В результате кризиса банковского сектора Украина лишилась 38% своего валового внутреннего продукта (ВВП). Такие цифры назвали в Совете Национального банка Украины (НБУ).
«Прямые фискальные расходы Украины на преодоление последствий кризиса банковского сектора уже достигли 14% ВВП, что превышает соответствующие расходы во время финансово-экономического кризиса 2008−2009 годов, тогда как общие потери экономики от кризиса в настоящее время составляют 38% ВВП», — отмечается в отчете Совета.
Указывается, что только на пополнение капитала «Приватбанка» была было направлено 7% ВВП. Еще 2,4% ВВП было расходовано на рекапитализацию Ощадбанка и Укрэксимбанка в 2014, 2016−2017 гг.
Кроме того, 4,4% ВВП было направлено на финансирование Фонда гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ), который возмещал вкладчикам неплатежеспособных банков потери по вложениям в рамках гарантированной суммы. Еще 2,5% ВВП пошло на рефинансирование банков, которые были признаны неплатежеспособными в 2008—2009 годах и в 2014 году.
Кроме того, суммы, равные 16% ВВП, сгорели на счетах неплатежеспособных банков. Расходы понести и владельцы финучреждений из-за необходимости проведения их докапитализации.
При этом в Совете НБУ раскритиковали работу регулятора в этот период. Отмечается, что проводимая центробанком «очистка» банковской системы происходила без объявления четкой программы реформирования банковского сектора, что вызывало неопределенность в деятельности банковского и реального секторов, а также населения.
Кроме того, недостаточно обоснованными были решения НБУ по выведению из рынка платежеспособных банков, в частности наблюдались признаки применения различных подходов при очистке банковской системы. При этом не были в полной мере учтены как потребности развития экономики, так и характер развития банковской системы, а также влияние военного конфликта на экономику.
Как сообщалось ранее, Национальное антикоррупционное бюро расследует дело о, якобы, растрате Нацбанком более 12 млрд гривен. По версии следствия, средства были растрачены в 2014—2015 годах на незаконное рефинансирование коммерческих банков.