На днях украинские СМИ облетела сенсационная новость — с 1 августа в нашу страну можно будет беспошлинно ввозить подержанные автомобили из Канады. Это станет возможным благодаря вступлению в силу соглашения о свободной торговле между Украиной и Канадой, которое в числе прочего устанавливает нулевую ставку ввозной пошлины на бэушные транспортные средства из-за океана. Чиновники, журналисты и отечественные автомобилисты наперебой обсуждали новые перспективы, которые открывает упомянутое соглашение. Однако мнения экспертов по этому поводу разошлись.
На самом деле никакая нулевая ставка с 1 августа не вводится, заявил глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко. По его мнению, эксперты допустили ошибку в трактовке ратифицированного документа.
«Читал несколько дней заявления СМИ, чиновников, политиков, экспертов об отмене пошлины на бэушные авто из Канады и решил ночью прочесть само соглашение, — написал Олег Назаренко на своей странице в „Фейсбуке“. — Их уверенная позиция поначалу меня также ввела в заблуждение. Но на самом деле все ошиблись, досконально не разобравшись в документе. Оказывается, чиновники, которые его готовили, и нардепы, которые его ратифицировали, „позаботились“ об интересах простых украинцев-собственников подержанных автомобилей и отменили пошлину не на экспорт авто из Канады, а при экспорте наших авто в Канаду! То есть владельцы стареньких „Таврий“ и „Жигулей“ смогут без пошлин продать свои машины в Канаду. А вы говорите, что правительство и Верховная Рада о народе не заботятся!»
По утверждению г-на Назаренко, на самом деле в соглашении нулевая ставка указана в тарифном графике для украинских товаров, а нашим экспертам следует смотреть на тарифный график для Канады, то есть на те товары, которые ввозятся оттуда в Украину. А в соответствии с несколькими статьями приложения 2 этого документа, переходные положения применяются для отмены и снижения ввозных пошлин для товаров канадского происхождения. Согласно которым пошлина на новые и подержанные машины из Канады не отменяется, а снижается с 10 до 6,1 процента, и далее будет уменьшаться до 0 процентов в течение семи лет.
«Более того, в тексте соглашения приняты восьмизначные коды для авто, то есть разделения на новые и бэушные нет, — продолжает глава ВААИД. — Но все это касается ввоза машин из Канады! А вот при вывозе транспортных средств из Украины в Канаду действительно пошлина на подержанные авто отменяется, а на новые просто уменьшается до 7 процентов. И тут уже использованы десятизначные коды, которые отличают бэушный транспорт от нового… Извините, что кого-то разочаровал, но нужно говорить правду и читать внимательно текст документа, а не выдавать желаемое за действительное!»
В то же время Александр Лазарев, сопредседатель Таможенного комитета Европейской бизнес-ассоциации (ЕБА) и руководитель компании Lamarin, сотрудничающей с канадскими компаниями, настаивает на другой трактовке соглашения. По его словам, нулевая ввозная пошлина на подержанные машины из Канады действительно вводится с 1 августа.
«Все дело в ошибке при переводе аутентичного варианта графика для Канады, — разъясняет Александр Лазарев. — В украинском варианте (не аутентичном) график Канады — это график товаров происхождением из Канады, а вот в английском — график снижения пошлин Канадой. График Украины — это график снижения пошлин Украиной, и в нем бэушные машины ушли в 0 процентов пошлины, тогда как новые будут облагаться пошлиной 7/8 от 10 процентов, то есть — 7 процентов».
Таможенный комитет ЕБА будет заседать по этому вопросу уже в ближайшее время, а сейчас эксперт ожидает официального разъяснения по этому вопросу от Государственной фискальной службы (ГФС). Хотя предварительно такое разъяснение уже получил: нулевая ввозная пошлина вводится для подержанных автомобилей, а для новых будет постепенно снижаться в течение семи лет.
Как видим, специалисты в сфере автобизнеса и таможенного налогообложения высказали взаимоисключающие мнения. И финальную точку в их споре должна поставить фискальная служба, официально разъяснив, как трактовать упомянутое соглашение.
В любом случае, каким бы ни был ответ, экспортируемые в Украину новые и подержанные транспортные средства из Канады должны соответствовать экологическим требованиям Евро-5, то есть быть выпущенными не раньше 2010 года.
Кроме ввозной пошлины остальные обязательные таможенные платежи включают оплату акцизного сбора (он зависит от возраста транспортного средства, типа топлива и объема двигателя) и НДС (20 процентов от суммы таможенной стоимости), акцизного сбора и пошлины (допустим, что она таки будет нулевой).
При оплате акцизного сбора можно воспользоваться так называемым льготным тарифом — сниженными ставками акцизного сбора, которые действуют временно до 31 декабря 2018 года (см. «ФАКТЫ»
Отметим еще несколько важных нюансов, которые могут охладить пыл тех автомобилистов, которые уже загорелись идеей покупки подержанного автомобиля из Канады.
Соглашением предусмотрены снижение или отмена (пока нет официального разъяснения ГФС) ввозной пошлины исключительно на товары, произведенные на территории Канады, где размещены заводы нескольких автоконцернов: General Motors, Ford, Fiat-Chrysler, Volkswagen, Honda и Toyota. Эти заводы выпускают лишь некоторые автомобили из своего модельного ряда. К примеру, Volkswagen в Канаде собирает только мини-вэн Routan, оснащенный мотором объемом 3,6 литра, Toyota — легковушку Corolla (1,8 литра), кроссовер RAV-4 (2,5 литра) и премиум-SUV Lexus RX350 (3,5 литра), Honda — Civic (1,8 литра), Ford — внедорожник Edge (3,5 литра), Chrysler — бизнес-седан 300С (объем двигателя 3,6 литра). То есть, выбирая транспортное средство, выпущенное именно в Канаде, особо не разгонишься — перечень моделей ограничен.
Кроме того, подержанные авто в Канаде продаются через авторизованного дилера или с аукциона, в котором могут участвовать только профессиональные дилеры, имеющие лицензию. Облюбованный экземпляр придется оценивать по фотографиям, которые вам предоставят продавцы. Как вариант — вы, конечно, можете самостоятельно отправиться в Канаду за машиной, но это заметно повысит ее окончательную стоимость.
Не стоит забывать также о сложности и затратности доставки. Сумма зависит от удаленности площадки дилера или аукциона от порта и только на территории Канады может варьироваться в пересчете на валюту США от 500 долларов до более чем 1500 долларов. Кроме того, многие фирмы, предоставляющие услуги по доставке товаров из Канады, отправляют их из американских портов, так как сообщение между Украиной и США налажено намного лучше. Плюс еще около 1000 долларов придется заплатить за доставку машины на корабле из Америки в нашу страну. Таким образом, транспортировка из Канады может обойтись в сумму от 1500 до 3000 долларов.
Для примера просчитаем стоимость покупки в Канаде подержанной Toyota Corolla 2013 года выпуска с мотором объемом 1,8 литра при условии нулевой ввозной пошлины на экспорт бэушных транспортных средств из Канады в Украину. Такой автомобиль с пробегом около 80 тысяч километров можно купить за 9500 долларов, его растаможка (без пошлины) будет стоить около 2500, доставка — в среднем около 2000 долларов. То есть украинскому покупателю такая машина обойдется в 14 тысяч долларов. При этом на нашем вторичном рынке схожую Toyota Corolla можно приобрести всего за 11 тысяч долларов.
Как видим, игра не стоит свеч, особенно если учесть виртуальность покупки и все возможные риски, связанные с реальным техническим состоянием и доставкой автомобиля к нам в страну.