Спросите у «ФАКТОВ»

Должен ли покупатель, случайно наехавший на складируемые в торговом зале ящики, отвечать за рассыпавшийся товар?

14:55 — 11 июля 2017 eye 658

«В маркете я тележкой нечаянно врезалась в ящики с конфетами, стоящие в торговом зале. Они упали, и товар рассыпался. Продавцы и охрана сразу же потребовали оплату за испорченный товар. Но я ведь не специально это сделала, и почему нужно оплачивать то, что мной не куплено?»

Мария Петровна, Киев

Как разъяснили в Государственной службе Украины по вопросам безопасности продуктов и защиты прав потребителей, в такой ситуации прежде всего нужно определить, кто на самом деле виноват в том, что товар повредился: покупатель, который «налетел» на ящики, администрация магазина, неправильно хранившая (или разместившая) продукцию в торговом зале, или совсем другой покупатель.

— Согласно статье 323 Гражданского кодекса Украины, риски за случайное уничтожение и повреждение (порчу) имущества несет владелец, то есть магазин, — говорит директор департамента защиты прав потребителей Госпротребслужбы Алексей Квасницкий. — А в соответствии со статьей 668 за нечаянное уничтожение или случайное повреждение товара покупатель начинает нести ответственность с момента передачи ему продукции. То есть до этого момента риск ее повреждения остается на собственнике (магазине), и покупатель не обязан оплачивать разбитый (испорченный) товар, поскольку еще его не приобрел.

Если администрация или охрана магазина настаивает на своем, требуйте составить акт о нанесении ущерба и предоставить факты, которые, по мнению администрации, доказывают вашу вину. Следует подчеркнуть, что вину покупателя, а также то, обязан ли он оплачивать такой товар, может установить только суд. Покупатель должен помнить: на месте ничего не оплачивается, а лишь фиксируется. В случае, когда администрация отказывается составлять какие-либо акты и продолжает требовать оплату товара, следует знать, что в соответствии со статьей 17 (часть 2) Закона Украины «О защите прав потребителя» запрещено принуждать покупателя приобретать продукцию ненадлежащего качества или ненужного ассортимента. Однако потребителю надо доказать, что он разбил (испортил) товар ненароком, случайно. И в этом может очень помочь запись с камер видеонаблюдения (а они, как правило, в торговых залах установлены).

Если же администрация магазина (охрана) переходит к более решительным действиям, не выпуская покупателя из помещения, следует вспомнить о пунктах 1, 4 и 5 статьи 19 вышеупомянутого закона о защите прав потребителя, где идет речь о запрете нечестной предпринимательской практики и агрессивной деятельности. Таковыми считаются действия, которые фактически содержат элементы принуждения, настойчивого давления и существенно влияют, либо могут повлиять, на свободу выбора или поведение потребителя при приобретении продукции. Кроме того, как агрессивные запрещены такие формы поведения, как препятствование потребителю покинуть помещение продавца (исполнителя) без составления договора или проведения оплаты, а также требование оплатить продукцию.

В случае, если после всех предъявленных аргументов покупателя все-таки принуждают оплатить поврежденный товар и отказывают в составлении акта и фиксации ситуации на месте происшествия, нужно вызвать полицию.

Подготовила Наталина СИДОРЕНКО, «ФАКТЫ»