В Едином реестре запретов отчуждения объектов недвижимости при Министерстве юстиции Севастьянову дали выписку. В ней подтверждалось, что квартира арестована, однако в графе «собственник» указывалось… ООО «Юнитекс ЛТД».

- Каким образом и когда «Юнитекс» смог зарегистрировать жилье на себя — загадка, — говорит Елена Василенко.  — Но суть в том, что Слава средь бела дня ни с того ни с сего остался без крыши над головой! И главное — никому никакого дела нет. Прокуратура, милиция — все молчат.

В первых числах июля Владислав Иванович получил от Голосеевского РУВД отказ в возбуждении уголовного дела по факту попытки завладения его квартирой. С интересной формулировкой: «В ходе проведения следствия и установления истины были отосланы официальные запросы в жэк и БТИ с целью установления собственника вышеуказанной квартиры. Учитывая то, что на данный момент ответов из этих инстанций не пришло, невозможно принять решение по данному вопросу».

Прокомментировать «ФАКТАМ» свое нежелание выяснять истину, милиция, естественно, не спешила. Почти месяц(!) мы пытались достучаться до начальников и заместителей, пресс-офицеров и следователей. Даже на официальный запрос редакции о причинах возмутительной бездеятельности правоохранителей, направленный вместе с копиями документов в Главное управление МВД Украины в Киеве, четкого ответа мы так и не получили. Нам сообщили лишь, что милицией направлены запросы в жэк, БТИ, Алчевский городской суд, в налоговую службу Луганской области (с целью выяснить, не фиктивна ли фирма «Юнитекс ЛТД») и в Перевальский райотдел милиции (который должен сообщить, выдавал ли он разрешение указанному ООО на изготовление печатей и штампов).

- Если бы милиция хотела получить от нас информацию, поверьте, она бы ее получила, — говорит заместитель начальника отдела регистрации прав собственности на объекты недвижимого имущества Бюро технической инвентаризации Киева Андрей Данчук.  — Лично я не вижу в связи с этим делом ничего такого сверхъестественного. Квартира действительно арестована. Но вот здесь написано, что она в равных частях принадлежит супругам Севастьяновым. (Показывает запись в большой учетной книге.  — Авт. ). У нас лежит заявление на регистрацию от господина Севастьянова, который после смерти жены оформил наследство. Но мы не зарегистрировали на него имущество, потому что на это жилье есть еще один претендент — «Юнитекс ЛТД» (показывает уже знакомое мне требование исполнительной службы.  — Авт. ). Только мы госисполнителю не подчиняемся, пускай требуют. В выдаче техпаспорта «Юнитексу» мы отказали, равно как и Севастьянову. Пусть эти двое претендентов сначала разберутся между собой в суде.

Интересным является тот факт, что в марте 2009 года вступили в силу изменения к Закону Украины «О третейских судах», согласно которым у этих органов были отобраны полномочия рассматривать споры, связанные с решением вопросов о недвижимом имуществе. А решения третейских судов, которые на момент вступления этих изменений в силу не были приведены в действие, дальнейшему исполнению не подлежат! Однако в нашем случае судебный исполнитель Шевченковского района производство по делу Севастьянова не закрыла, а, наоборот, почему-то рьяно продолжала исполнять решение Алчевского третейского суда.

Связаться с представителями «Юнитекс ЛТД» нам не удалось. Фирма перерегистрировалась и переехала в Перевальск, потом поменяла название и юридический адрес (в третий раз!) и теперь числится в Стаханове. С таким же успехом можно искать иголку в стоге сена. Кстати, мошенники уже несколько раз сами выходили на связь с Севастьяновым и Еленой Василенко. Предлагали не доводить дело до суда, а решить спор мирно. Представились, оставили свои контакты. Но, когда женщина перезвонила, оказалось, что это телефон… правозащитной организации и человек, которого она просила к телефону, здесь давно уже не работает.

- Это типичный случай так называемого бытового рейдерства, — объясняет представитель Владислава Севастьянова в гражданском суде юрист Дмитрий Лунин.  — Существует целый ряд поддельных документов, на основании которых было сфабриковано решение. Это четкий, многократно отработанный механизм. Когда я стал работать с Владиславом Севастьяновым, первым делом спросил, не подписывали ли он или его жена каких-либо подозрительных документов, не давали ли кому-нибудь ксерокопии своего паспорта. Оказалось, что молодой человек, который ворвался к нему в квартиру первого апреля, Севастьянову знаком. Еще при жизни Майи Николаевны он захаживал к ним в квартиру, представляясь сотрудником социальной службы. Приносил молоко, хлеб, крупы, справлялся о здоровье. А однажды подсунул два чистых листа и попросил Майю Николаевну расписаться на них. Объяснил, что так, дескать, нужно для ведомости. Владислав, правда, утверждает, что она подписывать не согласилась. А самого Севастьянова, как выяснилось, заставили расписаться на почте в уведомлении о получении непонятного письма из… Алчевска! Схемы тут могут быть разные. Как юрист хочу посоветовать читателям «ФАКТОВ»: не доверяйте малознакомым людям, которые просят вас подписать что-то или дать им ксерокопии ваших паспортов. А то, не дай Бог, окажетесь потом владельцем фиктивной фирмы или вдруг обнаружите, что на вас висит какой-нибудь кредит…