Чтобы успеть доставить врача к умирающей девочке, водитель «скорой» сознательно пошел на обгон. Доктор успел спасти жизнь малышке, а водителя ожидает суд за создание на дороге аварийной ситуации
На Ровенской городской станции скорой помощи корреспондент «ФАКТОВ» встретилась с водителем Анатолием Овсийчуком и врачом Николаем Марченко, дежурившим в тот злополучный день, когда случилось транспортное происшествие.
Анатолий Овсийчук доволен, что принял участие в спасении жизни маленькой девочки. Однако даже подумать не мог, что это обернется для него массой проблем
- Я работаю на станции 15 лет и за это время часто наблюдал невоспитанность наших водителей, — говорит доктор Николай Марченко. — Обычно от времени поступления вызова в «скорую» до готовности бригады к выезду уходит не более двух-трех минут. Однако быстро доехать до больного крайне проблематично! Водители на дороге не обращают внимания на «маячок» спецтранспорта. Очень часто нашему водителю «скорой», кроме «маячка», приходится включать сирену. Но и это далеко не всегда срабатывает! Шоферы впереди идущих машин даже не собираются уступать дорогу карете скорой помощи, забывая о том, что мы спешим спасать чью-то жизнь.
Так случилось и пятого октября, когда около восьми утра мы получили вызов: фельдшер из села Гильча просил срочно оказать медицинскую помощь двухмесячному ребенку. Диспетчер по рации сообщил, что у девочки периодически останавливается дыхание. Медперсонал сельской амбулатории не может понять, почему кроха умирает.
Диспетчер поторапливала бригаду скорой помощи, однако у водителя возникли проблемы. Хотя дорога к селу заасфальтирована, а на «скорой» был включен «маячок», городские автовладельцы не спешили пропускать спецтранспорт вперед. За городом ситуация еще более обострилась.
- На подъезде к селу Гильча, куда я спешил доставить врача, — вступает в беседу водитель с 36-летним стажем Анатолий Овсийчук, — мы догнали «Опель», который двигался на минимальной скорости. Когда я убедился, что его водитель не обращает ни малейшего внимания на работающий «маячок», то включил еще и сирену. Однако и это не произвело впечатление на водителя «Опеля» — он не собирался уступать нам дорогу.
В это время пришло очередное сообщение по рации: «Если вы задержитесь еще хоть на несколько минут, то ребенку помощь врача уже не понадобится!» Что было делать в такой ситуации?! Понимая, что нарушаю Правила дорожного движения, я пошел на обгон злополучного «Опеля» по полосе встречного движения. Неожиданно навстречу нам выехал «КамАЗ». Чтобы избежать столкновения лоб в лоб, я резко принял вправо и слегка чиркнул крыло не уступавшего мне дорогу «Опеля». Однако не остановился, а продолжил на скорости ехать на вызов. В зеркало заднего вида четко видел, что водитель «Опеля» тоже продолжал движение.
- Мы успели спасти жизнь двухмесячной девочке, — утверждает Николай Марченко. — Если бы приехали хоть на несколько минут позже, то у ребенка остановилось бы сердце. Я сказал нашему водителю, что жизни малышки уже ничего не угрожает, но для подстраховки ребенка нужно доставить в городскую больницу. Анатолий Николаевич вызвал другую «неотложку», а сам вернулся на место ДТП.
- Я надеялся, — объясняет Анатолий Николаевич, — что ничего страшного не произошло, однако хотел лично убедиться, что «Опель» уже уехал. Каково же было мое удивление, когда я увидел стоявшую машину — значительно дальше от того места, где я ее задел! — с оторванным бампером и погнутым крылом!
У меня появилась масса вопросов. Прежде всего спросил водителя, почему он не остановился при виде включенного «маячка» и что означает весь этот металлолом на земле? Ведь когда я задел «Опель», лично видел, у машины ничего не отлетело, и она продолжала движение! Хозяин «Опеля» ответил, что он едет с ночного дежурства, мол, сильно устал и «маячка» не заметил. А железо, лежащее на земле, это последствия аварии! И предложил мне заплатить ему 500 долларов, а потом мирно разойтись.
Я был в шоке от такого предложения. У меня весьма скромная зарплата и нет таких огромных денег, к тому же не верил в то, что мог причинить «Опелю» такой ущерб. И попросил водителя удостовериться, что «скорая» осталась без единой царапины. Да и не подстава ли это? И получил ответ: не хочешь, мол, по-хорошему, тогда будешь разбираться с милицией. И он вызвал сотрудников ГАИ.
Долго ждать не пришлось. Инспекторы замерили место ДТП, опросили обоих водителей и принялись писать протоколы. Анатолию Овсийчуку показалось, что один из сотрудников ГАИ хорошо знает водителя «Опеля». Они обращались к друг другу на ты, а при встрече от радости чуть не расцеловались.
- Я объяснял сотрудникам ГАИ, что ехал на спецмашине с включенным «маячком», — продолжает Анатолий Николаевич. — Но они ответили, что это не имеет значения. Сказали: водитель, не отреагировавший на «маячок», несет лишь административную ответственность, и ему, кроме штрафа, ничего не будет. А я создал аварийную ситуацию, в результате которой могли пострадать люди, поэтому буду сильно наказан.
- А вы сказали, что благодаря именно такому поступку удалось спасти жизнь ребенка?
- Милиционеры и слушать не хотели моих объяснений, — вздыхает Анатолий Овсийчук. — Я ни минуты не сожалел, что пошел на обгон: маленькая девочка будет жить, пусть она никогда и не узнает о том, кто помог ей. А у меня сейчас очень неспокойно на душе, с ужасом жду решения суда. Больших денег нет, осталось несколько лет до пенсии. У меня огромный водительский стаж, и надо же в такую неприятность попасть!
Когда я пришла в уютный домик Валентины Кривко, ее двухмесячная Наташа, жизнь которой спасали врачи, усердно сосала мамину грудь. Девочка в семье третий ребенок. У 38-летней Валентины Арсентьевны подрастают еще два сына — четырнадцати и двенадцати лет.
- Ужасно боялась рожать «в старости», — улыбается Валентина Кривко. — Однако мужу сказала, если Бог дал, значит, так и нужно. Как угодила в больницу? В тот день Наташа носиком стала плохо дышать. Я возьми и закапай его «взрослым» нафтизином. Вскоре муж мне говорит: что-то наша дочь задыхается. Испугалась я жутко и побежала в амбулаторию. Врачи не понимали, что случилось с крохой. Спрашивали, что я ей давала есть или пить. А я боюсь сказать, что так «лечила» Наташеньку от насморка. Думаю, убьют сейчас меня к черту и правильно сделают.
Заместитель начальника Госавтоинспекции Ровенской области полковник милиции Виктор Довгополюк заверил «ФАКТЫ», что бояться водителю скорой помощи незачем. За то, что спешил спасти жизнь двухмесячной девочки, его наказывать не будут.
- Анатолий Овсийчук ехал с включенным «маячком» синего цвета, и, согласно Правилам дорожного движения, все водители должны обеспечить такой машине беспрепятственный проезд, — добавил Виктор Александрович. — При этом не имеет значения, каким способом это будет сделано: либо притормозить и дать проехать спецмашине вперед, либо вообще остановиться и освободить полосу, приняв вправо. В данном случае водитель скорой помощи действовал правомерно — он спешил спасать жизнь человеку! Другой же водитель, создав ему препятствие в движении, будет отвечать по закону.
Сегодня все материалы этого дела направлены в суд. Я лично буду следить за тем, чтобы дело было рассмотрено справедливо.
- Как быть тем водителям скорой помощи, которые завтра будут спешить на помощь, но их проигнорируют другие участники движения?
- В первую очередь советую быть предельно внимательными, потому что, как ни прискорбно, многие автовладельцы сегодня грубо нарушают Правила дорожного движения, не обращая внимания на спецсигналы. Я предлагаю всем водителям спецтранспорта настойчиво демонстрировать впереди идущим машинам свое преимущество: включать сирену, моргать фарами дальнего света.
Хочу отметить, что на патрульных машинах мы планируем проводить тренировочные поездки по городу с включенными «маячками» синего или красного цвета. Будем вежливо, но настойчиво заставлять водителей вспоминать требования Правил дорожного движения!