Происшествия

«вечерами, когда коллеги уходили домой, я доставал из тайника, устроенного в шкафу с двойной стенкой, икону холмской богоматери и приступал к ее реставрации»

0:00 — 20 ноября 2009 eye 620

Работа, продолжавшаяся 13 лет, выполнена художником-реставратором Анатолием Квасюком. Теперь древняя икона — одна из самых ценных реликвий Киевской Руси — будет выставлена на всеобщее обозрение

Самыми ценными в Киевской Руси считались четыре иконы, написанные, согласно преданию, святым апостолом Лукой. Ныне в Украине находится только одна из них — икона Холмской Богоматери. В начале 1920-х годов икона как в воду канула. Ученые, искусствоведы, реставраторы причисляли историю с ее исчезновением к величайшим загадкам ХХ века.

«Можете представить, как я был потрясен, когда в один осенний день 1996 года коллеги привели меня на квартиру луцкой пенсионерки Надежды Горлицкой, и она показала мне икону Холмской Богоматери! — рассказал «ФАКТАМ» один из ведущих реставраторов Украины Анатолий Квасюк.  — В первые минуты я с трудом верил в столь неимоверную удачу. Это же шедевр мирового значения!»

Реставрация растянулась на 13 лет. И вот на декабрь этого года в Музее волынской иконы намечена презентация святыни. Еще несколько лет назад для нее как уникального по ценности экспоната в музее выделили отдельный зал. Пока здесь демонстрируется высококачественная фотокопия иконы Холмской Богоматери. А для оригинала приготовили купленную в Германии за двадцать с лишним тысяч долларов специальную витрину с пуленепробиваемым стеклом.

«Все эти годы я не имел времени зарабатывать деньги, и кормильцем семьи стала жена»

- В 1996-м, показав мне икону Холмской Богоматери, пенсионерка Надежда Горлицкая потребовала, чтобы я никому о святыне не рассказывал, — вспоминает руководитель реставрационной мастерской Музея волынской иконы Анатолий Квасюк.  — Но икону нужно было реставрировать, ведь написана она в XI веке, ей уже 1000 лет!

Я взялся за работу, дав слово, что никто об этом знать не будет. Так что первые четыре года трудиться пришлось тайно. Дожидался окончания рабочего дня, когда коллеги уходили из музея, и только тогда доставал из тайника икону. Специально для ее хранения установил в шкафу дополнительную стенку. Тайник получился, как в чемодане с двойным дном.

Полностью посвятить себя реставрации реликвии я мог только по субботам и воскресеньям, когда других сотрудников на работе не было. Ни разу за эти 13 лет не был в отпуске.

- Жена знала, где вы пропадаете каждый вечер и в выходные дни?

- Конечно, ей я раскрыл секрет. Она тоже художник, так что отнеслась к моей внеплановой работе с пониманием. Кстати, занимаясь иконой, я не имел возможности зарабатывать. Другие художники-реставраторы берут частные заказы, позволяющие жить безбедно. А у меня ведь времени не оставалось. Зарплата в музее копеечная, так что кормильцем семьи стала жена.

- В каком состоянии попал к вам шедевр?

- В плачевном. Как оказалось, в 1979 году какой-то художник-самоучка переписал икону, причинив ей значительный вред. Древний слой краски отслаивался, существовала опасность, что он осыплется. Хотя я работал, по сути, подпольно, но не отклонялся от научной методики проведения такой сложной реставрации. Это подтвердила комиссия, в которую вошли ведущие специалисты страны, после того как в 2000 году удалось уговорить Надежду Горлицкую раскрыть тайну местонахождения шедевра.

Поначалу Надежда Гавриловна, в соответствии с завещанием своего отца-священника, намеревалась передать святыню в храм. Но такие древние и бесценные образа должны храниться под надежной охраной, для них нужен особый микроклимат. В церкви обеспечить все это невозможно. К счастью, Надежда Гавриловна вняла нашим аргументам и передала икону (она самая древняя в Украине) музею.

Знаете, будь необходимое финансирование и возможность заниматься только этим раритетом, года за два-три я бы его отреставрировал. Но работа прерывалась на несколько лет — не было средств на покупку дорогой компьютерной техники, классной фотоаппаратуры, нужных материалов… Помощь в десять тысяч долларов от известного политика Юрия Костенко сдвинула дело с мертвой точки. Государство тоже выделяло определенные суммы, но их было недостаточно.

Денег стало хватать, когда мы по большим праздникам — на Пасху, Покров, Рождество — начали на несколько дней выставлять святыню. К ней приходили тысячи паломников, разные православные конфессии устраивали крестные ходы. Люди жертвовали свои трудовые гривни, которые мы тратили на реставрацию иконы.

Теперь сохранившийся на 70 процентов красочный слой надежно закреплен и покрыт прозрачным лаком, который не потемнеет как минимум сто лет. Металлические элементы раритета отреставрированы киевским специалистом Виктором Голубом.

По большим праздникам семья Горлицкой устраивала в доме молебны перед чудотворным образом, закрыв для конспирации окна шторами

- Напомню, что, согласно летописи, святой лик спас от осады монголо-татар в 1240 году древнерусский город Холм (ныне польский Хелм.  — Авт. ), — продолжает реставратор.  — Икону вынесли на крепостной вал и врагам привиделось, что он вырос до небес. Охваченные мистическим ужасом, они сняли осаду.

Следующую попытку захватить Холм кочевники предприняли только через 19 лет. И вновь икона помогла городу выстоять. К сожалению, через два года татары все же ворвались в Холм, разрушили храм, где находилась икона.

Захватчик, сорвав золотой оклад, несколько раз рубанул святыню шашкой (следы от этих ударов сохранились). Согласно легенде, злодей был жестоко наказан — ослеп, а голову ему развернуло на 180 градусов, к спине.

Икона пролежала среди руин церкви сто лет. Затем она фигурировала во многих важнейших исторических событиях. Например, в знаменитой битве под Берестечком святой лик был у поляков, и те одолели казаков. В 1765 году, когда икона находилась в руках католиков, ее короновал Папа Римский. От этого события в кипарисовых досках, на которых она написана, сохранилось несколько золотых гвоздиков — ими были прибиты две золотые короны.

Но потом икона Холмской Богоматери вернулась к православным и многие годы находилась в одном из храмов Холма. В годы Первой мировой войны, когда возникла угроза захвата города войсками неприятеля, святыню эвакуировали в Москву. Затем, спасая от большевиков, священники переправили ее в Киев.

… Скоро и здесь установилась советская власть. Объявили о национализации церковных ценностей. Серебряный оклад иконы тогда украшали драгоценные камни. Поэтому возникла угроза утраты реликвии. Верующие из числа интеллигенции разделили три кипарисовые доски, на которых написан святой лик, и спрятали их у себя на квартирах.

Оклад с алмазами и другими драгоценными камнями хранился у ученого-этнографа Корниловича. К сожалению, во время обыска чекисты нашли эти драгоценности. Впрочем, оклад хоть и дорогостоящий, но был изготовлен относительно недавно — в конце XIX века.

В годы Второй мировой войны известный ученый и богослов Иван Огиенко, знавший, у кого хранятся части иконы, организовал ее реставрацию. И в 1943-м она была вновь помещена в кафедральный собор Холма. Перед освобождением города Красной Армией митрополит попытался вывезти святыню и другие церковные раритеты, однако эшелон попал под бомбежку.

Одна из прихожанок по фамилии Булгакова нашла икону. Привязав ее к спине (образ Холмской Богоматери довольно большой), шла в Люблин — по ночам, а днем пряталась в стогах сена. Из Люблина священники переправили образ в Украину. Так он попала в дом отца Гавриила, отца Надежды Горлицкой. Раритет прятали от посторонних глаз в шкафу, и только по большим христианским праздникам семья устраивала на дому молебны перед чудотворной иконой, завесив для конспирации окна шторами.