Украина

В Украине хотят разрешить автомобилям поворачивать на красный свет без зеленой стрелки

6:45 — 25 мая 2017 eye 3343

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект № 6443, которым предлагают разрешить водителям выполнять повороты на перекрестках при запрещающем сигнале светофора. Подобное правило действует у нас уже давно, правда, при одном важном условии — если поворот направо разрешает дополнительная зеленая стрелка (в виде отдельной секции светофора или специальной таблички). Но идея народных избранников куда радикальнее — по их задумке, поворачивать на красный свет можно будет даже в том случае, если дополнительных стрелок на светофоре нет. Причем поворот могут позволить осуществлять не только направо, а и налево!

В США и Европе такое нововведение не имело негативных последствий

Разрешение поворачивать на красный свет предусмотрено законопроектом «О внесении изменений в Закон Украины „О дорожном движении“ (относительно внедрения мирового опыта в разгрузке транспортных потоков)». Народные депутаты предлагают дополнить статью 41 этого закона такой нормой: «При включенном красном сигнале светофора водителю разрешается осуществить поворот направо с крайней правой полосы движения при условии, что он не создаст помех транспортным средствам и пешеходам, движущимся с других направлений. Это положение не применяется в случае, когда такое направление движения будет противоречить дорожным знакам или дорожной разметке.

При включенном красном сигнале светофора водителю разрешается при выезде с дороги с односторонним движением осуществить поворот налево из крайней левой полосы движения при условии, что на перекрестной дороге также организовано одностороннее движение транспортных средств. И тоже если это не создаст помехи другим транспортным средствам и пешеходам".

Главная цель нововведения — разгрузить городские дороги, благодаря чему водители смогут сэкономить время и топливо, а автомобили будут меньше загрязнять атмосферу. Как объясняют авторы законопроекта, такие повороты давно разрешены за рубежом и зарекомендовали себя положительно. Например, в Северной Америке, за некоторыми исключениями, водителю разрешается повернуть направо при запрещающем сигнале светофора после полной остановки и при условии, что этот маневр можно выполнить безопасно. Во всех 50 штатах США поворот направо при включенном красном сигнале светофора позволили с 1 января 1980 года. Исключение составляют случаи, когда данный маневр запрещается дополнительно установленными табличками: «Поворот на красный запрещен» (No Turn On Red) либо «Поворот направо на красный запрещен» (No Right On Red).

Кроме того, в 37 штатах США разрешен поворот налево при включенном красном сигнале светофора при условии, что обе дороги — и та, с которой съезжает транспортное средство, и та, на которую оно въезжает, — имеют одностороннее движение. Подобные маневры позволены и в Канаде.

Авторы законопроекта утверждают, что опыт такой организации движения во многих западных странах показал: негативных последствий от таких маневров нет, зато налицо положительные сдвиги, увеличивающие пропускную способность перекрестков.

Поддержит ли Верховная Рада идею, покажет время, а мы, как всегда, будем следить за судьбой этого документа и сообщать о нововведениях. Прогноз, скорее, положительный. Ведь в Украине прижились зеленые стрелки на табличках, разрешающие правый поворот. И даже хорошо себя зарекомендовали, хотя на момент их внедрения в 2000-х годах они вызывали много опасений относительно безопасности движения.

«В ближайшее время при проезде круговых перекрестков лучше руководствоваться знаками»

Напомним также, что с 28 апреля действует новое общее правило: преимущество в движении на перекрестках с круговым движением предоставляется транспортным средствам, которые уже движутся по кругу. То есть главная дорога идет по кругу, а остальные автомобили, подъезжающие к нему, должны дать преимущество тем, кто уже находится там, и осторожно встраиваться в поток («ФАКТЫ» об этом писали).

На практике это новшество вызвало у многих водителей вопросы. Чем руководствоваться на дороге: «свежепринятым» законом или Правилами дорожного движения, устанавливающими на сегодня несколько иной порядок? Как себя вести, если на круговом перекрестке есть знаки приоритета, определяющие другой порядок проезда? Что делать, если знаков на кругу вообще нет? Подобная неразбериха провоцирует создание аварийных ситуаций, о чем нам рассказывают автомобилисты. Поэтому, чтобы расставить все точки над «і», «ФАКТЫ» обратились за комментариями к начальнику Управления безопасности дорожного движения МВД Украины Ивану Прохоренко.

— При проезде перекрестка с круговым движением водитель обязательно должен руководствоваться дорожными знаками приоритета, — говорит Иван Прохоренко. — Если их нет, преимущество согласно принятому закону имеют транспортные средства, движущиеся по кругу, а те машины, которые собираются въехать на него, должны уступить им дорогу.

Если же установлены дорожные знаки, определяющие иную организацию дорожного движения на таком перекрестке (главная дорога не по кругу), нужно обязательно руководствоваться ими. В любом случае при проезде кругового перекрестка советую приостановиться и убедиться, что остальные водители знают и выполняют новые требования. Такая предосторожность позволит избежать аварийных ситуаций, пока все свыкнутся с новыми правилами.

По словам Ивана Прохоренко, Кабмин в месячный срок со дня вступления изменений в действие должен привести в соответствие с законом свои нормативные акты. Необходимые изменения Правил дорожного движения уже подготовлены МВД и в ближайшее время будут поданы на согласование.

Начальник отдела наблюдения за состоянием дорог Управления безопасности дорожного движения МВД Украины Станислав Мизин сообщил, что полиция проинспектирует все круговые перекрестки и выдаст предписание дорожным службам организовать там движение в соответствии с новыми требованиями.

— Осмотр показал, что за чертой населенных пунктов на автодорогах находится около 200 кольцевых развязок, — сказал Станислав Мизин. — Из них 111 уже соответствуют новым правилам, а еще на 89 нужно изменить организацию дорожного движения. В Киеве — 59 кольцевых развязок, из которых на 21 уже обозначена главная дорога по кругу, а на 38 еще предстоит заменить дорожные знаки. Насколько я знаю, столичные власти приняли решение сделать это до 1 сентября.

В Днепре таких перекрестков намного меньше, чем в столице, и наладить там организацию движения, соответствующую новым требованиям, местные дорожники рассчитывают уже к концу мая, сообщил директор КП «Днепрдорсервис» Геннадий Комаров.