Украина

Если после 10 августа кто-то будет требовать за парковку наличные деньги, водители могут смело звонить в полицию

7:00 — 10 августа 2017 eye 1914

Сегодня Киев переходит на безналичную форму оплаты этой услуги

С 10 августа в Киеве вступит в действие хорошо забытое, хоть и никем не отмененное положение о безналичной форме оплаты парковки транспортных средств. Об этом сообщил столичный мэр Виталий Кличко. Такая форма оплаты призвана ликвидировать огромный теневой оборот наличных средств, который долгие годы процветает в сфере парковки. Нынешние столичные власти решили, что пришло время прикрыть кормушку для дельцов, наполняющих собственные карманы, и направить все доходы, получаемые в этой сфере услуг, в городской бюджет. «Новшество» вводится в качестве показательного примера для других городов, пока правила игры не будут утверждены Верховной Радой на законодательном уровне. «ФАКТЫ» выясняли, как теперь нужно парковаться в столице и есть ли у водителей возможность вообще не платить за стоянку своего транспорта.

Ожидаемый эффект от нововведения — пять миллионов гривен в день

По заверению столичного мэра, отныне в Киеве будет использоваться только безналичная форма оплаты парковки.

— Мы не имеем права оштрафовать безответственного водителя, который оставил свою машину, или эвакуировать авто, — сказал Виталий Кличко. — Тем не менее порядок надо навести. Поэтому с 10 августа обращения наличных средств в сфере парковки в столице не будет вообще. И парковщиков не будет.

Если с 10 августа кто-то станет требовать за парковку наличные деньги, водители могут смело звонить в полицию и сообщать о противозаконных фактах вымогательства. Мэр рассчитывает на содействие автомобилистов в вопросе выведения коррупционеров на чистую воду:

— Очень надеемся на ответственность водителей, — сказал он. — Большой оборот теневой налички должен прекратить существование.

Кроме того, Виталий Кличко напомнил, что на рассмотрении Верховной Рады уже два года находится законопроект, касающийся парковки, принятый только в первом чтении.

— Безналичную форму оплаты мы вводим в Киеве в качестве эксперимента до тех пор, пока парламент наконец-то не примет соответствующий законопроект, — заявил столичный мэр. — Надеемся, что осенью это таки произойдет. Что даст возможность городским властям штрафовать безответственных водителей, бросающих свои автомобили где угодно. Контролеры смогут вместе с полицией выписывать штрафы и эвакуировать машины.

Контролировать оплату парковки будут специальные инспекторы. По прогнозам столичных властей, ожидаемый эффект от нововведения — пять миллионов гривен в день, тогда как сейчас в городскую казну поступает всего два миллиона гривен.

Паркоматы не выдают сдачи, поэтому крупные купюры желательно заранее разменять

Обратите внимание: столичное нововведение касается только так называемой дневной парковки, плата за которую взимается с 08.00 до 22.00. В Киеве есть 220 дневных парковок на шесть тысяч мест.

— Мы пытаемся сделать оплату парковки максимально удобной и ориентируемся на самые прогрессивные европейские стандарты в этой сфере, — рассказал заместитель главы Киевской горгосадминистрации Николай Поворозник. — Каждый водитель имеет возможность выбрать именно тот вариант, который ему подходит больше всего.

В столичной администрации даже разработали инструкцию для водителей по использованию на практике способов оплаты парковки.

1. Месячная карта и парковочный талон. Эти печатные «девайсы» можно приобрести в КП «Киевтранспарксервис» и киосках «Союзпечать». Для того чтобы активировать талон, в нем нужно на специальных полях сделать соответствующие пометки о числе, месяце и времени парковки. Месячную карту или парковочный талон следует положить лицевой стороной вверх на панель приборов под лобовое стекло автомобиля для того, чтобы инспекторы могли проконтролировать оплату. «Киевтранспарксервис» заключил договор с «Союзпечатью», в сети которой будут продаваться почасовые, дневные и квартальные парковочные талоны. Адреса киосков размещены на сайте parkservis.kiev.ua.

2. Паркомат. Для того чтобы оплатить стоянку с помощью паркомата, сначала на нем нужно нажать любую кнопку. Затем — выбрать язык, вставить купюру в приемное устройство, получить фискальный чек, который следует положить лицевой стороной вверх на панель приборов под лобовое стекло автомобиля. Сразу оплачивается час стоянки по тарифу определенной зоны. Важно учесть, что паркомат сдачу не выдает, поэтому крупные купюры желательно заранее разменять.

3. Мобильная парковка. Чтобы воспользоваться этим видом оплаты, необходимо заранее открыть свой электронный парковочный счет. Для этого надо приобрести скретч-карту «Мобильная парковка» в местах реализации скретч-карт, стереть на ней защитное покрытие, под которым находится код пополнения. Код (без пропусков, дефисов или других символов) нужно прислать на номер «516». Можно также ввести код пополнения, войдя в свой аккаунт на сайте «Мобильная парковка».

В ответ должно поступить sms-сообщение с указанной суммой пополнения счета. Далее нужно отправить на номер «516» sms-сообщение, в котором указать номер зоны парковки (для Киева — А1, А2 или А3) и без пробелов госномер автомобиля (например, A1AA0000AA).

Номер парковочной зоны указан на информационных табличках, установленных на парковках (перед номером зоны необходимо поставить букву А, которая обозначает код Киева). «Если вы уже оплачивали стоянку этого автомобиля с помощью услуги „Мобильная парковка“, можно написать в sms только номер парковочной зоны», — сообщает пресс-служба столичной администрации.

Далее водитель получит sms-сообщение с подтверждением, что парковка его автомобиля с таким-то госномером начата в соответствующей зоне парковки. Для завершения парковки нужно отправить sms-сообщение с буквой «С» или позвонить на номер «516». В ответ поступит sms-сообщение или голосовой ответ с подтверждением, что парковка закончена, а также информация, сколько денег на нее было потрачено.

4. М-парковка. Чтобы совершать оплату с помощью мобильного приложения «М-парковка», нужно загрузить его в свой смартфон через App Store или Google Play. Далее необходимо зарегистрироваться в системе и пополнить счет с помощью скретч-карты или своей платежной карты. При парковке нужно ввести номер зоны, указанной на соответствующем информационном дорожном знаке, или отсканировать QR-код (при его наличии) на этом знаке, а затем — ввести госномер автомобиля. Парковка начинается и завершается соответствующими нажатиями пиктограмм в приложении.

Платная парковка отнюдь не самовольная инициатива столичных властей либо администрации других городов и поселков нашей страны. На самом деле порядок парковки транспортных средств в Украине регулируется постановлением Кабмина № 1342 от 03.12. 2009 года, которым установлены правила парковки, обязанности операторов, содержащих парковочные площадки, и водителей, пользующихся их услугами.

В постановлении четко указано, что площадки для платной парковки обязательно должны быть оборудованы паркоматами из расчета не менее одного на 20 паркомест с обеих сторон вдоль проезжей части улицы, дороги или тротуара и (либо) информационными знаками о возможности и порядке предоставления услуги «Мобильная парковка». Такие площадки также должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками и сплошной синей (голубой) полосой на проезжей части и на бордюре, который отделяет проезжую часть от пешеходной.

Кроме того, на таких площадках в доступном для водителей месте должна размещаться информация о стоимости услуг по пользованию платной парковкой и способе ее оплаты (наличный или безналичный), а также — об операторе (наименование субъекта хозяйствования и его контактные телефоны).

Все вышеперечисленное входит в обязательную комплектацию площадки для платной парковки. По мнению некоторых отечественных юристов, специализирующихся в сфере дорожного движения, в случае ненадлежащего выполнения оператором своих прямых обязанностей (отсутствии необходимого количества паркоматов на площадке, дорожной разметки, знаков и тому подобного) водители имеют право не оплачивать услуги парковки. Именно так ведут себя на практике многие автомобилисты. Ведь несмотря на то, что постановление Кабмина № 1342 появилось еще восемь лет назад, киевские операторы парковок, равно как их коллеги из других крупных украинских городов, только наживались на водителях, но так и не удосужились укомплектовать площадки паркоматами.

Впрочем, столичные власти рапортуют, что практически готовы к нововведению. Хотя официальная статистика свидетельствует о другом: из 220 официальных дневных парковок лишь около 90 оснащены паркоматами, а это только 40 процентов необходимого.

Еще одной причиной игнорирования водителями правил парковки является фактическое отсутствие эффективных рычагов воздействия (наложение штрафов, эвакуация авто). Все эти меры предусмотрены в упомянутом столичным мэром законопроекте, одобренном Верховной Радой в первом чтении (см. «ФАКТЫ» за 05.01.2017 г. и 17.11.2016 г.). Пока же 400 бывших парковщиков переведут в разряд инспекторов, которые займутся обустройством парковочных площадок и консультированием водителей. Когда закон будет принят, инспекторы станут контролерами, смогут штрафовать нарушителей, а при необходимости эвакуировать их машины, рассказал новый директор департамента транспортной инфраструктуры Киева Сергей Симонов.