Украина

Глава ГМС Украины Максим Соколюк: "Очереди за биометрическими паспортами сократятся к августу"

6:30 — 4 июля 2017 eye 1328

Руководитель Государственной миграционной службы рассказал «ФАКТАМ», чем вызван ажиотаж вокруг получения документов, а также о способах записи на прием к специалистам этого ведомства

Безвизовый режим с Европейским союзом заставил многих украинцев озаботиться оформлением нового биометрического паспорта. Это, конечно, вызвало огромный наплыв граждан в подразделения Государственной миграционной службы (ГМС). Чтобы получить заветный документ, люди стоят в длинных томительных очередях.

Еще одна проблема состоит в том, что места в этих же очередях занимают те, кому заграничный паспорт не нужен вовсе. Как правило, это 14-летние подростки, которым пришло время оформлять первый в жизни паспорт — высокотехнологичную современную ID-карточку. И для них тяготы и лишения отечественных бюрократических процедур — дело непривычное и довольно обременительное.

С процессом оформления ID-карточки мне пришлось ознакомиться лично после того, как моему сыну исполнилось 14 лет. Решив помочь родному чаду, я отправился с ним в районное подразделение ГМС. Там услужливый молодой человек показал нам список документов, нужных для получения паспорта. Среди прочего требовалось предоставить и справку о месте проживания, которую выдает районный Центр предоставления административных услуг (ЦПАУ, по-украински — ЦНАП).

Чтобы не терять времени, мы тут же отправились в это учреждение. Записались с помощью специального терминала в электронную очередь. И не успели подняться на нужный этаж, как на табло уже высветился наш номерок. Увы, с этого момента чудеса современной цивилизации для нас закончились. Усталая сотрудница ЦПАУ объяснила: для того, чтобы получить справку о месте проживания, нужно предоставить другую справку о месте проживания — из жэка.

Дождавшись приемного дня (жэки по-прежнему настолько заняты, что могут обслуживать людей только два дня в неделю), мы отправились к паспортистке. Там с советских времен мало что изменилось. Реформа в основном свелась к тому, что паспортистка теперь называется делопроизводителем. В остальном — все то же узкое окошечко, все та же томительная очередь, все та же утомленная женщина, у которой на решение элементарных житейских вопросов уходит уйма времени. Через пару часов пребывания в очереди сын взмолился отпустить его домой. Но я не отпустил — пусть учится. Тем более что довольно скоро — уже через час — нам все-таки удалось получить нужную справку.

С этим документом мы снова отправились в ЦПАУ, уверенные, что теперь-то уж реформированная государственная машина заработает быстрее. Сотрудница изучила наши документы и заявила:

— Нужна копия свидетельства о рождении.

— Снимите, — ответил я, указывая на ксерокс, стоящий у нее на столе.

— Нет. К нам все приходят уже с готовой копией документа. Кстати, ксерокс есть на втором этаже.

Ксерокс, стоящий в коридоре, мы признали не сразу. Пришлось расспросить сотрудников, которые указали нам на железный сундук, выкрашенный синей краской. Оказалось, что нужный нам прибор находится внутри. На боку у сундука торчал приемник купюр, похожий на те, которые имеются на кофейных автоматах. К счастью, нужное количество мелких денег в кошельке нашлось.

Предоставив копию свидетельства о рождении, мы замерли в ожидании заветной справки. Но не тут-то было. Оказалось, для того, чтобы ее распечатать, государственному органу нужно пять рабочих дней.

— Ждите sms-ки, — велела сотрудница ЦПАУ.

Пять, не пять — за восемь справились. Так что уже через две недели справка была у нас на руках. Сын внимательно изучил ее содержание и удивленно сказал:

— Но здесь же написано точно то же самое, что было и в первой справке! Получается, что это справка о том, что у нас была справка. Зачем она нужна?

На это я не нашелся, что ответить, кроме как фразой из бородатого анекдота:

— Это наша родина, сынок.

Сразу попасть на прием в районное подразделение Государственной миграционной службы нам не удалось. Молодой человек, дежуривший в коридоре, объяснил, что очередь теперь не занимают, как раньше. Нужно записываться через Интернет. Правда, есть еще один вариант— записаться через терминал, стоящий тут же. Но места в списке появляются только в начале дня и очередь надо занимать рано утром. Так что, мол, идите домой, записывайтесь через сайт.

Впрочем, и здесь все не так просто. Вот уже месяц сайт ГМС, осуществляющий запись в электронную очередь за две недели, неизменно выдает нам сообщение о том, что мест в означенный период нет.

Что за проблемы наблюдаются с электронной очередью и почему так непросто сегодня оформить ID-карточку и загранпаспорт, корреспондент «ФАКТОВ» спросил у главы Государственной миграционной службы Украины Максима Соколюка.

— Такой ажиотаж имеет разные причины, — отвечает Максим Соколюк. — В первую очередь это сезонный фактор. Летом, когда люди отправляются в отпуск, спрос на загранпаспорта всегда повышается. А в этом году ситуация осложнилась еще и безвизовым режимом со странами Евросоюза. Оформлять биометрические паспорта бросились даже те люди, которые в данный момент никуда ехать не собираются. Многие решили получить такой документ «на всякий случай».

На оформление ID-карт также наблюдается сезонный спрос. Закончился учебный год, началась вступительная кампания, и многие школьники, имея свободное время, оформляют документы, ведь без ID-паспорта после 14 лет нельзя даже в колледж поступить.

Все это вместе создает небывалый ажиотаж в подразделениях ГМС. Сейчас мы оформляем за день втрое больше документов, чем год назад или даже в апреле нынешнего года.

— Что можно сделать для того, чтобы сократить очереди?

— Решить проблему ажиотажного спроса можно только через увеличение количества точек выдачи паспортов, то есть путем расширения сети ЦПАУ. Другого способа нет.

Все 600 подразделений ГМС, находящихся в Украине, сегодня трудятся на полную мощность и обеспечены необходимым оборудованием для оформления биометрических документов. Мы стараемся также повысить эффективность их работы.

— А миграционная служба не может расширить свои офисы?

— К сожалению, сделать это быстро очень трудно, поскольку ГМС — орган государственной власти. Штатная численность службы утверж­дена Кабинетом министров, и, чтобы ее изменить, нужно решение правительства.

Мы, конечно, подаем свои предложения относительно увеличения числа сотрудников, но это требует времени. А вот местные власти имеют возможность оперативно принимать решения о создании новых центров предоставления административных услуг и расширении существующих. В октябре 2016 года вступил в силу инициированный Государственной миграционной службой закон, в соответствии с которым все полномочия, необходимые для принятия заявлений граждан и выдачи паспортов, были делегированы таким центрам. Таким образом, история с получением паспорта должна начинаться и заканчиваться в центре админ­услуг и занимать минимум времени.

К сожалению, пока еще далеко не все местные власти воспользовались своим правом предоставлять населению качественные административные услуги. В Киеве, например, к процессу оформления паспортов подключились пять районных центров. Остальные пока направляют людей в органы ГМС. Это, конечно, совсем не способствует сокращению очередей. Тем не менее подразделения миграционной службы продолжают оказывать услуги, как и раньше.

— Для оформления заграничных и внутренних паспортов существуют отдельные очереди?

— Сейчас в Днепровском, Дарницком и Голосеевском районах Киева проходит эксперимент. Там очередь одна, но предоставлен приоритет для людей, оформляющих ID-карточки. Это сделано для того, чтобы облегчить задачу подросткам, впервые получающим главный документ, идентифицирующий личность. Кроме того, первый ID-паспорт можно оформить только по месту проживания, поскольку на сегодняшний день единственный источник данных о человеке — картонная карточка — хранится в местном органе миграционной службы.

А вот после того, как человек получил первую ID-карточку и данные о нем занесены в электронный реестр, он уже не привязан к месту жительства. При необходимости изменить информацию на чипе или оформить новый паспорт он может в любом учреждение ГМС на территории Украины.

Особенность нынешней ситуации заключается в том, что практически все, кто получают ID-карточку сейчас, оформляют ее впервые. Поэтому у всех и требуют справку о регистрации места жительства.

— Но почему получить эту справку — такое сложное и долгое занятие? Мне, например, для этого пришлось трижды отпрашиваться с работы.

— В апреле прошлого года был принят закон, который принципиально изменил систему регистрации места жительства. Теперь эта функция полностью передана местным органам власти. Так что регистрацией места проживания сейчас занимаются центры админ­услуг. А там, где их нет, — соответствующие под­раз­деления местных органов власти. Эти подразделения ведут собственные электронные реестры жителей. ГМС лишь получает от них данные и заносит в общегосударственный реестр физических лиц. Поэтому если при оформлении места проживания у гражданина случаются проблемы, то адресовать их нужно местным органам власти.

— Тогда вернемся к тому, чем занимается ГМС. Как работает электронная очередь? Неужели в нее действительно можно записаться только через Интернет?

— На самом деле существует три способа попасть на прием для оформления паспорта. Первый — запись онлайн, через интернет-сайт ГМС, второй — запись через терминал в подразделении миграционной службы, третий — получить талон на прием в порядке живой очереди. Интернет-запись производится на 14 дней вперед. Запись на 15-й день становится доступна с ноля часов каждых суток. То есть, запись, например, на 6 июля, открывается в полночь 22 июня.

— То есть, если я вошел на сайт в семь часов утра, это уже поздно?

— В настоящее время там уже и в 15 минут первого ночи все места в некоторых подразделениях могут быть заняты. В полночь открывается около 600 мест для записи и их пытаются занять более двух тысяч человек. К сожалению, мест хватает не всем, но это проблема не очереди, а существующего ажиотажа.

— Вы говорили, что у ГМС есть 600 учреждений. Что же, в каждом из них открывается только по одному месту в сутки?

— Нет, мест, конечно, намного больше. Просто электронная очередь и запись через Интернет пока не распространилась на все подраз­деления. Сейчас она работает только в 55 подразделениях, расположенных в девяти областях и Киеве. Постепенно мы подключаем все больше городов. Сейчас, например, оборудование монтируется в городе Ривне. Так что скоро удобством электронной очереди смогут воспользоваться жители этого областного центра.

— Там, где внедрена электронная очередь, запись идет только через Интернет?

— Совсем не обязательно. Мы же понимаем, что не все люди могут или хотят пользоваться Интернетом. Поэтому места распределены на квоты. На одном рабочем месте за час можно оформить максимум шесть паспортов. Два места из этих шести отдается под интернет-запись. Еще на два места можно записаться через терминал, который стоит непосредственно в подразделении ГМС. Там запись производится на 35 дней вперед.

Остается еще два места, которые заполняются по ситуации. Кроме того, они создают некоторый резерв времени на случай накладок. У кого-то плохо считываются отпечатки пальцев. Кому-то не нравится фотография на паспорт — надо переснять. Поэтому за счет этих двух запасных мест можно позаимствовать немного времени, если не удается вложиться в зачетные десять минут.

Если же никаких проволочек нет, то образуются два места в час, которые отдаются под текущую очередь «сегодня на сегодня».

— Как попасть в эту очередь? Просто сидеть в коридоре и ждать, пока тебя пригласят?

— Действует такой порядок. С утра в подразделении выдается определенное количество талонов для живой очереди. В подразделениях Киева это обычно восемь талонов. Приоритет имеют, конечно же, талоны с предварительной записью на конкретное время.

Когда у сотрудника образуется свободное время, вызывают обладателя первого в очереди талона. При этом в системе сразу появляется еще один. Таким образом в течение дня талонов всегда восемь. И так до предпоследнего рабочего часа. Тогда мы начинаем постепенно уменьшать количество талонов текущей очереди.

Такой порядок позволяет гарантировать, что всех получивших талон граждан обслужат в данный день и при этом не нарушится рабочий график наших сотрудников.

— Талоны выписываются на какое-то конкретное время?

— Нет, поскольку граждане из свободной очереди принимаются только при наличии у сотрудников времени. Так что тому, кто получил талон, нельзя отлучаться из помещения, ведь если он пропустит свою очередь, то запись удаляется и приглашается следующий человек.

— Довольно сложно все устроено.

— Именно поэтому мы советуем людям, которым документы нужны не очень срочно, отложить их оформление на пару месяцев. Нынешняя ситуация не будет продолжаться вечно. Думаю, что к августу, когда пойдет на убыль курортный сезон, ажиотаж уляжется и очереди в подразделениях ГМС существенно сократятся.

Фото Сергея Тушинского, «ФАКТЫ»