«Центр поддержки аэроразведки», подготовивший для фронта уже около 200 операторов беспилотных самолетов, финансируется исключительно за счет частных пожертвований. В апреле набор новых групп пришлось приостановить из-за нехватки средств
В октябре 2014 года «ФАКТЫ» рассказали о Марии Берлинской, которая оставила учебу в магистратуре Киево-Могилянской академии и пошла на войну — стала оператором беспилотных самолетов. Через несколько месяцев после той публикации девушка со своими соратниками организовала в Киеве «Центр поддержки аэроразведки», который занялся подготовкой операторов беспилотников. При этом Мария регулярно ездила на фронт для выполнения боевых задач. Возвращаясь в столицу, передавала практический опыт курсантам центра (их направляли на учебу воинские части). Так продолжалось более двух лет. Но месяц назад прием новых групп пришлось приостановить.
— Центр финансируется за счет помощи неравнодушных людей — государство не дает нам ни копейки, — рассказала Мария Берлинская. — На обучение одной группы (10—15 человек) необходимы четыре-четыре с половиной тысячи долларов. Прежде удавалось собирать нужные суммы, благодаря чему подготовили более 200 операторов беспилотных аппаратов. Такие специалисты очень нужны на фронте — они добывают информацию о том, что происходит по ту сторону линии разграничения. В конечном итоге разведывательные данные помогают спасти жизни украинских бойцов на передовой. Нам нужны средства, чтобы продолжить обучение будущих операторов беспилотников.
*Мария Берлинская создала проект «Око небесне» по закупке для воинских подразделений недорогих беспилотников. За три месяца отвезла на фронт более 30 таких летательных аппаратов. Фото из «Фейсбука»
— Мы даем знания, позволяющие нашим выпускникам работать практически с любым беспилотным летательным аппаратом, — говорит преподаватель «Центра поддержки аэроразведки» Виктор Генин. — Особое внимание уделяется умению поднять крылатую машину в воздух и посадить ее (это самое сложное в управлении беспилотником). Стараемся, чтобы соответствующие навыки были отработаны до автоматизма — на уровне мышечной памяти.
*Команда «Центра поддержки аэроразведки». Крайний справа Виктор Генин. Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»
Когда в начале обучения демонстрируем курсантам съемку с воздуха и спрашиваем, что они видят, зачастую слышим в ответ: «Лесок, за ним — поросший деревьями яр». — «А минометную батарею, штабель ящиков с боеприпасами в лесопосадке вы не приметили?» — спрашивает преподаватель. В дальнейшем на занятиях курсанты постепенно учатся распознавать на видео и фотокадрах военные объекты. Это напряженная работа, требующая максимальной концентрации внимания. Уже через двадцать минут наблюдений у экрана, на который передается «картинка» с беспилотника, оператор сильно устает, и его должен подменить напарник. Мы готовим экипажи из двух человек. Один член экипажа специализируется на управлении летательным аппаратом, другой — на расшифровке получаемой с беспилотника видеоинформации. В ходе выполнения заданий они должны быть готовы подменить друг друга.
На практических занятиях по управлению беспилотниками курсанты периодически разбивают летательные аппараты. Приходится клеить поврежденные крылья и фюзеляжи. Шутим, что выбрасываем крылатую машину только тогда, когда вес клея начинает превышать вес конструкции аппарата.
С детства (с 1978 года) занимаюсь авиамодельным спортом, поэтому и стал преподавателем. Работаю в страховой компании. Когда нужно проводить занятия с курсантами, отпрашиваюсь на работе или беру отпуск за свой счет. Но по большому счету преподаватели центра должны получать заработную плату.