В Москве состоялась пятая — юбилейная — выставка миллионеров MILLIONAIRE FAIR
Накануне открытия пятой московской выставки роскоши в прессе упорно муссировались слухи, что ее организаторы обанкротились и она не состоится. Состоялась! Несмотря на кризис, еще в более престижном и дорогом выставочном центре, нежели в прошлые годы — в знаменитом «Манеже», прямо возле Кремля.
Богатство и нищета, капитализм и социализм умудряются сосуществовать в российской столице буквально в двух шагах друг от друга. Бомжи просят подаяния возле магазина деликатесов. На подходе к месту проведения выставки миллионеров во всеуслышание транслируется песня: «А Ленин такой молодой, и юный Октябрь впереди»
В отличие от киевских ярмарок роскоши, попасть на которые обычно можно лишь по пригласительным, вход на московскую выставку свободный. Билеты продавались в кассах и стоили около 70 долларов.
У входа на выставку каждого посетителя досматривает служба безопасности. Фото и видеосъемка в экспоцентре запрещены. В огромном зале представлены товары и услуги класса люкс — автомобили, яхты, элитная недвижимость, дворцовые интерьеры, отделанные сусальным золотом Ценников, правда, нигде нет. Хожу, присматриваюсь, прислушиваюсь. Журналистам московских изданий на вопросы о ценах и известных клиентах представители компаний отвечать отказываются. А вот с потенциальными клиентами общаются мило, дают исчерпывающие ответы.
Прямо у входа гостям презентуют мебель, отделанную золотом.
- Золото хоть настоящее? — интересуюсь.
- Конечно! — говорит консультант в сером в полоску костюме. — Нравится?
- О-очень! — отвечаю, сдерживая иронию. — О таком столике всю жизнь мечтала. Сколько он у вас стоит?
- Всего 50 тысяч евро.
- А зеркало в золотой раме сколько?
- 40 тысяч евро. У нас заказывают интерьеры даже в Лондон и в Дубаи.
- У арабских шейхов сейчас уже не модно блестящее золото. Его покрывают специальным лаком, чтобы никто не догадался, что столешница из драгметалла
- Так у нас не шейхи заказывают, а русские, живущие в Эмиратах, — оправдывается консультант.
- Есть известные клиенты?
- Нет неизвестных (полушепотом). Люди первого эшелона
На прощание прошу сфотографировать столик, который мне якобы очень пришелся по вкусу (мол, покажу его мужу — и он обязательно мне такой купит). Так (несмотря на запреты секьюрити) в моем журналистском архиве появляется первое фото.
Следующая экспозиция — фарфор, декорированный золотом. Чашечку с блюдцем предлагают за тысячу евро. Я признаюсь консультанту, что всю жизнь мечтала пить по утрам чай именно из такой чашки! Конечно же, мне разрешают ее сфотографировать. Но фарфоровый кубок для шампанского, покрытый золотом, с дивным названием «Глоток золота», который я вижу на следующем стенде, мне «нравится еще больше», и я уже фотографирую его, «чтобы показать мужу». А заодно узнаю, что стоит он около 3,5 тысячи долларов, при этом шампанское в нем выглядит золотым и сохраняет свою температуру около получаса.
- Может, вы и персональную икорницу в виде фарфорового яйца, покрытого золотом, хотите сфотографировать? — предлагает девушка-консультант. — Это сейчас очень модная штучка. Цена одной — пять тысяч долларов. У нас их покупают целыми наборами!
Я обещаю посетить магазин фарфора в ближайшие дни, а сама отхожу от стеллажа и украдкой записываю цены, пестрящие длинными рядами нулей.
- Вот этот шелковый ручной работы, — сообщает консультант. — Цена — два миллиона 180 тысяч (каких единиц, честно говоря, я не записала, но разве это имеет значение? — Авт. ). Точь-в-точь такой есть у Кобзона!
- Я люблю, чтобы вещь была в единственном экземпляре. За полмиллиона отдадите?
У консультанта от такого заявления пропадает дар речи, а я через минуту уже торгуюсь в другом месте, где продают виллы:
- Какая у вас тут самая дорогая?
- Вилла класса люкс на Сардинии, — отвечает девушка. — Хотите пообщаться с владельцем?
- С удовольствием, — отвечаю.
Итальянец протягивает мне визитку и рассказывает, что площадь виллы около 500 квадратных метров, близко море, пляж с реликтовыми деревьями. Цена виллы — 7,5 миллиона евро, хотя до кризиса ее продавали за 11,5 миллиона евро.
- Вы для себя? — интересуется владелец.
- А для кого же? — недоумеваю. — Правда, что-то у вас дороговато. Интерактивные технологии в доме присутствуют?
- Какие? — изумившись, переспрашивает продавец.
- Ну чтобы двери открывались перед входящим сами, свет включался без контакта с выключателем.
Владелец недвижимости замирает в ступоре.
- А кто соседи, кстати? — спрашиваю его, не дожидаясь ответа на предыдущий вопрос.
- Там нет соседей, — растерянно отвечает итальянец.
- Значит, будет скучно — делаю вывод и отправляюсь дальше, к лошадкам, которые предлагают за миллион долларов.
- Вас какая порода интересует? — уточняет у меня парень в сомбреро.
- Самая престижная! — отвечаю, так как все названия пород у меня, как назло, вылетели из головы.
- Цена имеет значение?
- Никакого, — честно и откровенно отвечаю я.
Парень приносит мне каталог и долго в подробностях рассказывает о породе каждой лошадки. Чтобы остановить его, спрашиваю:
- А серые, под цвет голубой норки, лошадки у вас бывают?
Парень озадаченно начинает листать какие-то справочники. Но меня уже и след простыл. У стенда «Императорская охота» прошу дать мне примерить волчьи унты.
- Это мужские, — на всякий случай сообщил консультант.
- Знаю. Хочу оценить их удобство. Присматриваю подарок. Что тут у вас самое дорогое и оригинальное?
- С унтами можете не угадать. Возьмите кожаное кресло с декором в виде чучела камчатского медведя. При жизни этот мишка весил около тонны. Подобные кресла, кстати, есть у Владимира Путина и Никиты Михалкова. И цена хорошая — 83 тысячи евро.
- Думала, дороже, — «с облегчением» вздохнула я. — Можно сфотографировать это ваше чудо, чтобы показать мужу?
- Конечно, садитесь, — предупредительный консультант дважды запечатлел меня в кресле с камчатским медведем.
- А без меня кресло можно сфотографировать? — спросила я, нажав на кнопку фотоаппарата.
- Не хотелось бы, чтобы наши идеи кто-то копировал, — ответил представитель компании, но его «нет» прозвучало слишком поздно, фото я уже сделала. — Вы не дизайнер случайно? — вдруг встревожился он не на шутку.
- Нет-нет, — успокоила. — Я вообще нигде не работаю. Домохозяйка.
- На домохозяйку вы не очень похожи. Вы разведчица какая-то, — вдруг осенило консультанта. — Все выпытали, сняли Может, вы журналистка?
- Если бы!.. — сказала я и поспешила ретироваться.
- И сколько? — спросила я у продвигавшего новинку консультанта.
- 220 тысяч евро. Машинка — единственная в мире! Коля Басков снимался в этом автомобиле и был в восторге.
- Именно в этом?
- Нет, в другом — таком же.
- Так вы же только что сказали, что это эксклюзив!
Слегка «разочарованная», я отправилась туда, где презентовали электровелосипед.
- Заряжаете, как мобильный телефон, и он везет вас сам — хоть в горку, хоть с нее, — поясняла женщина-консультант. — Скорость развивает до 80 километров в час.
- Насколько же хватает заряда?
- Часа на три.
- Надо подумать
- Можно заказать любой дизайн — например, инкрустировать камнями Сваровски, — кричит мне вслед дама. Но я уже у стенда, где почему-то толпятся одни мужчины. Еще бы! Оказывается, здесь демонстрируют робота-газонокосилку, который работает на энергии солнца.
- Представляешь, выходишь утром во двор в одних шортах, а он уже «пашет» на лужайке, — самодовольно сообщил стоящему рядом холеному мужчине гость выставки.
- Так его же еще включить надо! — «приземлил» мечтателя собеседник.
Устав от груза впечатлений, направляюсь к выходу. Но уйти с выставки не так просто. Мне преграждает дорогу женщина с толстым каталогом:
- Авторские интерьеры! Реставрируем старую вещь и делаем ее антикварной, но «специалитет» наш — лепка, декорированная золотом. Цены доступные — не миллиарды
Миллионерам также предлагали сейфы, декорированные кожей и венецианским стеклом, часы, инкрустированные бриллиантами, тренажеры за 20 тысяч евро, оригинальные эскизы Сальвадора Дали и скульптуры из его же музея (как мне объясняли, выпускаемые небольшим тиражом). Для миллионеров, пострадавших от кризиса, предлагались настенные календари.
Угощали гостей выставки свежевыжатыми соками и молочными коктейлями — по десять долларов за стакан. За 20 долларов балийские красотки предлагали уставшим от жизни миллионерам 15-минутный «экспресс-массаж».
В отличие от выставки миллионеров докризисных времен, где я побывала несколько лет назад, на нынешней гламуром даже не пахло. За два дня ни на одной из дам, прохаживающихся по экспоцентру, я не заметила пайеток и аксессуаров с логотипами, а на мужчинах — костюмов с глянцевым блеском, которые до сих пор так любят наши депутаты. Не было тонн бриллиантов, не было прежнего шика и блеска. Как-никак, кризис.