Украина

«Счетчики должны быть защищены, чтобы никакими магнитами нельзя было повлиять на показания»

6:00 — 10 августа 2017 eye 3769

Вступил в силу Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения», но методики начисления коммунальных платежей пока правительством не разработаны

Как ранее сообщали «ФАКТЫ», на днях вступил в силу Закон «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения». Этот документ содержит основные правила установки счетчиков воды и тепла, а также механизмы начисления и взимания платы за коммунальные услуги. По замыслу авторов закона, за два года все здания в стране должны быть оборудованы приборами учета тепловой энергии, горячей и холодной воды. Подробнее о новом законе «ФАКТАМ» рассказал исполнительный директор Ассоциации управляющих многоквартирными домами и Украинского института анализа и менеджмента политики кандидат юридических наук Андрей Никончук.

— Как будет рассчитываться плата за воду и тепло после повсеместной установки домовых счетчиков?

— Методики распределения между собственниками жилья объемов потребленных в доме коммунальных услуг пока нет, хотя ссылки на эту методику в законе есть и Кабинету министров поручено ее разработать. В статье 10 закона приведены некоторые основные параметры расчетов платы за полученные услуги водоснабжения и отопления, определены зависимости между теми потребителями, у которых есть индивидуальные счетчики, и теми, у кого их нет. Это дает понимание основных принципов, однако пока нет подробной информации о том, как именно будут формироваться счета. Впрочем, некоторые ситуации с учетом изложенных принципов уже моделировать можно.

В частности, согласно закону, если в доме, оборудованном общим прибором учета воды, 99 процентов квартир имеют индивидуальные счетчики, то разница между показаниями общего узла учета и суммой данных индивидуальных счетчиков ложится на плечи 1 процента жильцов, не установивших приборы в своих квартирах. В результате люди, которые по каким-то причинам не оборудовали свое жилье счетчиками, с большой долей вероятности станут заложниками халатного отношения к своим обязанностям сотрудников ЖЭКов, работников коммунальных служб, допустивших утечки воды во внутридомовой системе водоснабжения и отопления. В принципе, сегодня именно так и происходит.

После установки общедомового прибора коммерческого учета, как, впрочем, и до того, за состояние внутренних сетей отвечает либо балансодержатель дома (коммунальная форма управления), либо некоммунальная эксплуатирующая организация, у которой здание может и не находиться на балансе, либо объединение собственников многоквартирного дома (в случае создания ОСМД и определения его как субъекта, который управляет домом). Поэтому если управляющая организация не удосужилась провести качественный ремонт труб, то вся вода, которая пропадет после прохождения через общедомовой счетчик и до попадания в квартиры, будет распределена между владельцами жилья, не оборудованного счетчиками. То есть в случае, когда в подвале протекает труба, за всю воду, которая вытечет в течение месяца, придется платить тем, кто не защитил себя, установив счетчик в квартире. Поэтому-то отдельным потребителям и приходили колоссальные счета за воду еще до принятия Закона «О коммерческом учете тепловой энергии и водоснабжения».

Уверен, что после вступления в силу нового закона, приборы учета воды и тепла в своих квартирах будут ставить все, кто по каким-то причинам не сделал этого раньше. Считаю, что квартирные счетчики — это последняя линия защиты интересов потребителей от халатности и злоупотреблений ЖЭКов и прочих управляющих организаций, не обеспечивших исправность внутридомовых коммуникаций.

— Давайте рассмотрим ситуацию, когда во всех квартирах многоэтажки есть приборы учета. Как будут производиться расчеты — по показаниям домового или квартирных счетчиков?

— Закон дает более или менее четкое разъяснение. Возьмем для примера приборы учета воды, так как зданий, полностью оборудованных квартирными счетчиками тепла, в Украине пока очень мало. Для расчета каждый месяц берутся две цифры — показания общедомового счетчика и сумма показаний всех квартирных приборов. Если эти цифры совпали, то прекрасно! Значит, все внутренние коммуникации исправны, никто из жильцов не химичит со своим счетчиком, нет воровства воды и так далее. Но, к сожалению, такая ситуация маловероятна. Во-первых, большинство домов имеют внутренние протечки воды из труб, во-вторых, класс точности домового и индивидуальных счетчиков может отличаться. У последних он, как правило, выше, то есть квартирные приборы считают более точно и четко показывают объемы потребленной воды, а у общедомовых класс точности бывает ниже, за счет чего они показывают несколько больший объем воды, поступившей в дом, и этот объем нужно на кого-то распределять.

Можно точно сказать, что в этом случае оплачивать разницу между показаниями домового и квартирных счетчиков будут все владельцы жилья. А вот как и в каких пропорциях они это будут делать, вам пока никто не скажет. Дело в том, что по закону соответствующие механизмы и методики расчетов должен разработать и утвердить Кабинет министров. Пока этого не произошло, поскольку только на прошлой неделе закон был подписан президентом.

— То есть выходит, что людям придется платить из своего кармана за то, что сантехники ЖЭКа не ремонтируют трубы? Могут ли жильцы дома в таком случае добиваться справедливости?

— В законе есть норма, согласно которой в случае выявления утечек внутри здания граждане, которым были начислены необоснованные платежи, имеют право обратиться к «виновному лицу» с целью проведения перерасчета. Однако это «лицо» еще нужно найти и доказать его вину. Представим ситуацию, когда показания домового счетчика заметно выше суммы показаний всех квартирных приборов. Возникает вопрос: как простые жильцы смогут выявить и проверить, куда уходит эта разница в объеме потребленной воды? Ведь ЖЭК или другая эксплуатирующая организация никогда не признается в том, что утечка возникла по их вине. Даже если есть прорыв в трубе, жэковский сантехник незаметно его заделает, и вы не сможете доказать, что прорыв произошел именно из-за халатности сотрудников эксплуатирующей организации.

Пока что людям остается только верить информации, предоставляемой сотрудниками эксплуатирующей организации, и надеяться на их порядочность. К сожалению, при нынешнем отсутствии конкуренции в коммунальной сфере организаций, действительно добросовестно выполняющих свои обязанности, крайне мало. Тем более что сейчас для большинства домов нет механизма, позволяющего жильцам контролировать состояние коммуникаций. Исключение составляют дома, в которых созданы и действуют ОСМД. Я очень надеюсь, что в новой методике, разрабатываемой Кабмином, такой механизм появится.

— Представим ситуацию, что в многоэтажке установлен только домовой счетчик воды, а индивидуального прибора учета нет ни в одной квартире. Как тогда будет распределяться плата за воду?

— Сейчас, пока домовые счетчики не установлены, люди платят по утвержденным местными властями нормативам. Но когда в здании появится прибор учета, начисления будут производиться по количеству жильцов, зарегистрированных в каждой квартире. То есть общий объем воды, потребленной домом за месяц, будет разделен на количество прописанных в этом доме граждан — независимо от площади квартир. Площадь же учитывается только при расчете потребления тепла, но об этом мы поговорим отдельно.

— Допустим, в трехкомнатной квартире прописана одна бабушка, которая сдает жилье десятку студентов или заробитчан. Тогда выходит, что фактически за большую часть использованной квартирантами воды заплатят другие жильцы дома?

— Совершенно верно, такое происходит сплошь и рядом. В этой ситуации эксплуатирующей организации, которая формально должна контролировать количество проживающих, на самом деле все равно. Для нее главное, чтобы весь объем израсходованной воды был оплачен, не важно кем. А вот жильцы дома, напротив, очень заинтересованы в том, чтобы выявлять факты проживания незарегистрированных граждан. Правда, реального механизма влияния у жильцов пока нет. Я очень надеюсь, что в правительственной методике к новому закону будут учтены и такие ситуации, что будут предусмотрены какие-то формы контроля, актирования, фиксации фактов, когда зарегистрирован один человек, а услугами пользуется гораздо больше людей.

Кстати, давайте представим противоположную, но не менее распространенную ситуацию: в квартире, не оборудованной счетчиками, зарегистрированы пять человек, а проживает только один. Начисления по нормам потребления идут на пятерых. Как сделать так, чтобы не платить за временно или постоянно отсутствующих? Сейчас эта формула существует и предусматривает обращение владельца лицевого счета в ЖЭК, составление акта о фактическом количестве жильцов, предоставление подтверждающих документов. Затем должен быть проведен перерасчет. Но такой механизм довольно сложен, имеет много бюрократических нюансов. Поэтому я надеюсь, что и эта ситуация будет урегулирована в новой методике.

А еще нужно понять, как бороться со злополучными магнитами, с помощью которых некоторые пользователи вмешиваются в работу счетчиков, замедляя работу вычислительных механизмов и занижая их показания. В результате будет увеличиваться разница между показаниями общедомовых и квартирных счетчиков. Эта разница будет считаться как потери, а их объем и финансовые расходы распределятся между всеми добросовестными потребителями. В целом существует до десятка подобных ситуаций, которые требуют четкого разъяснения и однозначного трактования.

Добавлю, что для жильцов единственным способом защитить свои интересы остается установка квартирного счетчика. Однако есть немало нюансов, которые нужно учитывать, чтобы избежать неразберихи и вести качественный учет. Например, желательно, чтобы все счетчики были однотипными, одного класса точности. Пускай они будут от разных производителей, чтобы не возникла монополия, но их технические характеристики должны быть идентичными. Если же класс точности домовых и индивидуальных счетчиков отличается, то правительству следует разработать и ввести какие-то поправочные коэффициенты для расчетов. Тогда станет возможным справедливое распределение возникающих потерь между домохозяйствами. Также все устанавливаемые приборы должны быть защищены от внешнего вмешательства, чтобы никакими магнитами нельзя было повлиять на показания.

— В новом законе речь идет о домовых счетчиках как приборах коммерческого учета. А индивидуальные, в квартирах, тоже являются приборами коммерческого учета?

— Нет, не являются. Хочу отметить, что после вступления закона в силу даже такого понятия, как общедомовой счетчик, уже не будет. Это скорее разговорное название. Юридически, в ранг закона, введено понятие — узел коммерческого учета горячей воды, холодной воды либо тепла. По этому же закону индивидуальные или квартирные приборы теперь называются узлами распределительного учета. Они лишь относительно ложатся в основу начисления платежей и позволяют их корректировать с учетом особенностей упомянутого закона.

Я категорически не согласен с мнением некоторых комментаторов закона, заявляющих, что теперь квартирные счетчики не нужны и их можно выбросить. Наоборот, сейчас их надо обязательно ставить! И обсуждаемый закон будет подталкивать людей к установке распределительных узлов учета воды и тепла. Ведь все потери возложат в первую очередь на домохозяйства, не имеющие счетчиков.

— Если с водой все более или менее понятно, то ситуация с теплом, мне кажется, гораздо сложнее.

— Действительно, так и есть. К сожалению, индивидуальных счетчиков тепла в наших домах довольно мало. Их устанавливают в основном в новостройках, где используется горизонтальная разводка систем отопления. В старых домах, таких как «сталинки», «хрущевки», «чешки», различные панельные здания советской постройки, используется вертикальная разводка, которая либо вовсе не позволяет устанавливать квартирные счетчики тепла, либо делает этот процесс очень затратным. Ведь там на каждую батарею приходится отдельный стояк.

Однако закон предусмотрел установку приборов — распределителей тепловой энергии. То есть неких устройств учета тепла, которые ставятся на каждую батарею и определяют удельный вес потребления ею тепловой энергии. Согласно закону показания этих приборов будут суммироваться, чтобы получить общий объем потребления тепла в квартире. Эти данные и лягут в основу финансовых начислений для конкретной квартиры. Как и в предыдущих случаях, методики расчетов пока нет, но она должна быть разработана правительством.

При этом важно понимать, что показания общедомового счетчика тепла, являющегося узлом коммерческого учета, будут основой для распределения всех расходов между квартирами. Однако учитывать станут тепло, которое пошло на обогрев не только квартиры, но и мест общего пользования: лестничных пролетов, технических помещений и так далее.

— Расходы на отопление мест общего пользования будут распределяться в соответствии с количеством жильцов или согласно площади квартиры?

— В отличие от воды, тепло рассчитывается в зависимости от площади квартиры. Хотя тут ситуация гораздо сложнее. В некоторых домах есть возможность оборудовать общие помещения узлами учета тепла, в некоторых нет. Эти расходы тоже будут распределяться по какой-то методике между всеми квартирами независимо от того, стоят в них индивидуальные счетчики или нет. Как именно, пока не ясно.

Например, давайте представим ситуацию: жилье с горизонтальной разводкой, стоит индивидуальный счетчик, но в квартире уже год никто не живет. Для того чтобы не допустить замерзания батарей зимой и в то же время не платить лишнего, хозяин установил минимальное прохождение теплоносителя по внутриквартирной системе отопления. В такой ситуации жилье обогревается не столько за счет собственных батарей, сколько за счет соседних квартир — через стены, пол и потолок. Таким образом, фактический уровень потребления тепла в квартире минимальный, а вот соседи, сами того не подозревая, отдают тепло слабоотапливаемому помещению. Соответственно, хозяин квартиры переложил часть своих расходов на соседей. Как в этой ситуации добиться справедливости? Закон говорит о некой минимальной доле среднего удельного потребления тепловой энергии, но как это будет работать на практике, покажет лишь опыт. Надеюсь в новой методике и такие нюансы будут учитываться.

— Когда, по вашему мнению, можно ожидать принятия правительством всех этих новых методик расчетов потребления коммунальных услуг?

— Зная специфику работы Кабмина, самый оптимистический прогноз — это через два месяца.

— Но ведь через два месяца мы будем стоять на пороге отопительного сезона!

— Именно поэтому я и говорю о таком сроке. Полагаю, государство очень заинтересовано в скорейшей реализации принятого закона. А значит, правительство постарается разработать все методики до включения систем отопления.