Вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ рассказал, какие задачи предстоит решить Фонду энергоэффективности, который вскоре начнет свою работу
Недавно Верховная Рада приняла закон о создании в Украине Фонда энергоэффективности. Эта организация должна способствовать реконструкции жилых зданий и снижению потребления энергии, в первую очередь — тепла.
Основная задача фонда — предоставить владельцам жилья механизмы финансирования работ по повышению энергоэффективности их домов. О том, как будет функционировать фонд и какую пользу от него смогут получить граждане Украины, «ФАКТАМ» рассказал вице-премьер-министр, министр регионального развития, строительства и ЖКХ Геннадий Зубко.
— В нашей стране уже несколько лет действует программа «теплых» кредитов, которая возвращает гражданам часть денег, взятых на утепление. Фонд энергоэффективности будет заниматься тем же?
— Программой «теплых» кредитов государство помогает людям приобрести оборудование и материалы для термомодернизации. Однако при этом практически отсутствует обратная связь. Мы не знаем, качественно ли провели работы, какого эффекта достигли, насколько сократились затраты тепла в данном доме и в целом по стране.
Поэтому мы подошли к моменту, когда нужно внедрять более совершенную систему инвестирования в технологии энергосбережения. Эта система должна не только предоставлять кредитные ресурсы. Ее задача — также предложить гражданам эффективные технические решения, проконтролировать качество выполнения работ, оценить эффективность вложенных инвестиций.
Все эти задачи призван решить новый фонд, который создается с учетом опыта многих восточноевропейских стран, где аналогичные институции уже действуют.
— Когда Фонд энергоэффективности приступит к работе?
— Через несколько месяцев. Чтобы он начал свою деятельность, нужно подготовить нормативную базу и создать несколько IT-систем, которые обеспечат его работу.
Одна база данных будет содержать открытую информацию о том, какие дома воспользовались услугами фонда, что там было сделано и насколько в результате мероприятий сократилось потребление энергии.
На основе этих сведений фонд разработает стандартные рекомендации. Их можно будет применять для других зданий. Ведь большинство домов до независимости Украины строили по типовым проектам. Около 40 серий многоэтажек составляют 80 процентов жилого фонда. Их состояние во многом похоже. Так что рекомендации, разработанные для одного дома, будут уместными и в других зданиях, построенных по тому же проекту.
Вторая база данных — реестр выданных сертификатов энергоэффективности. Там будет содержаться информация об аудиторах, которые проводили сертификацию. Это очень важная часть, поскольку, согласно Закону «Об энергоэффективности зданий», вводится ответственность аудитора за достоверность информации, указанной в сертификате.
Еще одна система должна обеспечить коммуникацию между заказчиками и теми, кто выполняет работы по повышению энергоэффективности. На этой площадке владельцы домов, которые захотят провести у себя мероприятия по термомодернизации, смогут встретиться с исполнителями (энергоаудиторами, проектными и строительными организациями) и выбрать наиболее подходящий вариант. Такая платформа позволит создать конкурентный рынок услуг, что положительно скажется на их качестве и стоимости.
Чтобы не начинать работу с нуля, планируем создать такую рыночную площадку на базе системы «ProZorro. Продажи», которая хорошо себя зарекомендовала в сфере реализации госимущества.
— Что нужно сделать жильцам дома для того, чтобы воспользоваться услугами фонда?
— В первую очередь они должны будут принять решение, как управлять своим домом. Для этого совладельцы могут создать ОСМД или выбрать себе управляющего. Если будет решено нанять управляющего, то термомодернизацией будет заниматься он.
— Управляющая организация самостоятельно принимает решение о термомодернизации?
— Нет. Это может быть сделано только по поручению жильцов. Если они хотят утеплить дом, то официально делегируют соответствующие полномочия управляющему. Действовать по собственной инициативе и брать кредиты на модернизацию дома без поручения владельцев управляющий, конечно же, не сможет.
После того как совладельцы примут решение о проведении модернизации, управляющий дома или ОСМД может обратиться в банк. Там предоставят маршрутную карту, в которой указано, что нужно сделать.
Первый шаг — энергоаудит здания. По результатам работы аудитор выдаст дому сертификат с энергетическими характеристиками здания, а также рекомендациями относительно мероприятий, которые целесообразно провести для достижения максимального эффекта.
Затем ОСМД или управляющий смогут обратиться на торговую площадку, где будут предлагать свои услуги проектные и энергосервисные организации. Там они подберут наиболее подходящего исполнителя работ, договорятся с ним о цене.
— Кто будет определять, какие именно работы проводить?
— Конечно же, жильцы. Ведь они полноправные владельцы своего дома. Предполагается, что они смогут выбрать один из трех пакетов услуг, в зависимости от того, насколько глубоко хотят модернизировать дом.
Первый, самый простой и дешевый, пакет предполагает установку в доме индивидуального теплового пункта (ИТП), позволяющего регулировать температуру внутри помещения в зависимости от температуры на улице. Это дает возможность быстро и при небольших затратах получить экономию 15—20 процентов тепла.
Если жильцы готовы на более полную модернизацию, то могут выбрать второй пакет, который предусматривает, кроме установки ИТП, утепление фасада, крыши и подвала, а также замену входных дверей и окон на лестничных площадках.
И наконец, третий пакет предполагает полную энергомодернизацию: производится еще и замена всех инженерных коммуникаций в доме и реконструкция освещения.
— Почему бы сразу не сделать полную модернизацию?
— Люди могут быть не готовы брать кредит на большую сумму. Поэтому в каких-то домах примут решение двигаться последовательно. Для начала внедрить у себя в доме первый пакет. Затем, убедившись в получении ожидаемого экономического эффекта, провести модернизацию по второму пакету, а впоследствии — и по третьему.
— Предположим, люди решили, что собираются делать, провели аудит, нашли подрядчика. Где им взять деньги?
— После этого со всеми нужными документами они идут в банк, берут кредит на энергомодернизацию, перечисляют деньги подрядчику и тот приступает к работе. А банк, выдав заем, отправляет в фонд заявку на компенсацию части суммы. Однако фонд перечисляет деньги не сразу. Заявка остается там до окончания работ. После этого проводится повторный энергоаудит здания, который должен показать, насколько повысилась его энергоэффективность в результате модернизации. Данный аудит оплачивает сам фонд.
— Как будет контролироваться качество работ?
— Это очень важный вопрос. Если фонд инвестирует деньги, то должен быть уверен в том, что они использованы по назначению и произведено качественное утепление. Европейские доноры высказали готовность за собственный счет профинансировать компанию, которая будет осуществлять независимую верификацию модернизации. То есть таким образом она подтвердит, что работы проведены в полном объеме, использованы качественные материалы и оборудование. И уже на основании верификации фонд перечислит в банк деньги, которые пойдут на погашение части тела кредита.
— Какую часть займа компенсирует фонд?
— Предполагается, что это будет от 30 до 50 процентов тела кредита: 30 процентов, если дом проводил модернизацию по первому пакету, 40 — если по второму, 50 — если по третьему.
— Почему не всем одинаково?
— Такую схему предлагают наши европейские партнеры. По их мнению, чем более комплексно проводить модернизацию, тем существеннее должна быть государственная поддержка. Кроме того, такая система будет побуждать владельцев домов проводить более значительные преобразования.
— Ныне действующая программа «теплых» кредитов пользуется большой популярностью. Однако желающие взять такие ссуды сталкиваются с тем, что сделать это очень непросто, поскольку денег, которые государство выделяет на компенсации, для всех не хватает. Будет ли в фонде достаточно средств, чтобы модернизация стала действительно массовым явлением?
— Это зависит от политического решения. Мы должны для себя решить, что нам выгоднее — предоставлять жилищные субсидии или вкладывать деньги в термомодернизацию.
Например, в бюджете нынешнего года на субсидии будет потрачено около 70 миллиардов гривен. Эти деньги мы расходуем на закупку энергии, половина которой просто вылетает в трубу из-за неэффективности нашего жилого фонда.
В то же время на поддержку термомодернизации («теплые» кредиты и Фонд энергоэффективности) выделено 800 миллионов гривен. Несоизмеримые цифры. Особенно учитывая то, что для модернизации всего жилого фонда Украины нужно около 30 миллиардов евро.
— Какую сумму правительство намерено заложить в бюджет будущего года?
— В бюджетной резолюции на следующий год мы предусматриваем выделение на эти цели 1 миллиарда 800 миллионов гривен. Кроме того, Европейский союз подтвердил готовность внести в фонд 100 миллионов евро (около 3 миллиардов гривен). Это сумма, которой будет достаточно для полноценного запуска программы и начала массовой реконструкции домов.
Такие инвестиции будут приносить быстрый и существенный эффект для экономики. Опыт показывает, что домам, которые уже провели полную модернизацию, удалось снизить расход тепла на 65 процентов.
— Почему выбрана схема совместного финансирования: часть — собственники, часть — государство?
— Очень важно, чтобы владельцы домов были прямо включены в процесс модернизации. Иначе невозможно добиться эффективности инвестиций. Вот, например, если сейчас какие-то работы в доме проводит ЖЭК, собственники к этому никакого отношения не имеют. В результате мы не понимаем, качественно ли проводятся преобразования, насколько оправданна их цена, какова эффективность работ для дома и государства.
Если же владельцы дома вовлечены в процесс собственными средствами, то они, конечно же, побеспокоятся о том, чтобы все было сделано качественно и деньги никто не украл. Такой принцип действует во всех без исключения европейских странах.
Кроме того, в результате термомодернизации в доме увеличивается стоимость квартир (по опыту стран Европы — на 20—25 процентов) и повышается качество жизни. Логично, если люди вложат в это свои деньги.
— Есть ли расчеты, насколько велика будет экономия для одной семьи? И покроет ли она дополнительные затраты на модернизацию?
— Да, такие расчеты проводились. Например, отопление квартиры в стоквартирном доме обходится семье в среднем в 1 тысячу 800 гривен ежемесячно. Если в доме установить ИТП, расходы снижаются приблизительно до 1500 гривен. Экономия — 300 гривен в месяц. За отопительный сезон — 1800 гривен.
Ежемесячный взнос по кредиту при этом составит 50 гривен. За год получается 600 гривен. Таким образом, эффект от термомодернизации покроет все затраты по кредиту и принесет семье дополнительные деньги. Причем после того, как долг будет погашен, платежи банку прекратятся, а экономия останется.
Более глубокая термомодернизация стоит дороже. Но и экономия от нее будет больше.
— Пока подготовят все необходимые документы, наступит осень. Редко кто принимается за строительные работы в преддверии зимы.
— Зато счетчики тепла и ИТП можно ставить в любое время года: они находятся внутри зданий. Так что те дома, которые решатся на модернизацию по первому пакету, могут начать это делать в любое время.
— В связи с запуском Фонда энергоэффективности программа «теплых» кредитов будет сворачиваться?
— Нет. Мы считаем: чем больше различных программ энергоэффективности, тем лучше для экономики Украины. Вместе с международными донорами приняли решение о том, что фонд сосредоточится на реконструкции многоэтажных домов, а «теплые» кредиты будут предоставляться владельцам индивидуального жилья.