Покупая недорогие покрышки малоизвестных марок, нужно быть готовым к тому, что они откажутся тормозить в гололед
Первые морозы для автолюбителей — пора «переобувать» колеса. Для безопасности это необходимость номер один! Цены на зимнюю резину с прошлого года практически не изменились, правда, в долларах. Посему экономят все (в соседней России продажи зимней резины упали примерно в два раза, у нас ситуация похожая). Те, у кого были старые зимние покрышки, пытаются отъездить холодное время года на них. Однако специалисты уверяют: если глубина протектора меньше 4-5 миллиметров, а сами шины старше четырех лет, то лучше использовать их весной, сэкономив на летней резине. А на зиму все-таки купить новые (не спасет и переброска менее стертых задних шин на ведущую переднюю ось — хорошая резина на передних колесах позволит быстрее трогаться, но при торможении и даже при сбрасывании скорости задние колеса пойдут юзом).
Итак, решили — покупаем. Сразу огорчим любителей интернет-магазинов. Да, электроника здесь процентов на 15-20 дешевле, чем в торговых центрах. А с шинами наоборот — даже на «оптовых складах» цены заметно выше, чем на авторынке, а выбора недорогой резины почти нет. В шинных магазинах все еще дороже: многие, правда, пытаются соблазнить покупателя бесплатной установкой колес. Но давайте сравним: популярные покрышки 14-го радиуса (мы искали на свой «Пыжик» — «Пежо» — шину размером 175/65/R14) недорогого производителя из Восточной Европы на рынке можно купить за 460-490 гривен за штуку. В магазине — на 100 гривен дороже. Итого разница на комплекте — 400 гривен. При этом стоимость установки — 140-200 гривен (при покупке шин продавцы на рынке дают хорошую цену на переобувание). Значит, отправляемся на авторынок.
Второй вопрос — модель. Прежде всего, нужно выбрать между арктической (с крупными грубыми шашками и обилием ламелей) и европейской (более похожей на летнюю) резиной. Отличия в поведении между ними существенные. Так, недавние тесты компании Michelin показали — при гололеде у ее арктической шины тормозной путь почти на 14 метров короче, чем у европейской. Зато на сухом асфальте «европейка» выиграла десять метров! Однако известный гонщик и автоэксперт Алексей Мочанов для суровых украинских зим все-таки рекомендует «арктику». Что ж, пусть так и будет.
Теперь — марка. Полку дешевых шин в этом году прибыло — кроме российской и украинской, появилась масса китайской резины (380-400 гривен за покрышку 14-го радиуса). По мнению специалистов, с «китайцами» нужно быть осторожными. На сухом асфальте они показывают себя пристойно, а вот на льду даже при небольшом заносе тормозить отказываются, на снегу тоже беспомощны. По словам экспертов «Авторевю», такие шины — чистой воды подделка. Зимой они бесполезны и даже опасны. Зимний рисунок протектора производители скопировали у известных европейских марок, а состав резины взяли более дешевый — летний. На авторынке с этим неохотно, но соглашаются. И говорят: если нет денег, лучше уж взять две бэушные шины известной дорогой марки (300-325 гривен за покрышку, на которой можно отъездить еще сезон).
По цене с китайскими конкурируют белоцерковские шины. На них даже, судя по рекламе, дают год гарантии. Но официально «Росаву» в Киеве можно купить только в трех «точках». А главное — в торговом представительстве марки не оказалось шин 14-го радиуса (нужный же нам типоразмер в Белой Церкви вообще не выпускают). Неужели слухи верны и завод остановился из-за кризиса? На «Росаве» нам ответили, что это чушь, просто спрос на покрышки очень большой.
Относительно качества белоцерковских зимних шин единого мнения нет. Скажем, эксперты издания «За рулем» считают, что украинская шипованная резина проигрывает даже некоторым «китайцам» и российскому «Амтел» — слишком уж она жесткая и скользкая. Тесты украинского журнала «Автоцентр» дают абсолютно другую картину — «Росава» обошла не только Barum, но и арктические шины такой известнейшей европейской марки, как Dunlop! Кому верить?
Бывалые водители считают, что золотая середина — продукция восточноевропейских производителей, которые являются «дочками» известных шинных концернов. Они не берут лишних денег за бренд или новизну. Зато резина у них качественная и проверенная. При этом важно обращать внимание на год выпуска — он выбит на боковине колеса. Скажем, цифры 2109 означают, что шина изготовлена в 21-ю неделю 2009 года.