Заявление секретаря Совета нацбезопасности и обороны Александра Турчинова о необходимости завершения АТО на Донбассе и перехода к новому формату защиты Украины от гибридной войны, развязанной Россией, стало неожиданностью для многих политиков и экспертов. Ряд народных депутатов считают, что Турчинов должен объяснить, что он конкретно имел в виду. Ведь секретарь СНБО не уточнил, каким именно может быть новый формат защиты Украины.
«Военные действия продолжаются на востоке нашей страны уже три года и переросли как по продолжительности, так и по масштабам формат АТО… […] пришло время перейти к новому формату защиты страны», — сказал Александр Турчинов в интервью информагентству «Интерфакс-Украина». По его словам, надо не просто признать оккупированными некоторые регионы Донбасса, но и на законодательном уровне определить основы государственной политики по их освобождению. «Необходима эффективная технология защиты страны, а для этого законодательно нужно предоставить президенту право применять ВСУ и другие военные формирования против гибридной агрессии со стороны РФ», — заявил секретарь СНБО.
В Генштабе Вооруженных Сил по поводу этого заявления сказали лишь, что решение о завершении антитеррористической операции может принять только высшее военно-политическое руководство страны. А в Министерстве обороны еще более лаконично отметили, что будут выполнять все, что предусмотрено законодательством.
По мнению военного эксперта Николая Сунгуровского, в заявлении секретаря СНБО речь идет о введении военного положения. Вопрос лишь в том, коснется ли оно всей страны или только отдельных регионов. В свою очередь политтехнолог Виктор Уколов предполагает, что Турчинов озвучил идеи законопроекта «О возобновлении территориальной целостности». «Как и раньше, называть АТО войной Украине невыгодно. Если это сделать, то или мы признаем боевиков стороной, с которой воюем, и тогда войну называем гражданской, чему будут аплодировать в Москве. Или это признание фактической войны между Украиной и Россией, что развяжет руки Москве на использование авиации или ракет», — написал Виктор Уколов в «Фейсбуке». По мнению политолога, АТО могут переквалифицировать в «армейскую операцию по освобождению оккупированных территорий» или «операцию по восстановлению законного порядка и мира на Донбассе».
Впрочем, ряд экспертов усмотрели в словах секретаря СНБО предвыборную риторику. «В заявлении Турчинова есть несколько нюансов, — цитирует народного депутата прошлых созывов, а ныне политолога Тараса Чорновола сайт InfoResist. — Первый — общий набор фраз, которые он часто дублирует, это определенный политический момент… (Второй) — Турчинов представляет „Народный фронт“. В последнее время эта политсила сделала целый ряд громких заявлений, выносила на рассмотрение Верховной Рады ряд постановлений, которые должны продемонстрировать особую пассионарность партии. Очевидно, начинается долговременная акция по раскрутке на 2019 год (должны состояться плановые выборы в парламент. — Авт.). То есть „Народный фронт“ начал для себя предвыборную кампанию… Турчинов постарался всех опередить и взять на себя роль главного защитника страны».
Военный эксперт Олег Жданов также считает заявление секретаря СНБО о необходимости перехода к новому формату защиты страны политическим пиаром. «Два формата, на который можно поменять АТО: сдаться, признав особый статус территорий, и дать амнистию боевикам или перевести АТО в категорию войны с Россией. Нереально ни то, ни другое — общество этого не примет. Потому я считаю, что это чисто популистское заявление», — отметил Олег Жданов.