«Укравтодор» подготовил для Кабинета министров проект постановления о снижении скорости движения в городах
Инициатива главы «Укравтодора» по снижению скорости движения в населенных пунктах до 50 километров в час уже получила одобрение всех профильных ведомств и вскоре может быть вынесена на рассмотрение Кабмина. Подобная норма направлена на повышение безопасности пешеходов, а ее эффективность доказана европейским опытом. Вместе с тем некоторые отечественные автоэксперты сомневаются в том, что в наших условиях нововведение даст ожидаемый результат, критикуют его и многие водители.
«Укравтодор» подготовил для Кабинета министров Украины проект постановления «О внесении изменения в пункт 12.4 Правил дорожного движения», которым предлагается снизить скорость движения в городах с 60 до 50 километров в час.
— На сегодня 50 километров в час в городе — это европейский стандарт, — заявил глава «Укравтодора» Славомир Новак. — Введение подобной практики в Украине — важный шаг по приведению ее законодательства к европейским нормам. Подобные ограничения действуют и на моей родине в Польше. Мы в свое время провели широкую кампанию, разъяснив водителям, что эти 10 километров в час играют важную роль и реально помогают сохранить жизнь пешеходам.
В подтверждение своих слов Славомир Новак привел такой пример: если перед пешеходным переходом одновременно начинают тормозить два автомобиля, то у машины, которая едет со скоростью 50 километров в час, остановочный путь составит 40 метров, и она успеет остановиться перед «зеброй». При этом у автомобиля, имевшего скорость 60 километров в час, остановочный путь составит 55 метров, и пешеходный переход он проедет со скоростью 32 километра в час. В таком случае столкновение транспортного средства с пешеходом может обернуться для человека инвалидностью или даже летальным исходом.
Инициатива «Укравтодора» еще должна быть одобрена Кабмином. Учитывая социальную важность этого изменения, есть веские основания полагать, что оно таки получит путевку в жизнь. Однако не все в Украине положительно относятся к идее снижения скорости в городах. «ФАКТЫ» собрали мнения экспертов в сфере дорожного движения, рядовых водителей и пешеходов.
— Подобное ограничение скорости в городах — абсурдная идея, — считает известный адвокат Вадим Володарский. — Его мало кто будет реально соблюдать, тем более в условиях фактического отсутствия контроля. Эта инициатива не соответствует общим условиям движения. Ведь, к примеру, в Киеве, помимо спальных районов, где такое ограничение вполне оправданно, есть магистрали наподобие Столичного шоссе, Большой Окружной дороги, проспектов Победы, Бажана и других, где езда со скоростью 50 километров в час просто создаст транспортный коллапс. То же можно сказать и о населенных пунктах, через которые проложено большинство украинских дорог государственного значения, не говоря уже о других. Авторы инициативы утверждают, дескать, «как в Европе». Но в Европе не только совершенно иные причины аварийности, но и другие дорожные условия, иная архитектура городов, нет населенных пунктов с «белыми» знаками (требуют соблюдать максимальную скорость движения, установленную для городов, — 60 километров в час. — Ред.) на дорогах для транзитных поездок между регионами.
— Нужного эффекта не добиться, пока в стране не будут решены три уровня проблем, — утверждает известный правозащитник и автор книги «100 аргументов против штрафов ГАИ» Владимир Караваев. — Во-первых, у нас нет надлежащего контроля над соблюдением водителями ПДД, в том числе и скоростных режимов езды. Во-вторых, качество законопроектов в сфере дорожного движения, мягко говоря, хромает. В-третьих, в Украине до сих пор нет единого органа, который бы централизованно занимался управлением безопасностью движения. Как следствие — каждое министерство, связанное с дорожным движением, ведет свою работу обособленно, а это не дает нужного эффекта и необходимой динамики для положительных изменений.
Впрочем, по словам Владимира Караваева, снижение скорости движения в населенных пунктах — не единственное планирующееся нововведение.
— Наши законодатели могут пойти и на другой непопулярный шаг — полностью отменить норму, допускающую превышение разрешенной скорости на 20 километров в час. Ведь в населенных пунктах многие водители едут со скоростью даже не 60 километров в час, а все 80! На сегодня есть предложения сделать ненаказуемыми «+ 10 километров в час», «+ 5 километров в час», хотя многие все же выступают за то, чтобы нарушением считалось любое превышение, даже на 2 километра в час.
В свою очередь, первый заместитель начальника Департамента патрульной полиции Украины Алексей Белошицкий сообщил, что превышение скорости далеко не основная причина аварий в Украине.
— За шесть месяцев текущего года в Украине зафиксировано около 76 тысяч ДТП, причем из-за превышения скорости случилось от 12 до 18 процентов всех аварий. Чаще ДТП происходят из-за нарушения водителями правил маневрирования (30 процентов) и несоблюдения дистанции (20 процентов). Что же касается ограничения максимальной скорости в населенных пунктах, то этот вопрос нужно вынести на общественное обсуждение. Ведь введение европейского стандарта потребует внесения изменений в Кодекс административных правонарушений Украины, ПДД, а также в ряд различных законодательных актов.
— Считаю снижение скорости в городах — одной из полезных инициатив наших властей, которая положительно скажется на безопасности пешеходов, — говорит жительница столицы Валентина. — Я пешеход, на машине езжу только в качестве пассажира. Мне неоднократно приходилось сталкиваться с тем, что водители не останавливаются на красный сигнал светофора, а наоборот, прибавляют скорость, чтобы проскочить, не пропускают пешеходов на нерегулируемом переходе. Если водители будут ехать медленнее, им легче будет заметить пешеходов, дать им преимущество на переходах, а также безопасно остановиться в случае нештатной ситуации на дороге.
— Раз мы сделали европейский выбор и хотим жить цивилизованно, то должны приводить свое законодательство в соответствие с европейскими нормами, в том числе и в сфере безопасности движения, — считает столичный водитель с десятилетним стажем Николай. — Мне доводилось бывать за рубежом и ездить там на своем автомобиле. И если у нас в стране я могу себе позволить нарушить правила, то за границей сразу же становлюсь предельно законопослушным. Ведь там вольности серьезно бьют по кошельку. Что же до скорости движения в городах, то, действительно, во многих европейских странах в населенных пунктах действует норма в 50 километров в час. Все автомобилисты так ездят, и нельзя сказать, что это провоцирует возникновение пробок. К тому же более низкие скорости движения пойдут на пользу и самим водителям — им станет легче ориентироваться в дорожной ситуации, да и последствия невнимательности будут значительно легче, ведь ДТП из-за превышения скорости часто заканчиваются трагически.
— Крупные города и так задыхаются от пробок, а медленная езда будет только провоцировать заторы, — утверждает киевский таксист с 16-летним стажем Владимир. — В Европе инфраструктура городов другая, дороги построены так, чтобы было безопасно всем — и водителям, и пешеходам. Там все соблюдают законы, и пешеход никогда не полезет под колеса машины, перебегая дорогу там, где ему это удобно. Ну скажите, как можно по умолчанию устанавливать предел скорости в населенных пунктах в 50 километров в час? Ведь в Киеве есть широкие скоростные магистрали, на которых вполне безопасно ехать со скоростью 80 километров в час, а то и быстрее. Лучше бы власти, вместо того чтобы закручивать гайки, повышали качество дорог, делая их безопасными и удобными как для водителей, так и для пешеходов.