Культура и искусство

"Женские наряды в XIX веке имели до того сложную конструкцию, что некоторые юбки надеть обычным образом не получалось"

8:00 — 16 мая 2017 eye 4583

В Национальном заповеднике «София Киевская» открылась масштабная выставка старинной одежды «Шедевры мировой моды XVIII — XX веков», на которой представлено более 300 экспонатов

— Для показа изысканных нарядов, которые носили в минувшие века женщины из высшего общества, современные стандартные манекены не подходят, поэтому под каждое дамское платье или костюм я своими руками делаю из папье-маше фигуры и лица, — рассказала «ФАКТАМ» основательница единственного в Украине Музея истории моды киевлянка Марина Иванова. — На создание одного такого комплекта уходит около месяца.

Старинные платья, верхняя одежда, обувь, шляпки, сумочки, веера и другие аксессуары, детские игрушки — всего более 300 вещей из ее коллекции — представлены на выставке «Шедевры мировой моды XVIII — XX веков», которая открылась в Национальном заповеднике «София Киевская» в залах Митрополичьего дома.

— Я с особой теплотой отношусь вот к этому экспонату, — Марина Иванова подводит нас к элегантному платью бирюзового цвета с короткими рукавами, пошитому по моде конца XIX века. — Оно принадлежало пианистке и оперной певице Эсфирь Сальной. Судьба этой женщины трогает меня до слез. Она родилась в 1875 году в Санкт-Петербурге в семье крупного промышленника. Бог наградил ее красотой, великолепными слухом и голосом. У Эсфирь была яркая насыщенная интересными событиями молодость, которую она посвятила сцене, сделав успешную карьеру. Женихов у нее было предостаточно, но Эсфирь вышла замуж за человека небогатого — вдовца с тремя малолетними детьми инженера Сального.

Вскоре после того, как осенью 1917 года произошел большевистский переворот, почти все члены семьи Эсфирь эмигрировали в Европу. Мать, брат и сестра писали письма из Парижа, настойчиво уговаривая переехать к ним. К сожалению, безуспешно. Тем временем чекисты арестовали инженера Сального как классового врага и приговорили к 10 годам лагерей. Эсфирь ждала мужа из тюрьмы и делала все, что в ее силах, чтобы поставить на ноги троих детей. Она умерла от голода во время войны в блокадном Ленинграде в день своего рождения — восьмого февраля 1942 года.


*Марина Иванова: «Это платье женщины трагической судьбы, дочери крупного промышленника, певицы и пианистки Эсфири Сальной. На стене мы разместили ее портрет, написанный в 1913 году». Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»

— Как в вашу коллекцию попало платье этой женщины?

— Нам его подарили киевские родственники Сальной. Мы сняли об этой артистке документальный фильм. После просмотра родственники Сальной рассказали нам, что в 1890 году 15-летняя Эсфирь останавливалась у родни в Киеве. Уезжая, оставила на сохранение два платья. Она так и не забрала свои наряды, и они больше 100 лет хранились в семье родственников. Эти интеллигентные люди подарили платья Эсфирь нашему музею. После реставрации одно из них впервые демонстрируется на этой выставке.

Рядом с ним мы повесили портрет Эсфирь Сальной, написанный в 1913 году художником Николаем Беккером (он, кстати, создал портреты многих светских дам своего времени, сейчас его работы продаются на аукционе Сотбис в Лондоне).

— В минувшие столетия вкусы украинских женщин имели какие-либо отличительные особенности?

— Конечно, тогда, как и сейчас, украинки предпочитали более яркие вещи, чем немки, австрийки, голландки… Были свои особенности и в регионах Украины: одесситки носили более яркие вещи, нежели киевлянки. Вероятно, причина в климате — южане, как правило, любят одеваться красочно, эффектно.

В XIX — начале XX веков портнихи, которые шили одежду для состоятельных дам, зачастую не решались сразу кроить дорогостоящие ткани. Предпочитали вначале выкроить уменьшенные детали из бумаги, сшить их, украсить рюшами, кружевом, бисером и показать модель будущего изделия заказчице. Если та утверждала макет, мастерицы приступали к работе с тканями. На создание одного платья нередко уходил целый месяц. Отсюда и цены: повседневное платье обходилось в 30—40 царских рублей, нарядное — в 80—100 (для сравнения: килограмм свинины стоил 30 копеек, говядины — 45 копеек за килограмм. — Авт.). Мужчины старались как можно лучше одеть своих жен и дочерей, ведь по тому, как они выглядят, окружающие судили о статусе, материальном достатке главы семьи.

— Сколько стоит сохранившаяся до наших дней одежда XIX — начала ХХ веков?

— От одной до пяти тысяч долларов. Понятно, если платье принадлежало известной исторической личности, то его цена была гораздо выше. Кстати, в коллекции нашего музея есть сумочка любовницы Адольфа Гитлера Евы Браун. Нам ее подарил ветеран Второй мировой войны, которому аксессуар достался в качестве трофея.

В Украине сохранилось мало одежды ретро: в ХХ веке наш народ пережил несколько периодов крайней бедности, голода. На покупку обновок денег не было. Так что коллекцию пополняю в значительной мере в странах Европы.

— Какие вещи в экспозиции наиболее давние?

— Два женских головных убора в виде пилоток, пошитые в Германии в 1780-е годы. А также два костюма для дам и два для девочек, сшитые в 1830-е годы во Франции. Заполучить детскую одежду той эпохи — все равно, что выиграть в лотерею. Ведь детей в семьях тогда было много, младшие донашивали вещи старших. Неудивительно, что платьица, штанишки, сюртучки, сорочки, туфельки снашивались донельзя, и их выбрасывали. Кстати, в XIX веке детской моды не существовало. Уже с трех-четырех лет девочкам надевали корсеты. В 12—13 лет их затягивали столь же жестко, как и на взрослых женщинах. Дышать было тяжело, зато талия выглядела идеально.

За поведением девушек на выданье зорко следили их матери, тетушки. Но юные красавицы прибегали к невинным хитростям, чтобы дать понять кавалеру, что он ей интересен. Вышитая цветами сумочка — один из способов тайной коммуникации. Девушки сами вышивали цветы, закладывая в их сочетания определенный смысл. Например, роза, одуванчик, мак, астра и незабудка означали имя Роман (первые буквы названий растений). Сумочка с такой «шифрограммой» есть в экспозиции выставки. Здесь также представлен образец любовного конверта — барышня расписала его узорами, чтобы отправить послание молодому человеку.

А теперь покажу вам старинные подвенечные платья (Марина проводит нас в соседний зал). Одно из них создано популярнейшим в XIX веке парижским дизайнером дамской одежды британцем по происхождению Чарльзом Вортом. Кстати, точно такое же платье от Ворта выставляется в США в знаменитом Метрополитен-музее. Оно шелковое, украшено вышивкой в виде колосков, обшито мелкими камешками.


*Точно такое же свадебное платье от популярнейшего в XIX веке парижского дизайнера британского происходжения Чарльза Ворта находится в Нью-Йорке в экспозиции знаменитого Метрополитен-музея

В витрине мы выставили коллекцию подвенечных венков, сплетенных из искусственных цветов. Их надевали невесты, которые выходили замуж в первый раз. Тем, кто шел под венец во второй или третий раз, разрешалось вплести в волосы цветок.

Останавливаемся возле с одного из платьев с турнюром — особой конструкцией, которую крепили сзади на талии дамы.

— Турнюры (они вошли в моду в 1860-е годы) имеют вид подушечек. Их набивали соломой или ватой, крепили на талии репсовой лентой. Кавалеры шутили: благодаря этим конструкциям задняя часть наряда приобретает до того пышную форму, что на нее можно опереться.

Ветер или резкое движение дамы могли нарушить симметрию пышной юбки. Чтобы все складочки тут же стали на положенное место, портнихи вшивали утяжелители — увесистые бляшки из металла. Кстати, от современных дизайнеров одежды приходилось слышать: «Предложите мне хоть 10 тысяч долларов, чтобы я пошила платье, которое носили лет 150 назад, я бы не сумела выполнить такой заказ — многие профессиональные секреты портних тех времен утрачены».

— У дамских платьев той эпохи были карманы?

— Да, для веера и платка. У меня в коллекции есть платье, в котором имеется потайной нагрудный кармашек для трав… от насекомых. Когда я стала владелицей этого наряда, в нем все еще лежали засушенные растения.

Подходим к платью с юбкой очень большого размера.

— Такой огромный «колокол» получается благодаря кринолину — очень широкой юбке, которую носили под платьем. Кринолины делали из жестких материалов (китового уса, конского волоса, стеблей ротанговой пальмы, стальных обручей). На них надевали несколько нижних юбок. Сохранилась фотография, на которой две служанки подняли на длинных палках широченную юбку и опускают ее на даму. Такие юбки из-за больших размеров (их диаметр мог быть три-четыре метра) занимали слишком много места в доме, поэтому их хранили необычным образом: подвешивали к потолку с помощью специальных приспособлений.

Под платья дамы надевали до 12 предметов нижнего белья: лифы, корсет, накладки подмышки, панталоны, турнюр, несколько видов нижних юбок, верхние юбки… Эти предметы часто стирали, а вот само платье лишь чистили — чтобы оно не повредилось.

— Почему в одной из витрин выставлены чучела птиц?

— Некогда перья широко использовались для украшения шляпок. В Украине от этой моды больше всего пострадали зимородки — пожалуй, самые красивые птицы нашей страны. Всего же в индустрии моды использовалось оперение примерно 400 видов птиц.

Кстати, крупные широкополые женские шляпы мешали зрителям в театрах смотреть спектакли. Администрация одного из театров в Германии придумала, как с этим бороться: ввела правило — пожилые женщины могли оставаться в зрительном зале в головных уборах. Но почти все дамы предпочитали снимать шляпы.

На выставке мы представили дамскую сумочку, изготовленную из большой африканской лягушки. На одном аукционе я пыталась приобрести кусок старинной ткани, узоры на которой сделаны из крылышек майских жуков.

— Как получилось, что вы стали коллекционировать старинную одежду?

— В советские годы я преподавала на курсах кроя и шитья, организовала студенческий Театр моды. Кроме своих работ, мы демонстрировали зрителям наряды минувших времен. Они у меня были — платья, муфты, накидки, шляпки начала ХХ века перешли по наследству от прабабушки Клавдии. Она была из богатой семьи, могла позволить себе модную дорогую одежду. Ее вещи сохранила моя бабушка, которая стала классной швеей. Я училась у нее мастерству. Бывало, люди мне дарили антикварную одежду. Но подходящих к платьям туфель, перчаток, шляпок и вееров не было. И я начала искать их по комиссионкам, знакомым. Так постепенно увлеклась коллекционированием. Это было тридцать лет назад.

Знаете, недавно мы с мужем были в Париже. Чтобы попасть в Музей истории моды Франции, пришлось около часа простоять в очереди — так много желающих побывать там. Пока ждали, я вся извелась — хотелось побыстрее осмотреть экспозицию, сравнить, выставленные там вещи с теми, которые есть у меня в коллекции. Увидела и успокоилась — наш музей гораздо богаче. В нем уже более 200 платьев, костюмов, пальто, плюс большое количество шляпок и аксессуаров.

— Где их храните?

— Снимаю для этого помещение склад. Там у меня оборудована реставрационная мастерская. Моя мечта — получить помещение для музея.

Больше фото смотрите здесь