Любимцу миллионов советских детей — мультипликационному Винни-Пуху исполнилось 40 лет
В советское время критики делили отечественных мультипликаторов на две «категории» — Федор Хитрук и... все остальные. В этой шутке лишь доля шутки. Придя на студию «Союзмультфильм» в самом начале 1938 года, Федор Савельевич создал как художник около 80(!) анимационных фильмов, а его режиссерские работы «Каникулы Бонифация», «Фильм, фильм, фильм» и, конечно же, «Винни-Пух» вошли в золотой фонд советской мультипликации.
Сегодня
— Сказку о Винни-Пухе я хотел экранизировать еще в
Долгое время не удавалось взяться за экранизацию сказки, пока мне в руки совершенно случайно не попала книжка о Винни-Пухе в прекрасном русском переводе Бориса Заходера. Я начал писать сценарий на основе текста Бориса Владимировича. Каким-то образом он об этом узнал и прислал мне телеграмму, в которой выразил протест по поводу моего намерения использовать его перевод. Что делать? Я позвонил Заходеру, договорились о встрече. Поговорили, выпили и... стали сотрудничать. Борис Владимирович подкорректировал текст сценария, написал знаменитые речевки Винни-Пуха. Однако мультик Заходеру поначалу не нравился. Он все время ворчал: зачем вы убрали мальчика Робина (один из главных литературных персонажей сказки. — Авт. )? Когда же мультфильм стал широко известным, Борис Владимирович любил в кругу друзей подчеркнуть свое отношение к его созданию.
— Но конфликт с Заходером был не единственной большой проблемой в работе над «Винни-Пухом»...
— Мультипликация — очень недешевый вид искусства, а аниматоры — люди, мягко говоря, творческие и за бюджетом картины следить не привыкшие. Получилось так, что, создав всего треть мультика, мы остались без денег. Все потому, что мне хотелось тщательно вырисовать каждого героя. Я испытывал большое удовольствие, наблюдая, например, за тем, как у нарисованного мишки на ветру шевелится шерсть. Но за такую кропотливую работу нужно было платить творческой группе вдвое больше. В итоге деньги быстро закончились, и пришлось умерить аппетит — рисовать персонажей «экономно». Ведь еще нужно было заплатить артистам за озвучивание...
— Главных персонажей озвучили Евгений Леонов и Ия Саввина. Почему ваш выбор пал именно на них?
— Я поочередно забраковывал кандидатов на роли Пятачка и Пуха и в какой-то момент даже с ужасом подумал: «А есть ли вообще в Советском Союзе артисты, способные озвучить персонажей так, как мне нужно?» Даже эти кандидатуры были утверждены не сразу.
Леонову Винни очень понравился. На пробах Евгений Павлович предлагал миллион вариантов, казалось, поток его импровизации не остановить. Серьезный с виду, он необыкновенно смешно перевоплощался в неуклюжего мишку, надувая щеки, изображая косолапость, кривляясь, имитируя боль... А как-то, при работе уже над продолжением мультфильма, я вообще заставил Леонова залезть в импровизированную нору, чтобы он почувствовал, каково было Винни-Пуху, когда тот застрял в кроличьей норе.
Но все это могло оказаться напрасным. С каждым днем я убеждался, что голос Леонова абсолютно... не подходит Пуху. Естественно, Евгений Павлович расстроился. И он ушел бы из проекта, если бы не наш звукорежиссер, который неожиданно предложил: «А что если мы ускорим ваш голос, Евгений Павлович? Так будет смешнее». «Да делайте, что хотите», — отмахнулся Леонов. Когда же мы услышали результат, нашей радости не было предела: Пух обрел именно тот голос, который требовался! А мы сохранили для мультфильма великолепного актера. На озвучивании Леонов не вредничал, как некоторые его собратья по цеху, и мы с ним отлично ладили.
Найти голос Пятачка тоже оказалось непросто. В какой-то момент Ия Саввина предложила спародировать... Беллу Ахмадулину. Нам было уже все равно, лишь бы получилось что-то путное. На удивление, результат превзошел все наши ожидания. Хотя, как и в случае с Леоновым, голос Саввиной пришлось немного ускорить.
— На следующий день после выхода мультфильма вы проснулись знаменитым?
— Да какое там! (Смеется. ) Аниматоры никогда популярными не были. Исключение, может быть, составляет Уолт Дисней, благодаря которому я и пришел в мультипликацию — так меня воодушевил его мышонок Микки.
После выхода в 1969 году «Винни-Пуха» на «Союзмультфильм» стали приходить миллионы писем с одним и тем же вопросом: «Почему нет продолжения?» Пришлось делать продолжение... (в 1971 году появился мультфильм «Винни-Пух идет в гости», а в
— Правда, что вы рисовали Винни-Пуха с себя?
— Нет. Ну, может, что-то от походки взял... Знаете, автобиографичность присутствует во всех моих фильмах. Однако мультик о Винни-Пухе не является показательным. Вот лента «Фильм, фильм, фильм» больше подходит к моей жизни. Мне так же, как и тому мультяшному бедолаге-режиссеру, много пришлось бегать по кабинетам чиновников-бюрократов и доказывать, что они не правы...
— Вы с детства мечтали быть художником?
— Я вполне мог стать музыкантом. (Смеется. ) Однажды нарисовал на столе черные и белые клавиши, достал самоучитель и прямо на столе выучил начало «Лунной сонаты». Родители были в восторге. Я красиво раскланялся перед ними и... на этом все закончилось.
— Ваши родители, насколько я знаю, были далеки от мира искусства.
— Отец был инженером-станкостроителем, мать — домашней хозяйкой. Папа постоянно находился в разъездах. В начале
Меня устроили в художественно-ремесленное училище в Штутгарте. На верхнем этаже здания училища находилась оранжерея. Мы часто собирались там с однокурсниками, рисовали растения и затевали дискуссии по поводу политической ситуации в Германии, где к власти как раз пришли нацисты во главе с Гитлером. Во время одной такой беседы сидевший рядом со мной парень начал всячески поносить Маркса. Мне стало обидно, хотя я, естественно, абсолютно не понимал учения марксизма. Я жестко отрезал: «А твой Гитлер — вообще г... о!» Парень, недолго думая, полоснул меня по правой руке перочинным ножичком, которым точил карандаш. Нож нашел артерию. Кровь брызнула струей в два метра... К счастью, все обошлось. В больнице мне выплатили страховую премию — 40 марок, от которых я отказался, чем возвысил себя в глазах всего класса. А на эти деньги была куплена автоматическая точилка для карандашей... Шрам остался на моей руке до сих пор. Так что я с полным правом могу считаться одной из первых жертв фашизма.
Кстати, тогда же я увидел Гитлера. Точнее, его... руку. Как-то, возвращаясь домой, я очутился в толпе, стоявшей плотной шеренгой вдоль тротуара и выкрикивавшей непонятные мне приветствия. Кто-то (я не видел, кто именно) ехал по улице на машине, и вместе с ним катилась волна криков. Когда эта волна дошла до меня, я увидел плывущую над толпой руку. То, что это была рука Гитлера, мне открылось позже, когда в кинохронике я увидел, как фюрер в нацистском приветствии отбрасывает назад кисть руки. Фаланги пальцев были слегка согнуты. Вот по этим пальцам я его и узнал.
— На студию «Союзмультфильм» вас взяли не сразу. Почему?
— Я очень хорошо помню, как на следующий день после празднования своего
Осенью того же года «Союзмультфильм» объявил конкурс на замещение должности художника-мультипликатора. Явилось человек сорок. Нас всех пригласили в кабинет, усадили за стол. Предложили взять на выбор тему для рисования. Я остановился на басне Крылова «Мартышка и очки». Пока остальные расчерчивали рамочки для рисунков, я сделал десятка два картинок. Сижу, смотрю в потолок... От нечего делать принялся за другую басню — «Волк на псарне». Закончил и ее. Смотрю по сторонам: люди, склонившись над бумагой, старательно вырисовывают каждую линию. Я отчего-то скис. Экзаменатор, увидев, что я бездельничаю, подошла ко мне и шепнула на ухо, что я могу идти домой. Я ушел. Как мне казалось — навсегда. Однако через две недели мне прислали телеграмму с радостной вестью — меня взяли в штат «Союзмультфильма»!
— Но развернуться вам не удалось — вскоре грянула война...
— Да, и что характерно, первые бомбы упали в районе студии. Одна даже угодила в студийный склад. В последующие дни нам было предписано нести дежурства на крыше здания студии со щипцами в руках, прикрывшись железными листами, и если зажигательные бомбы будут падать, то хватать их и гасить в чанах с водой. На самом деле тушить их нужно в песке, потому что в воде они взрываются. К счастью, ни одной бомбы на крышу так и не упало. Бог миловал!
— Вот уже больше 25 лет вы не снимаете мультфильмы. Скучаете по любимому делу?
— Конечно. Но — всему свое время. Я иссяк для подготовки таких сложных проектов, как мультипликационные. К тому же бросить мультипликацию меня побудила смерть жены, Марии Леонидовны. Это был самый жестокий удар в моей жизни. Без супруги я не мог ничего делать, поэтому перешел на преподавание.
— Ваша жена Мария Мотрук тоже участвовала в создании мультфильмов?
— Она изготавливала промежуточные рисунки, на профессиональном языке — занималась фазовством. Однажды я увидел ее в фазовочном цеху студии и уже не смог оторвать от нее взгляда. Помню, все хихикали: «Хитрук, когда ты женишься на Мотрук?» Меня это поначалу злило. А потом мы поженились. И прожили в счастливом браке больше 40 лет. Жена была и ассистентом, и другом, и любимой женщиной. Мне очень тяжело без нее...