Происшествия

Юрий луценко: «на новый год заставляю всех, включая тещу и тестя, забираться на табуретку и читать стихи. Кто больше расскажет — больше подарков получит»

0:00 — 10 декабря 2009 eye 375

Накануне 45-летия главный милиционер страны рассказал, почему уехал за границу во время первой волны эпидемии гриппа

Юрий Луценко в особом представлении не нуждается. Несмотря на почти пятилетнее руководство Министерством внутренних дел (не считая небольшого перерыва в связи с отставкой в 2006 году), он остается одним из самых публичных и открытых украинских политиков. Юрий Витальевич выглядит немного уставшим, но, как всегда, полон оптимизма и юмора. Подавать в отставку на радость политическим оппонентам не собирается. Он по-прежнему пьет много кофе, читает книги и лично делает прививки от гриппа родным и близким. 14 декабря Юрию Луценко исполнится 45 лет.

«В школе я шел на золотую медаль. Отставал только по пению и физкультуре»

- Юрий Витальевич, должность главы МВД вам еще не надоела?

- Не переживайте, этот вопрос решат без меня. «Уйдут» непременно. Впрочем, я хорошо усвоил мудрые слова отца о том, что все должности временные. Самое главное, чтобы ты от первого до последнего дня работал с полной отдачей, а уходил с чистой совестью, выполнив хотя бы часть задуманного.

Помню, работал зампредседателя Ровенской областной госадминистрации, курировал вопросы экономики региона. Тогда один из крупных объектов был приватизирован с большими нарушениями, в связи с этим создали специальную комиссию из 15 человек. Я возглавлял ее, но… в заседаниях комиссии участвовали только два человека, остальные, в том числе силовики, были либо запуганы, либо куплены. Я пришел к отцу: «Что происходит? Почему меня не пытаются запугать или купить?» А он: «Потому что знают: с тобой такой номер не пройдет, и это высшая степень уважения». Я запомнил его слова. Стараюсь и дальше вести себя так, чтобы ко мне даже не подходили с угрозами или взятками. Хотя, признаюсь, пытались пугать в кулуарах Верховной Рады, правда, безуспешно.

- А кролика у себя дома по приколу завели?

- Младший сын, Виталик, потребовал на свой день рождения кроля, а жена взяла и купила. То ли японского, то ли китайского и очень мохнатого. Приходится часто вычесывать. Малой назвал его почему-то Уксусом. Наш испанский кокер-спаниель по кличке Конти уже привык к новому питомцу. Удивительная собака! Выхожу на минуту выбросить мусор, а он меня встречает, как будто десять лет не видел. Мне кажется, что увлечение детей животными нужно поощрять — они вырастут добрее и гуманнее.

- Поэтому и отдали сыновей в секцию рукопашного боя при «Беркуте»? Кстати, а сами спортом занимаетесь?

- К сожалению, нет. Впрочем, я и в детстве не был спортивным малым. Болел хроническим гайморитом, перенес две операции, так что в шестом и восьмом классах меня вообще освободили от уроков физкультуры. А ведь я шел на золотую медаль! Отставал только по пению и физкультуре. Пел я громко, увы, по мнению учителя, на тройку. Но благодаря знанию текстов песен удалось выйти на четверку. А вот физрук сказал, что больше тройки в табель не поставит, пока не научусь подтягиваться. Пришлось приспособить дома в качестве турника черенок от лопаты и начать тренироваться. В результате получил четверку по физкультуре и таки окончил школу с золотой медалью. Сегодня, если есть свободная минута, с удовольствием играю в настольный теннис. Все время хочется чего-то большего, но из-за плотного рабочего графика даже от занятий в тренажерном зале приходится отказываться.

«В выходные дни мужчина обязан дать женщине возможность отдохнуть и взять всю работу по дому на себя»

- Юрий Витальевич, жену когда видели последний раз?

- В воскресенье, по крайней мере, ночевал дома. Все-таки хотя бы один выходной день стараюсь проводить с родными. В минувшее воскресенье съездил с сыновьями на книжный рынок на Петровку. Затем заехали в «Пельменницу», поели очень вкусных пельменей, прогулялись по парку, поговорили…

- А можете сами что-нибудь детям приготовить?

- Я свою жену кормил все студенческие годы, если, конечно, было чем. Меня отец так воспитал, что в выходные дни мужчина просто обязан дать женщине возможность отдохнуть и взять всю работу по дому на себя. Что касается кулинарного мастерства, то моя мама — ветеринарный врач — работала с 6 утра до 6 вечера, поэтому мы с братом после школы сами готовили себе обед. Отец большую часть жизни проработал секретарем горкома партии и тоже приходил домой поздно. Так что, когда учился во Львовском политехническом институте, ко мне поесть приходила довольно внушительная компания, в том числе Ирина — будущая жена. Ведь я могу не только картошку с яичницей пожарить, но и вкусно приготовить курицу, фаршированную гречневой кашей, рыбные стейки, не говоря уже о шашлыках. Любые супы, кроме борща, могу сварить. Но так, как моя мама готовила борщ, а отец — жаркое, не умеет никто.

Сегодня практически ничего не готовлю, за мной дома закреплены только три вещи: утюг, пылесос и грязная посуда. Ну не признаю я посудомоечные машины! Также с удовольствием глажу одежду, за исключением каких-то женских вещей, которые не знаешь толком, в какую сторону разглаживать. Возможно, эти занятия не соответствуют моему имиджу, зато помогают отвлечься и отдохнуть.

- Ходили слухи, что у вашей супруги машину угнали?

- Да, это было, когда мы еще в Ровно жили. Затем преступники позвонили, потребовали выкуп. Я работал заместителем губернатора, так что милиция довольно быстро обезвредила эту группировку. А в Киеве автомобиль жены один раз кислотой облили. Ирина приехала к портнихе, а в ее доме, как позже рассказали соседи, живет воинственная бабушка, которая таким образом борется с засильем машин у подъезда.

- Юрий Витальевич, где собираетесь Новый год встречать?

- Когда были живы мои родители, всегда праздновали в нашем доме в Ровно. Собиралась моя семья, а также семья моего старшего брата. В последнее время езжу на Новый год к теще на блины, к тому же и день рождения тестя приходится на праздничные дни. Так что поедем в город Дубно Ровенской области, купим фейерверков, позовем всю окрестную малышню и будем праздновать.

- Ваш младший сын в Деда Мороза еще верит?

- Так получилось, что мои сыновья очень рано перестали верить в Деда Мороза. Старший, Саша, «расколол» меня, когда я играл Деда Мороза на детском утреннике. Он что-то заподозрил, дернул за накладную бороду и был страшно возмущен обманом. Младший — дитя компьютерного века и интернета — вряд ли верит в Деда Мороза, но шанса порадовать себя подарком на Новый год не упускает. Жена Ирина по саксонской традиции покупает большие носки, в которые кладет подарки для всех членов семьи. Дальше уже я заставляю всех — включая тещу и тестя — забираться на табуретку и читать стихи. Кто расскажет больше стихотворений — получит больше подарков. Традиция хоть и выглядит дурашливой, но хорошая и по-семейному теплая.

«Я просто в ауте от романа Маркеса «Кохання пiд час холери» в прекрасном украинском переводе»

- Во время эпидемии гриппа для профилактики простудных заболеваний что принимали?

- Этот период совпал с очередным курсом лечения, которое старший сын проходит в Австрии. Сама операция, к счастью, была успешной, но Саша еще нуждается в ежегодных процедурах. Что касается гриппа, то в Европе к этому вирусу относятся очень серьезно. В Австрии прививки обязательны для полицейских, сотрудников медучреждений и торговли, то есть для всех, кто по роду деятельности общается с большим количеством людей. Там же, в Австрии, купил на всю семью четыре ампулы с вакциной от сезонного гриппа, привез домой. В этот день к нам в гости приехал тесть, поэтому я всех, включая его, уколол, а сам остался непривитым. Но я обязательно сделаю прививку, поскольку убежден: мир пока не придумал лучшего средства для профилактики вирусных заболеваний.

- Юрий Витальевич, когда чувствуете недомогание — сразу в «Феофанию» или дома лечитесь?

- В «Феофанию» стараюсь вообще не попадать, так как у меня с этой клиникой связаны самые плохие воспоминания: своих родителей я забрал на кладбище именно оттуда. Не потому что врачи в «Феофании» плохие, наоборот, я крайне благодарен им за то, что они помогали отцу и матери. Просто так в жизни получилось. Поэтому состою на учете в нашем милицейском госпитале, но лечиться в больнице не люблю, предпочитаю болеть дома, обложившись книгами.

- А сейчас что читаете?

- Роман Маркеса «Кохання пiд час холери» в прекрасном украинском переводе. Честно хочу признаться: думал, что после «Ста лет одиночества» меня уже вряд ли чем-то можно удивить. Но от этого романа просто в ауте. А так как я одновременно читаю несколько книг, на рабочем столе лежит еще парочка фолиантов на историческую тематику.

- Юрий Витальевич, какие книги просто-таки необходимо прочесть политику?

- Каждый современный культурный человек, а не только политик, на мой взгляд, должен обязательно прочесть Хемингуэя, Ремарка, Искандера, всю русскую классику, в частности, Толстого и Достоевского. Недавно открыл для себя романы Голдинга (Уильям Джералд Голдинг (1911-1993), английский писатель.  — Авт. ) — автора известного произведения «Повелитель мух». Культурный человек, как мне кажется, должен знать и поэзию. Я лично очень люблю Шевченко, Бродского, Есенина, Блока и раннего Маяковского. Из современных украинских авторов советую прочесть Юрия Андруховича, в частности его роман «Двенадцать обручей». Интересует меня также творчество Оксаны Забужко. К тому же политику важно знать историю, а не беллетристику. Впрочем, о книгах я могу говорить бесконечно…

- А стихи не пробовали писать?

- Во время учебы во Львовском политехническом институте писал сатирические стихотворения под названием «Тоска № 1», «Тоска № 2» и так далее. Это были не всегда цензурные вещи, а касались они преподавателей и скуки на занятиях. Когда стала популярной японская поэзия — хокку, танка, — было модно подражать им. Например, «Ива плакучая ветви намочила. Хочется в лес». Ничего серьезного я не сочинял, но очень люблю читать философские стихи. Каюсь, но ни Пушкин, ни Лермонтов меня не трогают. Стихи прекрасные, но холодные.

- Всем известно, что Юрий Луценко любит путешествовать. Свою первую поездку за границу помните?

- Мне выпала счастливая возможность поехать в восьмом классе на школьную олимпиаду в Болгарию. Там были дети из двадцати стран. Болгария тогда показалась мне огромной и самой настоящей заграницей. А в конце 80-х годов прошлого века познакомился с Польшей. Я работал в Ровно мастером цеха на заводе, получал 120 рублей в месяц, которые к концу перестройки превратились в пять долларов. Несмотря на то что отец работал секретарем горкома партии, я садился в автобус и вез продавать в Польшу товары, которые у нас были дешевле, а у них дороже: краску, посуду, радиоуправляемые игрушечные танки и самую ходовую вещь — деревянные щипцы для горячего белья. За одну поездку зарабатывал порядка ста долларов, что по тем временам считалось невообразимым богатством.

Но первое настоящее путешествие состоялось в 1995 году в США по приглашению Корпуса мира, сотрудники которого год работали у нас в Ровенской области. Помню, билеты мне купили на 4 мая, но я сказал, что 50-летие Победы должен отпраздновать дома. Ведь у меня два деда-фронтовика, которые познакомились под рейхстагом. Это отдельная семейная история. Американцы пошли мне навстречу, поменяли билеты на 10 мая. И я целый месяц жил в штате Канзас. Я окончил школу с углубленным изучением английского языка, но понять местных жителей все равно не мог. В Канзасе разговаривают на довольно специфическом диалекте английского, который я начал понимать на пятый день своего пребывания, а на десятый уже свободно общался с людьми. Этот огромный мультикультурный американский котел меня просто поразил. С тех пор появилось постоянное желание поездить по миру и увидеть больше.

В 1997 году мы с женой впервые отправились на автомобиле в Европу и с тех пор часто там бываем. Она за рулем, меня Бог миловал — я не водитель. Так интересно наблюдать, чем, например, Германия отличается от Франции. Скажем, у немцев все аккуратно подкрашено где нужно, а у французов не красили со времен мушкетеров. И в этой неподкрашенности — свой шарм.

Но мой самый любимый европейский город — Лондон, хотя в первый раз он мне не очень понравился. Тауэр оказался малюсенькой крепостишкой, Вестминстерское аббатство не такое уж и величественное, как представлялось в учебниках по английскому языку. Но если сойти с протоптанных туристами маршрутов и нырнуть в первую попавшуюся улочку, можно увидеть Лондон — индийский, африканский, имперский… Это безумно красивый, контрастный и в то же время спокойный город, где в многочисленных музеях собраны величайшие в мире коллекции предметов искусства. Скажите любое слово и будьте уверены — в Лондоне есть музей, связанный с этим словом. На мой взгляд, также бесконечно можно ездить в Барселону, Париж, Флоренцию и Прагу. Поэтому при возможности подарите эти города своим любимым — езжайте обязательно, отклоняйтесь от туристических маршрутов и наслаждайтесь чудесными старинными улочками.