Украина

Перед тем как остановить свой выбор на приобретении квартиры в пригороде, покупателям стоит трезво оценить все возможные риски и неудобства

8:50 — 16 июня 2017 eye 2603

Согласно результатам соцопроса, качество жизни в Киеве значительно выше, чем в населенных пунктах, расположенных недалеко от столицы

Несмотря на экономические проблемы в стране, строительная отрасль продолжает развиваться. Причем если раньше застройщиков в первую очередь интересовали крупные города, в частности столица, то теперь они обратили внимание на пригороды. Так, в 2016 году Киевская область обогнала столицу по темпам строительства. Это привело к тому, что предложение жилья в окрестностях мегаполиса значительно превысило спрос. Сегодня пригородные застройщики привлекают потенциальных покупателей броскими объявлениями, акцентируя внимание на том, что это жилье недорогое и расположено близко к столице. «Несколько минут до метро», «недалеко от города», «менее 400 долларов за квадратный метр», «новый район» и так далее.

Эксперты общественной организации «Громадська рада Крюківщини» решили выяснить, насколько правдивы обещания застройщиков, и проанализировали уровень удовлетворенности киевлян и жителей пригорода качеством жизни в своих населенных пунктах. Результаты оказались весьма интересными.

Киевляне удовлетворены инфраструктурой, количеством зеленых насаждений и развлекательным потенциалом своего города

С 22 по 28 мая аналитики общественной организации «Громадська рада Крюківщини» при поддержке специалистов Киевского национального экономического университета провели исследование на тему «Оценка качества жизни в Киеве и Киевской области». Эксперты опросили жителей столицы и четырех городов-спутников (Броваров, Вишневого, Ирпеня и Софиевской Борщаговки) на предмет их удовлетворенности качеством жизни в своем населенном пункте.

В частности, респондентов попросили оценить город по пятибалльной шкале от «совсем не удовлетворен» до «полностью удовлетворен» по следующим критериям: инфраструктура, зеленые насаждения, развлекательный потенциал города, наличие водоемов, чистота и экология, удобство транспорта.

Результаты соцопроса (без учета 4,3 процента тех, кто не определился) следующие: со значительным отрывом лидирует Киев (35 процентов респондентов полностью довольны условиями жизни), на втором месте — Ирпень (21 процент), на третьем — Бровары (17 процентов), на четвертом — Вишневое (15 процентов), на пятом — Софиевская Борщаговка (12 процентов).

Как сообщила глава ОО «Громадська рада Крюківщини» Елена Цыбульская, в данном исследовании приняли участие 2 тысячи 65 человек — в среднем 413 жителей в каждом населенном пункте. «Ответы оказались репрезентативными и обоснованными, погрешность составила 2,8 процента и находится в пределах допустимой нормы», — отметила Елена Цыбульская.

Она добавила, что часть жителей пригорода опрошены в Киеве, «прямо на остановках транспорта, расположенных на окраинах столицы, куда люди добираются, чтобы попасть на работу».

*Результаты опроса «Как вы оцениваете состояние вашего района проживания?»

Если анализировать результаты опроса по конкретным критериям, то жители Броваров более или менее довольны инфраструктурой, экологической обстановкой и количеством развлекательных заведений. Зато они не удовлетворены количеством озер, парков, скверов и транспортным сообщением со столицей.

Похожая ситуация в Вишневом, жителям которого также не нравится отсутствие водоемов. Кроме того, респонденты затруднились оценить свой город по всем остальным параметрам: инфраструктуре, транспорту, экологии, наличию зеленых насаждений и развлекательному потенциалу.

В Ирпене люди полностью довольны озеленением города, частично удовлетворены инфраструктурой, наличием водоемов и мест для развлечений. При этом ирпенцы не смогли дать оценку чистоте и экологической ситуации в своем населенном пункте и выразили неудовлетворенность местным транспортом.

Респонденты, проживающие на Софиевской Борщаговке, более или менее довольны лишь количеством зеленых насаждений. Они затруднились ответить на вопросы о водоемах и транспорте, выразили легкую неудовлетворенность состоянием экологии и местной инфраструктуры. При этом им совсем не нравится развлекательный потенциал населенного пункта.

Жители столицы отметили, что «скорее удовлетворены» транспортом, чистотой и экологией. Кроме того, согласно опросу, киевляне довольны инфраструктурой, наличием водоемов, количеством зеленых насаждений и мест для развлечений.

«Отдельной проблемой жизни в пригородах является отсутствие удобного транспортного сообщения с другими населенными пунктами»

Как видно из опроса, большинство жителей пригородов недовольны отсутствием транспортных развязок. Более того, в отдельных случаях отмечается почти полная неразвитость инфраструктуры.

— Киев как мегаполис и столица имеет несколько значительных преимуществ перед городами, относящимися к киевской агломерации (от лат. аgglomero: присоединяю, накопляю. Городская агломерация — компактное скопление населенных пунктов. Региональная агломерация — компактное территориальное размещение городских населенных пунктов, объединенных интенсивными хозяйственными, трудовыми и культурно-бытовыми связями. — Авт.). Тут большой выбор мест для отдыха, различные активности для всех социальных групп, — заявила аналитик отдела городского развития Аналитического центра CEDOS Мария Грищенко. — А с учетом вариативности предложений занятости и более высокого уровня зарплат Киев к тому же экономически привлекательнее для жителей агломерации. Кроме того, жизнь в столице предоставляет большой выбор жизненных стратегий и возможностей для самореализации.

— Сегодня на уровне киевской агломерации отсутствует стратегия интегрированного развития, что влечет перекос роста городов — спутников Киева, — говорит эксперт по вопросам городского развития Игорь Тищенко. — Одни города, такие как Буча, улучшают качество жизни. Другие — деградируют из-за бездумного строительства жилья, часто низкого качества, без соответствующей социальной инфраструктуры: школ, детских садов, больниц. Без озеленения, качественных общественных пространств, а также без обеспечения роста количества рабочих мест. Отдельной проблемой жизни на периферии является отсутствие удобного и доступного транспортного сообщения с другими городами и непосредственно с Киевом. А стремительный рост населения пригородов влечет автомобилизацию и перегрузку транспортных артерий как Киева, так и агломерации в целом, — подчеркнул Игорь Тищенко.

Многие участники исследования, проживающие за пределами столицы, отметили почти полное отсутствие водоемов и сравнительно меньшее количество зеленых участков в Броварах и Вишневом, что снижает возможность активного отдыха на свежем воздухе, в то время как в Киеве этим пунктом респонденты «полностью удовлетворены».

— Люди, покупающие жилье в пригороде, часто рассматривают его как временное, поэтому меньше обращают внимание на инфраструктуру, которая не успевает развиваться в соответствии с потребностями жителей, а также на экологию и высокую плотность заселения, — считает эксперт по вопросам региональной политики Ольга Бардар. — В итоге они оказываются заложниками ситуации.

Не менее важным критерием для жителей пригородов, согласно результатам опроса, является транспортное сообщение. Так, жители городов — спутников столицы оценили свою удовлетворенность транспортом значительно ниже, чем киевляне.

Вопрос чистоты также остается открытым. После Киева «скорее удовлетворены» этим параметром лишь в Броварах. Респонденты из Софиевской Борщаговки, Вишневого и Ирпеня либо затруднились оценить свои населенные пункты в этом ключе, либо дали низкую оценку.

Аналитики, комментируя данный вопрос, среди прочего отмечают плохое качество водопроводной воды и многолетние кучи мусора неподалеку от жилых массивов. Из-за того что отходы не вывозятся, в воздухе постоянно стоит неприятный запах.

— Есть отдельные случаи, когда канализация проводится просто в чистое поле и все отходы идут туда, — рассказала Елена Цыбульская.

Соблазнившись «экономией» на квадратном метре, в итоге придется переплачивать буквально за все

Как видим, респонденты и эксперты сошлись во мнении, что столица уверенно лидирует по качеству жизни, если сравнивать ее с пригородами, в силу более развитого как развлекательного, так и экологического потенциала и, что еще важнее, социального.

Наличие мест для отдыха, а именно — комфортных современных скверов и парков, развитая инфраструктура города, большое количество водоемов и зеленых насаждений способствовали ответам в пользу Киева. Краеугольным камнем исследования стало удобство транспортных путей и развязок, а также скорость передвижения.

Подводя итоги, эксперты отметили, что, хотя столица тоже имеет свои недостатки, они тускнеют на фоне некоторых несовершенств городов-спутников. Следовательно, перед тем как остановить свой выбор на покупке квартиры в пригороде, покупателям стоит трезво оценить все возможные риски и неудобства. Соблазнившись декларативной «экономией» на квадратном метре и красочной рекламной картинкой, в итоге можно обнаружить, что переплачивать придется буквально за все.