Глава Совета Евросоюза Дональд Туск обвинил польские власти в преследовании. В четверг, 3 августа, Туск восемь часов давал показания в Варшаве по делу о крушении самолета президента страны Леха Качиньского под Смоленском весной 2010 года.
В то время, как председатель Совета ЕС отвечал на вопросы следователя, брат президента Качиньского Ярослав, являющийся лидером правящей партии «Закон и справедливость» выступил по телевидению. Он заявил, что Туск в бытность премьер-министром Польши не распорядился о проведении немедленной идентификации и вскрытия доставленных в Польшу останков тел погибших в авиакатастрофе под Смоленском. По мнению Качиньского, это было сделано сознательно, поскольку Туск не хотел портить отношения с Россией, чтобы впоследствии занять важный пост в Евросоюзе. Глава правящей партии также считает произошедшее заговором и заявляет о «моральной ответственности» Туска.
Глава Совета ЕС назвал процесс, по которому он проходит пока свидетелем, политическим и сфабрикованным. Дональд Туск заявил, что у себя на родине стал жертвой пропагандистской кампании со стороны Ярослава Качиньского. «Трагедия под Смоленском не должна служить инструментом для достижения политических целей, а правосудие не может применяться как оружие против оппозиции и соперников», — подчеркнул Туск. Он считает, что Качиньский и прокуратура пытаются запугать его.
Напомним, Туск уже много лет является политическим оппонентом Качиньского. Их противостояние обострилось после того, как глава Совета ЕС в марте 2017 года был переизбран на второй срок.
Перед этим министр обороны Польши Антоний Мацеревич обратился в Генпрокуратуру страны с просьбой проверить действия Туска после крушения самолета президента страны Леха Качиньского. Мацеревич публично обвинил Туска в предательстве национальных интересов. В Польше такое преступление карается лишением свободы на срок до десяти лет.
Мацеревич утверждает, что правительство Туска допустило серьезные ошибки в ходе расследования авиакатастрофы и пошло на уступки Москве. Министр обороны заявил, что Туск как глава правительства «не выполнил свои обязанности» и фактически передал расследование причин катастрофы российской стороне. Кроме того, он не приложил достаточных усилий, чтобы обеспечить возвращение обломков самолета и «черных ящиков» из России в Польшу.