Украинскую водку ценили всегда. Ее подавали к столам царей, графов и других великих мира сего
Этот мой экскурс в историю начался в супермаркете. Выбирая продукты для праздничного застолья, я встретил старого приятеля, с которым учился в пединституте. Разговорились. Оказалось, что он преподает историю в вузе и как раз сейчас собирает материал для диссертации.
— А какая тема? — поинтересовался я.
— А вот эта, — улыбнулся Александр, показывая на прилавок с водкой. — История украинской горилки
— Как знаток, может, объяснишь мне, что значит эта надпись — Nemiroff? — спросил я, показывая на бутылку «Немировской». — Кто такой был Немиров?
— Да это не фамилия, а город в Винницкой области, — ответил Саша. — Кстати, я скоро собираюсь туда поехать. Предлагаю съездить вместе.
Немиров. Ах как сладок воздух провинции! Чисто, тихо. Здесь живет всего около 12 тысяч человек. Но история этого городка покруче, чем у некоторых столиц. К тому же когда-то тут была резиденция шести гетманов. А Юрий Хмельницкий вовсе сделал Немиров гетманской столицей.
- Скажи, классно?! Это тебе не в Киеве дым глотать! — Саша довольно улыбался, втягивая полной грудью немировский воздух. — Кстати, Немиров является одним из самых экологически чистых регионов страны. Его еще называют «край тысячи озер». Так что тут не только воздух, но и вода чистейшая
- А как насчет обещанных достопримечательностей? Мы же сюда не воздухом дышать приехали
- Главная достопримечательность тут, конечно, местный ликеро-водочный завод. И история городка закручена вокруг него. Вообще, первая винокурня была основана в Немирове еще в XIX веке. В 1872 году тогдашний владелец здешних земель граф Григорий Строганов основал на ее месте винокуренный завод. Через несколько лет дело отца продолжила его дочь Мария (по мужу княгиня Щербатова). И к началу XX века завод в Немирове уже производил более пяти тысяч пол-литровых бутылок спирта в сутки.
Пока Александр рассказывал, мы по тихим улочкам дошли до дворца Щербатовых. Сейчас в нем находится санаторий «Авангард». Вокруг — живописный парк с озером. Как сказал бы Иван Васильевич, менявший профессию: «Лепота!»
- Мария Щербатова в конце XIX века приказала разобрать старую резиденцию и на ее месте возвела дворец, — рассказывает мой друг и по совместительству гид. — Редкий случай: здесь сохранились многие предметы старинного интерьера.
Действительно, при входе висит портрет графини, есть картинная галерея, старинная мебель
- В 1894 году в Немиров был приглашен модный тогда чешский архитектор Иржи Стрибол, — еще одну интересную историческую деталь рассказал нам сотрудник санатория. — По его проектам были построены спиртзавод, электростанция, крытый рынок. И, конечно, наш знаменитый дворец. Его возводили очень долго — с 1894 по 1917 годы. Ну а потом началась октябрьская революция, и в 1920-м княгиню расстреляли вместе с дочерью Александрой. Кстати, немногим известно, что Мария Щербатова была сватьей Петра Столыпина: ее сын Владимир был женат на одной из дочерей Петра Аркадьевича, Елене.
Пока мы ехали в такси по асфальтированной дороге в неизвестное мне село под Немировом, я слушал рассказ друга:
- Долгое время этот живописный городок был имением известного рода Потоцких. Граф Болеслав Потоцкий славился своей меценатской деятельностью. В Немирове он финансировал содержание сиротского дома и богадельни, больницы для местных жителей, гимназии Ну а уже известная тебе Мария Щербатова — внучка графа Потоцкого, гофмейстера Высочайшего Двора.
Мы проехали указатель «с. Печера». Именно здесь находится уникальный мавзолей Потоцких. Он расположен в большом парке санатория. Усыпальница графов Потоцких, построенная в неороманском стиле по проекту великого архитектора Городецкого, представляет собой внушительное и изящное здание в форме костела.
- Городецкий мастерски сочетал архитектурные стили прошлого с новейшими материалами, — рассказывает нам местный житель Александр, работающий в костеле (мавзолей сейчас используют именно как костел). — Многое везли из-за границы. Первоклассная черепица, разноцветные стеклоблоки «Фальконьер», тяжелые двери на стилизованных петлях, даже шляпки гвоздей — узорчатые. А еще внимательный посетитель обнаружит в декоре маленький «автограф» Городецкого — цементную горгулью. Мавзолей в Печере — одно из лучших творений великого архитектора
- Да уж, род создателей немировской водки действительно крут, — заметил я.
- Кстати, ты знаешь, как звучит девиз семьи Потоцких-Строгановых? «Стране принесу богатство, себе — имя». И своим уникальным производством спирта, и эталоном качества продукции они прославили Немиров во всем мире!
Уже вернувшись домой, я решил покопаться в истории Немирова. Пообщался с историками, почитал литературу. Особенно мне было интересно узнать, как слабой женщине удалось развить этот совсем не женский бизнес в конце XIX века, когда конкуренция на водочном рынке была еще похлеще современной.
Первое письменное упоминание о немировской «водке-шипучке» датируется еще 1752 годом. И немудрено, ведь здесь, на Подолье, в то время каждый помещик изготавливал для домашнего потребления собственные водки и наливки. И какие! Их названия соответствовали всем буквам алфавита — от анисовой, березовой, вишневой, грушевой и до яичной.
Как же Щербатова смогла не только удержать свой завод на плаву, но и сделать его одним из самых известных в России и за рубежом? Ответ на этот вопрос дает известный исследователь водки, кандидат исторических наук В. Похлебкин:
«Благодаря неизменно стабильному качеству спирта, который в XIX веке делали только из лучшего зерна, продукция Немировского спиртзавода была известна далеко за пределами края. Она поставлялась в Одессу и Каменец-Подольский, а уж оттуда — за границы Российской империи. Постепенно производство спирта стало одной из главных статей дохода семьи Строгановых-Щербатовых
В то время наиболее почетным и выгодным для частных винокуренных заводов считалось получить контракт на поставки спирта на государственные водочные заводы, что было непросто. Рынок заполонил дешевый зарубежный спирт, производимый из картофельного сырья. В погоне за легкой прибылью часть винокурен, расположенных на западе России, также стали использовать дешевое сырье для производства спирта. Однако княгиня Мария Щербатова не пошла на компромисс и приказала продолжать выпускать в Немирове пусть и более дорогой, но несоизмеримо более высококачественный зерновой спирт. Как оказалось, это было стратегически правильное решение.
На рубеже веков Россия переживала бум промышленных и сельскохозяйственных выставок и ярмарок. Наиболее известные Всероссийские художественно-промышленные выставки поочередно проходили в Санкт-Петербурге и Москве. Большой популярностью пользовалась также Всероссийская ярмарка в Нижнем Новгороде. И неизменно спирт из Немирова получал на всех этих выставках высшие оценки специалистов.
Именно устойчивая репутация производителя высококачественного продукта позволила княгине Щербатовой заключить долгосрочные договоры на поставку спирта на казенные водочные заводы в Санкт-Петербург и Москву».
Кстати, доходы, полученные от работы своего спиртзавода, графиня Щербатова направляла на благотворительность. На них в Немирове были вымощены улицы, построена бесплатная больница для бедных, содержались гимназия и монастырская школа для девочек. Благотворительная деятельность княгини не ограничивалась одним городом: она принимала активное участие в финансировании строительства Киевского политехнического института, выделяла деньги, на которые способные дети немировцев обучались в Одессе, Киеве, Москве и Петербурге.
Свою славу производителя качественного алкоголя винокуренный завод, некогда принадлежавший Строгановым-Щербатовым, сохранил и в советские времена. Несмотря на то что тогда все ликеро-водочные заводы выпускали водки с одними и теми же названиями: «Русская», «Московская», «Пшеничная» и так далее, многие почитатели алкоголя искали продукцию именно НЛВЗ — Немировского ликеро-водочного завода.
Винницкий край, в котором находится и Немиров, издревле считался «житницей» алкогольных напитков.
- Одна из основных версий происхождения названия города Винница связана с алкоголем, — говорит кандидат филологических наук Владимир Куриленко. — «Винницей» раньше называли вместилище для различных винных (алкогольных) напитков: вина, хмельного меда, пива, наливки А еще «винницей» на Подолье называли винокурни, где непосредственно изготавливались напитки.