Политика

«украина могла бы обойтись без денег мвф»

0:00 — 10 декабря 2009 eye 247

Такое мнение высказал министр финансов оппозиционного правительства, глава парламентского комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Николай Азаров, комментируя приостановку сотрудничества фонда с Украиной

Николай Азаров считает, что Украина вполне могла бы справиться с кризисными явлениями в отечественной экономике и без займов Международного валютного фонда. Или же кредитные средства должны были пойти исключительно на программы развития. Впрочем, Николай Янович считает, что МВФ возобновит работу с Украиной. После смены власти.

«Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал правительству возможность не заниматься экономикой»

- Николай Янович, какие последствия для нас будет иметь решение МВФ о приостановке сотрудничества с Украиной?

- Ничего катастрофического в связи с этим не произойдет. Ведь кредит никакого эффекта не дал. Даже сам МВФ не знает, как правительство Тимошенко использовало его средства. Просто произошла запоздалая констатация факта: с правительством, проводящим безрассудную политику, нельзя иметь дело. Таким образом, остается один вопрос: как скоро Украина сможет избавиться от совершенно некомпетентного правительства и начнет проводить взвешенную, стабильную социально-экономическую политику, рассчитанную по меньшей мере лет на десять? Уверяю: увидев сильную власть и успешную политику, МВФ возобновит сотрудничество с Украиной. Потому что деньги охотно дают тем, кто в них не нуждается.

- На ваш взгляд, как можно было бы распорядиться полученными средствами?

- Если бы в 2003-2004 годах наше правительство, правительство Януковича, получило дешевый кредит в 12 миллиардов долларов, мы бы модернизировали энергетику и жилищно-коммунальное хозяйство, кардинально улучшили транспортную инфраструктуру — аэропорты, мосты, автобаны — и, главное, провели бы структурные реформы: пенсионную, налоговую; ввели бы страховую медицину и так далее. Ведь даже без внешней поддержки мы в те годы запустили в эксплуатацию два ядерных энергоблока, магистраль Киев- Одесса, осуществили первый этап пенсионной реформы, ликвидировав уравниловку, до 13 процентов снизили подоходный налог и до 25 процентов — налог на прибыль. И темпы роста ВВП достигали 12 процентов.

Словом, для компетентного правительства, имеющего стратегию развития своей страны, дешевый кредит МВФ, безусловно, благо и мощный акселератор развития. А для правительства Тимошенко этот кредит — кислородная подушка для продления абсолютно некомпетентной политики.

- А можно ли было обойтись без средств МВФ?

- Конечно, можно было бы. Но в этом случае решение должно было быть одно: жить по средствам, то есть еще в 2008 году создать сбалансированный, реалистичный бюджет, все ресурсы сконцентрировать на повышении социальных стандартов, на развитии внутреннего рынка, переключить на него экспортные производства и понемногу, но уверенно выходить из кризиса. Кредит МВФ сыграл с нами злую шутку: он дал нынешнему правительству возможность не заниматься экономикой и наполнением бюджета, а проедать одолженные деньги. Но все заканчивается, причем печально: средства потрачены, экономика не модернизирована и даже не затормозила падение, глубочайшее за все годы независимой Украины. Внешний долг увеличился в три раза, и уже со следующего года его нужно отдавать. Долги по определению прибыльного газового монополиста НАК «Нефтегаз Украины» достигли 70,1 миллиарда гривен. Чтобы осмыслить эту астрономическую цифру, скажем, что это более половины годовых расходов Пенсионного фонда.

«Цены в Украине европейские, а зарплата меньше, чем дотация, которую в Европе выделяют на корову»

- Мотивируя свое решение о приостановке сотрудничества, МВФ упомянул недавно принятый закон о повышении социальных стандартов. Приведет ли реализация норм данного закона к разбалансированию госбюджета и росту инфляции, как о том заявляли оппоненты Партии регионов?

- Апокалиптические оценки МВФ делаются на основе информации, полученной от правительственных чиновников. Кабмин засекретил государственную статистику от украинского народа, а иностранным экспертам предлагает не факты, а трактовки ситуации. На мой взгляд, правительство устроило масштабную фальсификацию «цены вопроса»: мол, до конца года надо 10 миллиардов гривен на повышение социальных стандартов, или говорят еще о 20 процентах доходов бюджета…

Откуда такие фантастические цифры и прогнозы? Те, кто высказывает опасения за состояние украинского бюджета, занявшись простыми расчетами, могут увидеть, что социальные стандарты повышаются всего-то на уровень инфляции (кстати, именно такое обязательство правительства зафиксировано и в соглашении с Международным валютным фондом). А до конца года надо около 1,7 миллиарда гривен! И альтернативы повышению соцстандартов просто нет. Я у господ из МВФ спрашивал: а не считаете ли вы главной угрозой для Украины обнищание населения? Мыслимо ли пенсионеру выжить на полтора евро в день? И откуда взять силы работнику, получающему два евро в сутки? Господа, в Евросоюзе ежедневная дотация на корову больше! А цены-то на основные товары в Украине преимущественно европейские…

Считаю враньем утверждение, что в бюджете нет денег. Посмотрите: потребовался Кабмину миллиард якобы на борьбу с эпидемией — за пару дней приняли необходимое решение. Кстати, выступая в Верховной Раде, премьер-министр сообщила, что девять миллиардов гривен, выделенных на подготовку к Евро-2012, до Нового года использовать уже невозможно — вот вам и ресурс для повышения социальных стандартов. А инфляцию провоцируют решения правительства, не обеспеченные реальными ресурсами.

- Как можно объяснить фантастическую доходность украинских ценных бумаг: правительство размещает облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ) с доходностью до 30 процентов годовых. Чем в перспективе это грозит отечественной экономике?

- Вот это как раз пример разбалансирования бюджета и практически гарантированного инфляционного скачка. Вследствие построенной нынешним правительством пирамиды долгов уже в марте 2010 года по обязательствам государства придется выплатить сумму, равную половине ежемесячных доходов бюджета. То есть ни зарплат бюджетникам, ни лекарств больным, ни тепла и электроэнергии для школ и больниц, а только платить по долгам! Это мина под экономику. Такая же, как в 1990-е годы, когда пирамида ОВГЗ обрушила экономику.