Украина

Культурный подход к делу: как Моцарт помогает строить устойчивый бизнес (фото)

12:10 — 7 сентября 2017 eye 478

Что такое бизнес? «Это гонка за прибылью», — скажете вы, но такой ответ будет неполным. Да, бизнес — это постоянная забота о деньгах, о борьбе за рынок и о стремлении покорять все новые и новые вершины. Но залог устойчивого бизнеса — это творческий подход и инновации, которые в том числе подталкивают культуру вперед. В отдельных случаях бизнес напрямую способствует культурному развитию страны.

Работа на будущее

Бюджетное финансирование социальных и культурных проектов в Украине происходит по остаточному принципу. Особенно остро недостаток средств чувствуется в провинции, вдали от крупных городов, где из культурных мероприятий часто доступны разве что концерты поп-звезд. Театры и концертные залы, если они вообще есть, живут преимущественно на пожертвования спонсоров и меценатов. Похожая ситуация со детскими школами искусств и спортивными организациями. Сегодня только частное и корпоративное меценатство создают в Украине условия для стабильной работы объектов социально-культурной инфраструктуры и для развития молодых талантов, живущих в регионах.

Фестиваль высочайшего ранга

Кто бы не хотел побывать на родине Моцарта в Зальцбурге, на знаменитом Зальцбургском фестивале, который ведет свою историю с 1920 года. Здесь после Первой мировой войны сила музыки и искусства примирила народы и спасла мир, как говорила музыкальный менеджер и нынешний президент фестиваля Хельга Рабл-Штадлер в интервью швейцарской газете Neue Zurich Zeitung.


*Президент фестиваля, Дан Бронштейн и участники с Украины, Македонии и Гватемалы

Сегодня это ежегодное культурное событие мирового уровня, которое проходит ежегодно и длится около полутора месяцев. Концерты, спектакли и другие мероприятия проходят на пятнадцати площадках, среди которых как театральные сцены, так и концертные залы. Фестиваль ежегодно посещают больше 200 тысяч человек. Для юных и начинающих театральных деятелей организаторы разработали специальную программу, в рамках которой престижно не только стать непосредственным участником, но и оказать финансовую поддержку молодым талантам. Среди генеральных спонсоров фестиваля — такие всемирно известные компании как Nestlé, Audi, Siemens, Roche и другие.

Побывать на Зальцбургском фестивале — большая удача. Участники говорят, что здесь можно как почувствовать и понять, в каком направлении стоит развивать свое творчество, так и просто вырасти как творческая личность.

Металлургия и Моцарт

В этом году спонсором открывающей фестиваль постановки «Милосердие Тита» («La Clemenza di Tito») Вольфганга Амадея Моцарта стала международная инвестиционная группа Solway, имеющая горнорудные активы по всему миру. В частности, в Украине Solway принадлежит Побужский ферроникелевый комбинат.

«Милосердие» — опера о всепрощении. Сострадание, примирение — это важнейшие мысли и этой оперы, и нашего времени", — говорит интендант Зальцбургского фестиваля Маркус Хинтерхойзер. Он же пригласил для постановки Моцарта Теодора Курентзиса — известного дирижёра, музыканта и актёра, который обеспечил традиционной опере новое прочтение.

Из Побугского в Зальцбург

Участие Solway Investment Group в работе Зальцбургского фестиваля не ограничилось финансовой поддержкой оперы-открытия. В октябре прошлого года в Гватемале, Македонии и Украине стартовала программа Solway Music Fellowship для творчески одаренных детей в населенных пунктах, где расположены предприятия финансовой группы. Заявки на участие в программе подали 148 девушек и юношей в возрасте от 13 до 17 лет. 36 из них прошли отбор и восемь месяцев изучали английский язык, после чего каждый из них готовил англоязычную видео-презентацию собственного творчества. В итоге шесть финалистов получили стипендию от Solwayи смогли принять участие в работе Международного оперного лагеря для детей и молодежи в Зальцбурге.

Инициаторы программы не скрывают, что сверхзадача программы Solway Music Fellowship была значительно шире и глубже, чем просто поощрение талантливой молодежи. Речь идет о новых возможностях. Финалистов помещают в международную творческую среду, им показывают, как живут сверстники в других странах и, конечно же, помогают овладеть английским языком, который поможет им развиваться и совершенствоваться и дальше. Программа работает во всех странах, где есть производство Solway.

«Если дети решат связать свои карьеры с предприятиями группы Solway, английский язык пригодится и здесь, — говорят в компании. —  Solway— это международная компания, и мы заинтересованы в том, чтобы сотрудники компании могли ротироваться между предприятиями, обмениваясь опытом. Это возможно только в том случае, если они владеют навыками международного общения».

Бизнес возрождает и выигрывает

Сотрудничество Solway и фестиваля — это выразительная иллюстрация концепции корпоративной социальной ответственности. Компания не только максимально увеличивает прибыль для своих акционеров, но и инвестирует в будущее, помогает всестороннему развитию семей своих сотрудников. Финансовая поддержка фестивальных постановок в Зальцбурге — важный шаг, но приоритетное направление — это поддержка юных талантов из глубинки, где размещены производственные мощности компании.

Например, таких талантливых музыкантов как жители поселка городского типа Побугское Кировоградской области Карины Циповяз и Влада Бондаренко. Этим летом при поддержке компании они представляли Украину в Международном оперном лагере для детей и молодежи в Зальцбурге. Лагерь — часть молодежной программы Зальцбургского фестиваля. В этом году в замке Аренберг, где проходил лагерь, разместились 36 участников со всего мира. Карина мастерски играет на бандуре и фортепиано, а Владислав пишет песни и виртуозно играет на нескольких музыкальных инструментах. Оба получили эти путевки благодаря программе, организованной Solway.

Во время работы лагеря наши соотечественники провели неделю в одном из самых живописных замков западной Австрии, побывали на репетициях и за кулисами концертного зала «DasGroßes Festspielhaus» (Большой дом фестивалей), общались с известными музыкантами. Ключевой задачей участников лагеря стала работа над собственной оригинальной версией оперы «Воццек». Подростки ставили ее под чутким руководством всемирно известных преподавателей по вокалу и музыке, специалистов по костюмам и сценическому дизайну.

«В Зальцбурге я впервые попробовала себя в большой опере. Чувства после прослушивания и просмотра переполняли меня, было очень интересно. Поездка подарила мне новых друзей и хорошие воспоминания. И, конечно, то ради чего мы с Владиславом и поехали в этот лагерь, — это наша собственная опера, а точнее новый вариант прочтения оперы „Воццек“. Мне кажется, что с помощью прекрасных учителей у нас всё хорошо получилось, наша постановка понравилась публике», — рассказывает Карина Циповяз.

С окраин в эпицентр культурной жизни

Председатель правления Solway Investment Group Дан Бронштейн подчеркнул, что «участники программы Solway Music Fellowship приехали в Зальцбург из тех мест, где возможностей посетить классическую оперу или качественный концерт очень мало. Поэтому своей задачей в компании считают не просто приобщить молодых людей к искусству, а показать им лучшее».

В Побугском, откуда родом Карина и Владислав, и где работает предприятие Solway, компания поддерживает Дом культуры. Инвестиции в образование и культуру — залог творческого развития талантливых людей, и многие выходцы из коллективов этого ДК уже сделали себе имя, а одна из выпускниц даже выступает в Коннектикут Опера. Возможно, участие в Зальцбургском фестивале станет началом музыкальной карьеры и для этих двух молодых людей.

«Девиз нашей компании — „Challenge, Transform, Deliver“ („Принимай вызов, трансформируй и отвечай за результат“). И политика компании, направленная на повышение роли человеческого капитала в эффективности производства — это именно своеобразная модернизация, необходимая нашему обществу, — уточняет Бронштейн. — И тут за результат можно быть спокойным».