Украина

В Украине начнут выдавать права европейского образца с конкретным сроком действия

7:00 — 20 июля 2017 eye 18327

Однако для поездки за рубеж на автомобиле украинцам не обязательно получать новые водительские удостоверения

В украинских СМИ сейчас активно муссируется информация о том, что с конца нынешнего года в Украине начнут выдавать водительские удостоверения европейского образца, а национальные права, выданные ранее, в 2018 году будут считаться недействительными за рубежом. Эти сообщения вызвали беспокойство среди автомобилистов. К тому же пошли слухи, что обмен старых прав на новые невозможен без пересдачи экзамена по теории, причем по новым билетам. «ФАКТЫ» постарались разобраться в ситуации.

Итальянский полицейский оштрафовал украинского водителя на 250 евро за бессрочные права

С января 2018 года в Европе вступает в силу редакция Венской Конвенции о дорожном движении от 29 марта 2011 года, которой вводятся единые образцы водительских удостоверений, заменяющие все прежние, выдававшиеся в странах Евросоюза. К новым правам будут предъявлять общие требования по форме и содержанию (например, в них должен быть срок действия, а также более широкий перечень категорий — 13 против прежних пяти).

В связи с этим руководство Главного сервисного центра (ГСЦ) МВД советует отечественным автомобилистам заменить старые «корочки» на новые, чтобы не иметь проблем за границей. Как рассказал руководитель ГСЦ Владислав Криклий, в Италии был случай, когда украинцу дали машину напрокат, а полицейский, остановивший водителя, увидел его «ламинированные» права без срока действия (то есть для Европы фактически недействительные) и выписал штраф в 250 евро.

По словам Владислава Криклия, по завершении процесса ратификации соглашения об Ассоциации Украины с ЕС Евросоюз получил юридическое право требовать выполнения взятых нашей страной обязательств, в том числе по имплементации законодательства ЕС в области выдачи водительских удостоверений — директивы 2006/126/ЕС (см. «ФАКТЫ» за 02.02.2017 г.). МВД уже подготовило законопроект о внедрении в нашей стране требований упомянутой директивы. В частности, в нем предлагается установить меньшие, нежели ныне, сроки действия прав (15 лет — для категории «В» и 5 лет — для категорий «С» и «D»), а также дополнить «корочки» недостающими подкатегориями, предусмотренными современными европравами.

— В странах Европы действуют разные стандарты обновления прав: каждые 10—15 лет для автолюбителей и 5 лет — для профессионалов, — разъяснил руководитель ГСЦ. — Мы предлагаем сразу установить максимальный срок в 15 лет для обычных водителей, чтобы снизить градус общественного недовольства.

При этом Владислав Криклий заверил, что при обмене прав водителям не придется пересдавать экзамены, как опасаются многие отечественные автомобилисты. По истечении срока действия «корочек» человек должен будет пройти медосмотр для проверки психофизического соответствия нормам. Если со здоровьем все в порядке, водителю просто переоформят права в любом сервисном центре МВД. Процедура займет не более получаса.

— Мы также предлагаем установить в удостоверениях микрочипы, на которых будет продублирована основная информация, указанная в правах: фамилия, имя, отчество водителя, дата рождения, образец подписи, дата выдачи документа, открытые категории на право вождения транспортных средств и срок их действия, — сообщил Владислав Криклий. — Наши сервисные центры уже обеспечены всем необходимым оборудованием для внедрения этого новшества. Удостоверения с микрочипом обойдутся на 2—5 процентов дороже, чем нынешние права стоимостью 201 гривня.

«ФАКТЫ» изучили упомянутую директиву 2006/126/ЕС и Венскую конвенцию о дорожном движении, участницей которой является и Украина. Так вот, в документах четко задекларировано, что, несмотря на принимаемые нововведения, права старого образца не теряют законной силы: «Водительские удостоверения, выданные в соответствии с прежними редакциями статей 41, 43 и приложения 6 настоящей конвенции до истечения этого периода, признаются в течение срока их действия». В полной мере это касается и украинских удостоверений всех образцов. Поэтому информация по поводу того, что наших водителей не пустят за рубеж со старыми правами, всего-навсего очередные «страшилки» от отечественных чиновников, побуждающих таким образом автомобилистов менять права.

Во избежание недоразумений, которые в редких случаях все же могут возникнуть, лучше захватить с собой заверенный переводной вариант упомянутой конвенции (на языке той страны, которую вы собираетесь посетить). Его следует предъявить иностранным полицейским или сотрудникам компаний по прокату автомобилей как доказательство своей правоты и для разрешения спорной ситуации.

В принципе, за рубежом не запрещено ездить даже с самыми старыми бессрочными украинскими правами. Поскольку срок их действия не ограничен, то согласно тому же положению конвенции ими можно пользоваться. Правда, это уже чревато сюрпризами, и не факт, что иностранцы с вами согласятся. Поэтому за границу все-таки лучше ездить с более современными водительскими удостоверениями.

С 1 июля экзамен по правилам дорожного движения сдают по новым билетам

Процедура сдачи экзаменов на получение водительского удостоверения в Украине действительно изменилась. Но это касается только тех автомобилистов, кто получает права впервые или был лишен их на срок более года. Как сообщил руководитель Главного сервисного центра МВД, с 1 июля 2017 года теоретический экзамен по правилам дорожного движения сдается по новым билетам («ФАКТЫ» писали).

— Теперь водителям легковых автомобилей не придется отвечать на вопросы, связанные с управлением автобусом или грузовиком, — разъяснил Владислав Криклий. — Не будет и неоднозначных вопросов, предполагающих сразу два правильных ответа, сложных или запутанных формулировок. В новых тестах вопросы актуализировали, исправив их в соответствии с современной ситуацией на дорогах, больше внимания уделили практическим навыкам, которые пригодятся будущим водителям во время управления транспортным средством.

По словам руководителя ГСЦ, теоретический экзамен, как и ранее, длится 20 минут и состоит из 20 вопросов. При этом они выбираются в случайном порядке, поэтому отныне заучить правильные ответы на определенные экзаменационные билеты не получится. Тест обязательно содержит вопросы по четырем тематическим категориям: 10 вопросов по правилам дорожного движения, 4 вопроса по устройству и эксплуатации транспортных средств, 4 вопроса по основам безопасности движения и два вопроса по оказанию первой медицинской помощи.

— Над новыми вопросами работала широкая экспертная группа, — сказал руководитель ГСЦ. — Всего сформировано и обработано более двух тысяч вопросов, которые в дальнейшем будут постоянно обновляться и дополняться. Напомню, что мы проводили открытое онлайн-обсуждение этого нововведения, в котором приняли участие 10 тысяч 706 человек. Экспертная группа обработала 3500 отзывов и внесла 800 поправок в целях устранения двусмысленности вопросов или вариантов ответов. Кстати, новые билеты не являются тайной — каждый желающий имеет возможность совершенно бесплатно проверить свои знания правил дорожного движения на нашем интернет-сайте hsc.gov.ua, воспользовавшись соответствующим разделом.