Интервью

Нина Антонова: "Пойдите найдите среди артистов такую, как у меня, "морду лица"

7:00 — 1 августа 2017 eye 5287

82-летняя актриса получила свою первую большую награду в кино — «Золотого Дюка» на Одесском международном кинофестивале

Миниатюрная, хрупкая украинская актриса Нина Антонова стала популярной, когда ей было уже далеко за пятьдесят. Режиссеры наперебой стали приглашать артистку в свои фильмы на роли бабушек, партийных чиновниц и пожилых аристократок. Нина Васильевна шутит, что это все благодаря ее морщинам и внешности, которая никогда не знала «хитростей» пластической хирургии.

Через шестьдесят лет после дебюта в кино (советская картина «Военная тайна») Нина Антонова получила свою первую большую награду. На восьмом Одесском кинофестивале она стала обладательницей «Золотого Дюка» за лучшую актерскую работу. Антонова снялась в документальной картине «Главная роль» своего сына — известного украинского режиссера Сергея Буковского. Это фильм про саму Нину Васильевну, ее жизнь на экране и за его пределами. Лента стала победителем конкурса европейских документальных фильмов. По признанию режиссера, Нина Васильевна до последнего отказывалась в нем сниматься.

— Мама говорила, мол, не нужно меня снимать — я слишком маленькая, меня никто не увидит, — рассказал Сергей Буковский. — Мама маленькая, но очень сильная. И нужно постараться, чтобы такой характер испортить.


*По красной дорожке Одесского кинофестиваля Нина Антонова прошлась вместе с сыном — режиссером Сергеем Буковским. Фото с сайта ОМКФ

— Поздравляю, Нина Васильевна, с наградой! Мне даже показалось, что для вас она была неожиданной.

— Это точно, — говорит Нина Антонова. — Сын Сережа, когда объявили победителя, сказал: «Мама, это ведь ты!» А я все не могла поверить. Знаете, мне было очень приятно. Вот недавно сказали, что я — первая украинская актриса, получившая «Золотого Дюка». На самом деле, история фильма «Главная роль» давняя. Еще при жизни мой супруг, режиссер Анатолий Буковский, написал сценарий о судьбе театральной актрисы, которую пригласили сниматься в кино на главную роль. Ради этого она ушла из театра, но ее кинокарьера не состоялась. Фильм так и назывался — «Главная роль» — и был даже в запуске. Потом выяснилось, что денег нет и работа над ним остановилась. Это был как раз период перестройки, когда все мы сидели без работы. По сути, из этого фильма мой сын Сергей взял только название. А я сыграла.

— Так в чем же ваша главная роль?

— Наверное, в том, чтобы быть человеком. Женщиной, любящей супругой, матерью. Я очень отказывалась от этого фильма. Говорила Сергею: «Не надо меня снимать, я старая и некрасивая». Но он настоял. По сути, картина делалась на чистом энтузиазме. Я не получила ни копейки гонорара.

— Актерство принесло вам финансовое благополучие?

— Ой, да что вы! Помню годы перестройки, когда мы с мужем сидели совсем без денег. Пенсия была крошечной. И вдруг мне предложили поработать актрисой в передаче «Скрытая камера». Я снялась там три раза, мне платили по 50 гривен в день. Кстати, по тем временам немаленькие деньги. Но муж запретил сниматься. Сказал, не позорься. В середине 90-х меня пригласили в сериал «Возвращение Мухтара». Съемки длились долго, и заработок уже был приличный. За последнее время я снялась в четырех картинах. Среди них американский проект «Секс в СССР» и немецкая картина «Сумрачные времена». Конечно, сейчас я уже могу не волноваться о том, что буду есть завтра.

— Получается, что популярность пришла к вам в достаточно зрелом возрасте?

— Я люблю шутить на эту тему. Сейчас зрителей уже не удивишь подтянутыми лицами артистов, а вы пойдите найдите такую, как у меня, «морду лица». Я никогда ничего не делала со своей внешностью. Все мои процедуры сводятся к тому, чтобы намазать лицо сметаной или яичной маской. Хотя, признаюсь, одно время хотела сделать себе пластику. Но муж запротестовал, сказав: «Я с тобой разведусь». Теперь получается, что он был прав. Актрис в моем возрасте, активно снимающихся, не так много. Ведь мне в декабре будет 83 года.


*В 2013 году Нина Антонова снялась в сериале «Нюхач»

— Но вы совсем не выглядите на свой возраст!

— Да вы смеетесь. Смотрю на себя на экране и только думаю: «Е-мое!» Недавно моя подруга, одна очень известная актриса, увидела меня в фильме «Веские основания для убийства» и сказала: «Боже, страх-то какой!» Но я не растерялась, тут же ей ответила: «На себя посмотри, сама на холодильник похожа!»

— Вы же родились в семье, далекой от искусства?

— О чем речь! Я родилась в глухой деревне в Башкирии. Мой отец был военнослужащим, а мама — домохозяйкой. Нас было четверо детей, но каждому родители сумели дать приличное образование. Когда я была в старших классах, мы переехали в городок Октябрьский. Там я ходила в драмкружок при клубе нефтяников. Телевизоров тогда не было, и я заслушивалась радиопередачами «Театр у микрофона». И еще обожала ходить в кино на фильмы с участием Марецкой, Орловой и Ладыниной. Не знаю почему, но мне ужасно хотелось стать артисткой. Родители были страшно против, говорили, что это неприличная профессия. Тогда я сказала, что хочу стать балериной. Они еще больше расстроились, мол, будешь везде ноги задирать. По правде говоря, пластики, которой должна обладать балерина, у меня не было никогда. В общем, я решила во что бы то ни стало стать актрисой и поехала поступать в Москву.

— Видимо, сильный характер был у вас с детства?

— Действительно, не могу сказать, чтобы особо боялась, хотя чувствовала смущение, сдавая экзамены вместе с красивыми москвичками. Я приехала в Москву, первый раз попав в большой город. Была потрясена! Стояла с чемоданчиком и боялась перейти огромную площадь между Казанским и Ярославским вокзалами. Попросила людей меня перевести. А потом замерла, увидев эскалатор. Так было страшно на него становиться, что аж дух захватывало! Кстати, эскалаторов боюсь до сих пор.

Решила подавать документы в три вуза: ГИТИС, ВГИК и Щукинское училище. Прошла только в «Щуку». Специально для творческого конкурса еще дома портниха пошила мне платье — голубенькое с пуговичками. Вот я стояла в нем перед комиссией и читала поэму Маргариты Алигер о Зое Космодемьянской. Педагогам я очень понравилась. А моим дипломным спектаклем был «Три толстяка», в котором играла принца, потому что мое амплуа было травести.

— Роли подростков?

— Именно. Зато сейчас я играю секретарей обкомов, председателей колхозов и добрых бабушек. Роли любовниц мне никогда не доставались. На моем курсе учились Вася Ливанов и Слава Шалевич, с которыми была очень дружна. Я жила на квартире недалеко от училища, на Арбате.

— Так вы по-богатому устроились!

— Это только так звучит. На самом деле жила в комнате с хозяйкой-алкоголичкой и клопами. Помню, как ставила на кровать баночки с керосином, чтобы клопы на меня не лезли. Бабка спала на кровати за шкафом, а я — в другом углу. За окном у нее постоянно были выставлены четвертушки с водкой. И курила она беспощадно. Вот и я там начала курить тоже. И курю до сих пор. Один раз хотела бросить, продержалась только день. Теперь уж ничего не поделаешь. В общем, в том ужасном углу я промаялась четыре года. Питалась в студенческой столовой и была тонюсенькая-претонюсенькая.

— Да вы и сейчас очень изящная.

— Стыдно сказать, но у меня есть брюки 20-летней давности, которые я и сейчас надеваю, еще приходится застегивать их булавкой, чтобы не сваливались. Я ела всегда очень мало, но часто.

— Вы хотели остаться в Москве?

— Признаться, хотела. Даже пробовалась в нескольких театрах, но вдруг получила приглашение сыграть главную роль в картине «Военная тайна». Это было в 1957 году. Мне было 23 года, и я впервые тогда увидела море! Помню, как переживала, направляясь на съемки в «Артек». Для меня, советского ребенка, выросшего в далекой Башкирии, «Артек» был предметом мечтаний, недосягаемой высотой. И вдруг я оказалась в своей мечте.


*Первым фильмом в карьере Нины Антоновой стал «Военная тайна» по одноименной повести Аркадия Гайдара

Кстати, на съемках познакомилась с Тимуром Гайдаром и его мамой, супругой Аркадия Гайдара. Она очень нежно ко мне относилась. Тимур к тому времени был женат, у него уже родился Егор. Я рассказала, что меня не взяли в театр Вахтангова из-за того, что не было московской прописки. Тимур разнервничался и воскликнул: «Если бы я знал об этом раньше, я бы вас запросто прописал в Москве!»

Но, знаете, я благодарна судьбе, что все случилось именно так. Если бы осталась тогда в Москве, то никогда не встретила бы своего мужа. Толя в то время учился в Институте имени Карпенко-Карого и был приглашен ассистентом режиссера картины «Военная тайна». Это была любовь с первого взгляда. У меня и у Толи. Наши отношения развивались стремительно, и после съемок я уехала к нему в Киев. В то время он снимал угол на Прорезной.

Рожать своего сына Сережу отправилась к маме, в Башкирию. Вернулась, когда сыну было около четырех месяцев. Квартиры по-прежнему у нас не было, жили мы тяжело, и в конце концов Толя не выдержал и как бывший фронтовик пошел на прием к заместителю председателя президиума Верховного Совета УССР Сидору Ковпаку. Объяснил, что оказался с семьей в бедственном положении. Ковпак дал команду разобраться, и нам выделили однокомнатную квартиру на Нивках. Позже мы переехали в двухкомнатную на Лесном массиве, в которой я до сих пор живу.

— Правда, что Виктор Иванов приглашал вас на роль Химки в картине «За двумя зайцами«?

— Он этого очень хотел. Но после проб стало понятно, что у меня не тот язык, колорит и типаж. Помню, он называл меня «севастопольская бомба». Я была очень зажигательной. В общем, так и не смогла уловить специфику образа Химки. Да и внешность у меня была не та. В картине эту роль сыграла Таисия Литвиненко. А у меня был всего один съемочный день в фильме «За двумя зайцами» и крохотная роль. Когда шли съемки, никто и не предполагал, что фильм будет таким популярным. Просто работали.

Случалось много забавных моментов, связанных со знаменитым актером Николаем Яковченко. Всем было известно, что он большой любитель выпить. Поэтому его дочь всегда находилась рядом, чтобы следить за отцом. Кстати, позже мы с Яковченко снимались в картине «Варькина земля», где он тоже был под бдительным присмотром. Фильм снимал мой супруг, и дверь в наш гостиничный номер никогда не закрывалась. После окончания работы все считали своим долгом прийти что-то обсудить, выпить. Я тоже могла позволить себе выпить красного вина. А когда гости уходили, шла в туалет, вставляла два пальца в рот и… Знала, что на следующий день мне предстоят съемки.

— В то время на Киностудии имени Довженко работали актеры, которые сейчас стали уже легендой.

— Да, было замечательное время. В коридорах киностудии можно было встретить Ивана Миколайчука, Леонида Осыку, Борислава Брондукова, Раю Недашковскую. Иногда прохаживался Сергей Параджанов. Мы все были очень дружны и часто собирались у кого-то дома большими компаниями. Помню, как Маричка Миколайчук учила меня гуцульским песням. На Ивана Миколайчука заглядывались все девушки. Он был очень красив, с изысканной внешностью и яркими голубыми глазами. Печально, что сейчас история Киностудии имени Довженко практически заканчивается. Недавно слышала, что ее выставили на продажу.

— Вы счастливая женщина?

— Даже не думала об этом. Наверное, счастливая. У меня сложилась актерская судьба, замечательный сын. Грустно, конечно, что нет уже моего мужа, что я старая и мне осталось совсем немного. А в остальном чего гневить Бога?! Было бы здоровье.