Менеджер украинской компании, десять лет живущий в Европе, поделился с читателями «ФАКТОВ» своими наблюдениями и советами
Введение безвизового режима со странами Евросоюза позволило украинцам, имеющим биометрические загранпаспорта, беспрепятственно путешествовать по Европе. Многие из наших соотечественников не преминули воспользоваться этой возможностью и отправились в путь, в том числе и на своих автомобилях. Однако на европейских дорогах украинских автомобилистов подстерегает немало сложностей. Проблемы могут возникнуть из-за незнания местных правил и законов либо из-за привычек, которые наши водители приобрели во время езды по отечественным дорогам. Чтобы понять, к чему нужно быть готовым и как действовать украинским водителям во время путешествия по странам Евросоюза, журналист «ФАКТОВ» поговорил с Алексеем Кивлюком, который, будучи менеджером крупной украинской компании, вот уже десять лет проживает в Европе и исколесил ее на своем автомобиле вдоль и поперек.
— Получение биометрического загранпаспорта — это только первый шаг в подготовке путешествия по Европе на своем автомобиле, — говорит Алексей Кивлюков. — Следующим после паспорта документом, который обязательно должен иметь украинский автомобилист для поездки в Европу, является обязательный страховой полис «Зеленая карта» (аналог украинской автогражданки. — Авт.). Кроме того, придется по максимуму укомплектовать аптечку, а также купить огнетушитель, если ваш просрочен или до истечения срока годности осталось всего пару месяцев. Тот же набор должен быть в машине и при движении по украинским дорогам, но об этом многие наши автомобилисты успели позабыть — кто же теперь в Украине интересуется содержимым аптечки?
Обязательным атрибутом всех европейских водителей является светоотражающий жилет, наличие которого в автомобиле необходимо (в отличие от требований украинского законодательства). И лучше об этом позаботиться дома, потратив на жилет до 200 гривен, чем покупать его за границей, выложив до сотни евро. Кроме того, в обязательную комплектацию авто как в Украине, так и в Европе входит аварийный знак (его наличие позволит избежать вопросов полиции и возможного штрафа).
Также рекомендую еще в Украине приобрести гарнитуру hands free («свободные руки») для сотового телефона. Ведь в Евросоюзе разговор по мобильному без этого приспособления может стоить водителю сотню евро и больше. В Италии, к примеру, штраф за разговор по мобильному телефону за рулем достигает 350 евро (в Украине — 425 гривен. — Авт.).
Тем же, кто собирается в автопутешествие по Европе с детьми, советую не забывать о детских автокреслах. Особенно если возраст вашего ребенка менее 12 лет и рост — меньше 150 сантиметров. Практически во всех странах Европы дети должны ездить в специальных креслах (в Украине хотели ввести такую норму, но так и не приняли. — Авт.). При этом французы, в отличие от своих соседей по Евросоюзу, требуют, чтобы дети весом до 13 килограммов ехали в автомобиле… спиной вперед. А в Греции, например, самый высокий в Европе штраф за отсутствие детского кресла — 350 евро. Между тем в Украине такое сиденье можно купить за 1200—3000 гривен, а можно и арендовать.
Нелишним будет «переобуть» машину, если на ней шипованная резина. Ведь в некоторых странах Европы, в частности Польше, использование такой резины запрещено. Лучше оставить дома всяческие радары, так как на европейских дорогах они вам не помогут, а за их наличие могут оштрафовать.
— Стоит ли пристегиваться ремнем безопасности во время поездки по Европе?
— Украинским гражданам, которые едут в Европу на автомобиле, лучше усвоить несколько нехитрых правил. Как только вы покинули пограничный переход, сразу же пристегивайтесь ремнем безопасности. В Евросоюзе, в отличие от Украины, с этим очень строго. Ездить непристегнутыми разрешено считаным категориям лиц, например инкассаторам и женщинам с явными признаками беременности.
Нельзя пользоваться заглушками, чтобы не пищал бортовой компьютер, и накидывать на себя ремень только при полицейском, как это делают наши водители дома. Европейцы к безопасности на дорогах относятся очень серьезно. И штрафы взимают солидные — в среднем около сотни евро с каждого непристегнутого человека в салоне. При этом если в большинстве стран Евросоюза за непристегнутых пассажиров штраф платит водитель, то в Чехии, к примеру, полицейские взимают по 50 евро с каждого пассажира (в Украине водитель платит за подобное нарушение 51 гривню. — Авт.).
Независимо от времени года и времени суток нужно сразу же включить ходовые огни или ближний свет фар. В большинстве стран Евросоюза автомобили должны передвигаться с включенным светом постоянно. При этом если словенский или польский полицейский может просто пожурить вас и порекомендовать включить ходовые огни, то немецкая дорожная полиция, не моргнув глазом, выпишет квитанцию на 20 евро (в Украине штраф за невключенные огни составляет 425 гривен. — Авт.).
— Правда ли, что в Европе очень строго наказывают за превышение скорости?
— Действительно, нужно накрепко запомнить, что в населенных пунктах скоростной режим не должен превышать 50 километров в час, а в некоторых случаях даже 40. Вне населенных пунктов можно ускориться до 90—110 километров в час, а на автобанах и до 140. При этом в большинстве стран штрафные санкции последуют, если водитель превысил допустимую скорость на 10 километров в час. Минимальный штраф составляет 20 евро (в Украине за подобное нарушение платят 255 гривен. — Авт.), максимальный достигает тысячи евро (в Украине — 680 гривен. — Авт.). А в Австрии водителю, который превысил допустимую скорость более чем на 40 километров в час, придется раскошелиться на две тысячи евро! В то же время в Хорватии вас могут оштрафовать на 20 евро, если машина без уважительных причин едет со скоростью в два раза ниже допустимой — менее 30 километров в час.
Контроль скорости ведется не только в автоматическом режиме, но и непосредственно полицейскими с помощью переносных радаров. Особенно на такие «приемы» попадаются водители, которые едут из Германии в Польшу по автомагистрали А2 Swiecko. Часто за мостом польские полицейские с измерителями скорости ловят незадачливых водителей, которые не успевают сбросить скорость. «Фишка» в том, что на мосту можно ехать со скоростью 60 километров в час, а сразу за ним — не более 40. Такими же уловками пользуются французские и итальянские полицейские.
В Германии пошли еще дальше. Там у дорожной полиции имеются… внештатные сотрудники, которые, получив лицензию от местных властей, информируют полицию о нарушениях правил дорожного движения. Это весьма коварный способ — ты и не подозреваешь, что в соседней машине едет информатор.
— Как иностранца могут заставить заплатить штраф за нарушение, которое зафиксировано в автоматическом режиме?
— Есть несколько способов «уведомления» нарушителя. Во-первых, постоянно патрулирующая дорожная полиция может остановить водителя и предъявить ему распечатанную фотографию с номером автомобиля и указанием нарушения. После этого выпишут квитанцию и предложат уплатить штраф. Если не хватает наличных или нет желания рассчитываться на месте, то полицейский сопроводит вас к ближайшему банку или банкомату и проследит, чтобы квитанция была оплачена. Другой способ — сбор штрафов при пересечении границы. Именно так произошло со мной на границы Германии с Польшей лет семь назад. Тогда я еще был не силен в местных реалиях и всласть погонял по идеальным немецким автобанам. Однако выехать из Германии сотрудники полиции мне не дали, пока я не оплатил все штрафы. Оказалось, что камеры фиксации нарушений «нащелкали» меня почти на две тысячи евро, так что пришлось раскошелиться. После этого у меня как рукой сняло страсть к гонкам.
— Что нужно знать при встрече с полицейскими на европейских дорогах?
— При взмахе жезла со светоотражателем (такие жезлы теперь появились и у украинских полицейских, заменив полосатую палку гаишников. — Авт.) или же светового сигнала мигалкой (в Германии это может быть и просто световая надпись на заднем стекле авто «Стоп») нужно остановить автомобиль там, где указал полицейский. После этого я рекомендовал бы спокойно сидеть в салоне машины, держа руки на руле, и не делать резких движений, пока офицер не подойдет к вам. Полицейский обязан не только представиться, но и назвать причину остановки. Он вправе потребовать от водителя передать (а не показать, как у нас) документы: страховку «Зеленая карта», техпаспорт на автомобиль, а при необходимости и водительское удостоверение. При этом не стоит пытаться выходить из машины без разрешения офицера, ведь он это может воспринять, как угрозу, и начать стрелять.
Не стоит шутить с полицейскими. Если итальянец или испанец еще может оценить вашу шутку, то немец за нее накажет по всей строгости закона. И упаси Бог пытаться перед полицейским, особенно немецким, «качать права», как это любят делать некоторые украинские водители. Если украинский правоохранитель может огрызаться, то в Европе такое не пройдет. Немецкий, чешский или польский полицейский попросту может вытащить вас из машины, заковать в наручники и доставить в ближайшее отделение полиции, где вы «весело» будете доказывать правоохранителям, как они «неправы».
— А как в Европе обстоят дела с парковками?
— В странах Евросоюза, как и во многих других, c парковками сложно, но решаемо. Главное, что нужно помнить: большинство парковок там платные. И это касается не только огромных паркингов, но и паркомест на улицах. Так что обязательно посмотрите, какая парковка перед вами, прежде чем оставлять на ней машину. Знаки подскажут вам, обязаны ли вы платить за парковку и каким образом. Оплатить стоянку можно в паркомате или с помощью мобильного телефона. Хотя во Франции, например, оплату могут принять и в обычном табачном киоске. Средняя цена — 1 евро за 30 минут.
Платные парковки могут быть обозначены цветом, как это делают в Италии. Там цвет линий на автостоянках указывает тип парковки: белый — бесплатная, синий — платная. Но сразу хочу предупредить, что в некоторых коммунах Италии цвета линий могут менять. К примеру, во Флоренции белые линии на улицах обозначают бесплатную парковку только для местных жителей. Кроме того, во многих городах бесплатная парковка может ограничиваться по времени, которое должно контролироваться специальным парковочным диском, лежащим на приборной панели под лобовым стеклом. Приобрести такой диск можно на любой заправке за 2—5 евро. Так что нужно внимательно смотреть на знаки, регламентирующие парковку.
Та же ситуация с цветными линиями парковочных мест существует и в Афинах. Там для жителей города разметка парковки выполнена синими линиями, для туристов — белыми, а для особых ситуаций и профессиональных потребностей — желтыми линиями. При этом оплатить стоянку автомобиля на улице в будние дни можно с 9.00 до 21.00, а по субботам с 9.00 до 16.00.
В Вене на многих улицах разрешена ночная парковка автомобилей у тротуаров с семи часов вечера до семи часов утра. Но все же оптимальным вариантом для столицы Австрии является парковка при отеле, если, конечно, он таковой располагает. Если нет, то можно попросить в отеле парковочный талон на целый день и не забыть о парковочном талоне для кратковременной стоянки для выгрузки багажа. Есть в Вене и многоэтажные парковки — гаражи Park&Ride, где можно оставить автомобиль по очень выгодной цене в 3,40 евро за сутки. На уличных парковках стоимость стоянки от двух часов составит 4 евро.
Самая сложная ситуация с парковками во Франции. Там даже в небольших городах достаточно трудно оставить машину в центре. А в крупных городах типа Лиона даже не пытайтесь это сделать, сразу едьте на крытый паркинг. Именно в Лионе я наблюдал, как зажатый с обеих сторон фургончик своими бамперами расталкивал соседние машины в попытках выехать со стоянки. Растолкал…
А еще в центре Лиона я нашел паркинг… с лифтом для автомобиля. Правда, самостоятельно заезжать в лифт не дают, просят забрать из машины все нужные вещи, отдать ключ служащему, и тот сделает все необходимое. Мне с моей украинской паранойей было довольно непривычно оставлять в машине вещи и отдавать парковщикам ключи, но я так торопился поесть, что рискнул. Все обошлось, ничего не пропало.
А вот тем, кто собирается ехать на автомобиле в Париж, рекомендовал бы заранее бесплатно забронировать парковку на сайте Parkings de Paris, где помогут подобрать оптимальный для вас паркинг. Это связано с тем, что с июля 2016 года въезд в центр Парижа в будние дни с 8.00 до 20.00 запрещен для авто выпуска до 1997 года и мотоциклов, выпущенных ранее 2000 года.
— Каков размер штрафа за нарушение правил парковки в Европе?
— За неправильную или просроченную более чем на 15 минут парковку придется уплатить штраф — в среднем 40 евро (в Украине — от 255 до 510 гривен. — Авт.). Кроме того, могут запросто заблокировать колесо автомобиля, как это когда-то делали в Киеве, но потом признали незаконным. Но гораздо хуже, если автомобиль, без предупреждения увезут на штрафплощадку. Тогда вам вместо отдыха придется бежать в ближайший полицейский участок и оплачивать штраф, а потом еще ехать на штрафплощадку, где с вас возьмут еще около сотни евро.
Самое жесткое наказание за нарушение правил парковки — опять-таки в Греции. Мало того, что штраф там достигает 80 евро, так могут еще изъять права на 10 дней, а техпаспорт и госномера — на 20. А за парковку на местах, предназначенных для водителей с ограниченными возможностями, оштрафуют на 150 евро с изъятием прав и техпаспорта.
— Украинские водители отличаются от европейских?
— Конечно. Например, во время поездок по Европе мне ни разу не приходилось сигналить «заснувшему» на светофоре водителю. Там никто не пытается повернуть налево, на красно-желтый сигнал светофора, не пропустив встречные машины. И в Европе много водителей-женщин. Они очень уверенно обгоняют, перестраиваются в другой ряд и умеют парковаться в таких стесненных условиях, в которых большинство украинок даже пытаться не будут.