Житейские истории

Уникальный мастер Александр Жуков: "Терракотовую глину для трубок мне присылает родственница. Она нашла ее у себя в… огороде"

8:30 — 19 апреля 2017 eye 2527

Комиссованный из армии по инвалидности 55-летний житель Мариуполя стал мастером по изготовлению глиняных люлек, у каждой из которых есть свой исторический прототип

Мариуполец Александр Жуков записался добровольцем в армию в 2015 году. Но долго служить ему не довелось — он тяжело заболел, был комиссован и отправлен на гражданку с инвалидностью. И хоть с работой в родном городе не сложилось, мужчина не пал духом, решив превратить хобби — изготовление глиняных курительных трубок — в свое дело. Причем эти трубки — точные копии изделий, которыми пользовались украинские казаки во времена Османской империи.


— Когда на Донбассе все только началось, я не мог спокойно сидеть дома, — вспоминает Александр Жуков. — Но военкомат мной не интересовался, и я отправился туда сам. Правда, оказалось, что моего личного дела у военкомов нет. Документы остались в Северодонецке, откуда я десять лет назад переехал в Мариуполь. А поскольку боевики «ЛНР» в свое время разрушили северодонецкий военкомат, моим друзьям пришлось рыться в его развалинах. Личное дело они нашли и передали в Мариуполь.

Я долго просился на должность авиатехника — закончил Харьковский авиационный институт по специальности инженер-механик авиационных двигателей. Уже потом, лежа в госпитале, познакомился с летчиком, который рассказывал, что в тот момент, весной 2015-го, был огромный дефицит техников. Руководство даже вызывало летчиков-пенсионеров и переучивало их. Но наша кадровая политика, как всегда, сработала на «отлично». Меня с авиатехника переучивали на командира взвода ПЗРК в Харьковском университете воздушных сил, после чего отправили обучать новобранцев в «Десну». Я выпустил пятую волну мобилизации, встречал шестую… А потом меня таки зачислили в боевую батарею на должность заместителя по технической части. Уже собирался на войну… Но попал на полгода в госпиталь и вышел уже с инвалидностью. Такая вот судьба.

— А почему вы заинтересовались именно древними казацкими трубками? Ваши предки были в Запорожской Сечи?

— По рождению я — москаль (смеется). Родился в Волгограде в семье русифицированных украинцев. Хотя, наверное, я больший хохол, чем многие из живущих здесь: дед по отцу — Жук, бабка — Уманец, а дед по матери — Сукач, бабка — Ториченко.

Что же касается трубок, то хочу сразу оговориться: я не собираюсь популяризировать курение. Просто, когда жизнь подорожала и сильно выросли цены на сигареты, я решил посадить в огороде табак и перейти на трубку. Заинтересовался этим вопросом и стал изучать курительные аксессуары, начиная от трубок американских индейцев и заканчивая изделиями датских мастеров. Пришел к выводу, что мне нужна глиняная трубка — то, что считается сейчас самым модным, увы, не по карману. Прошерстил массу литературы по этому поводу. В принципе, Украину можно считать третьей страной в Европе, в которой прижилось курение. Первыми были испанцы, почти сразу же эту моду подхватила Османская империя — турки, крымские татары, болгары. Ну, а потом эта «болячка» пришла и к нам.

Колумб привез в Европу табак и аксессуары в то время, когда Османская империя была на подъеме и завоевала чуть ли не полмира. Кстати, самую старую османскую люльку нашли в Иерусалиме. У наших же казаков были тесные, а иногда и очень «горячие» отношения с турками. У них украинцы и научились плохому (смеется). Сначала люльки привозили исключительно из Турции и Крыма. Они быстро стали обязательным атрибутом казацкой амуниции и стоили очень дорого — как холодное оружие. Но потом наши мастера освоили их производство. А вот так называемые носогрейки — исключительно наше изобретение.

У османских трубок был очень длинный мундштук — от метра и больше. Богатые османы поручали заботу об этих агрегатах специальным слугам. Наши же казаки такого себе позволить не могли, и мундштуки стремительно укоротились. Их-то и прозвали «носогрейками». Такие трубки делаю и я.

Знаете, что удивительно? Оказывается, хорошую глиняную люльку сейчас купить практически невозможно. Есть ширпотреб, сделанный из пресс-форм, и откровенное безобразие а-ля «шутка ниже пояса». Поэтому я перечитал кучу литературы, изучил множество фотографий (в том числе из музеев и частных коллекций) и попробовал сделать трубку для себя, используя в качестве прототипов собранные изображения.

— Материал где берете?

— Белую глину покупаю в магазине. Ее продает наш Славянский завод керамики. А красную присылает сестра моей жены, живущая в Харькове. Она нашла ее у себя в… огороде. Прислала мне, я попробовал — получилось прекрасно. Оказалось, что это терракотовая глина. У нас в Украине ее купить невозможно, во всяком случае, я нигде не нашел. Похожая итальянская продается в Москве, а тут буквально под ногами лежит. Мундштуки, как и наши предки, делаю из камыша.

Практически все мои люльки имеют исторические прототипы. Есть очень точные копии, а есть и сделанные, так сказать, по мотивам. К примеру, есть трубка из терракотовый глины, оригинал которой был найден в крепости Кальмиус в Мариуполе. Прототип для другой нашел в Интернете — то было фото из частной коллекции. Уже позже разыскал в Сети на англоязычном сайте похожую фотографию, но с деформированной чашечкой. Оказалось, что эта трубка была из партии бронзовых изделий, произведенных в Турции в XVIII столетии. Поэтому я ее подкрасил молоком до бронзового цвета.

— Молоком?

— В том числе. Все, что связано с керамикой, напоминает шаманство… Когда ты добавляешь к глине какой-нибудь пигмент, никогда заранее не можешь сказать, какой у люльки получится цвет. Разные мастера могут использовать одни и те же ингредиенты, но получать разный результат. Это как борщ варить.

— Неужели в Украине нет больше таких мастеров, как вы?

— Представьте себе, не нашел. В Америке есть энтузиасты, которые занимаются реконструкцией вещей времен гражданской войны в Штатах и делают такие же люльки, как я. Но они используют пресс-форму, а я делаю все вручную. Знаю, что один мастер есть в Крыму, но его люльки не имеют исторической привязки. Еще двое работают в России — в Москве и Ростове. Ростовский мастер называет свои трубки «османско-казаческими». Мол, такие были в ходу у донских казаков, которые, в общем-то, трубку в первый раз увидели у Петра І, а курить начали где-то в конце XIX века, когда стали подразделением регулярной российской армии. Донские казаки были староверами, и табакокурение у них строго запрещалось. Тем не менее, как всегда, Россия тащит чужую историю, примеряя ее на себя.

Фото из семейного альбома