В интервью «ФАКТАМ» супруга кандидата в президенты Арсения Яценюка рассказала, как их семья готовится к новогодне-рождественским праздникам
О жене народного депутата Украины, лидера «Фронта перемен» Арсения Яценюка Терезии широкой общественности известно немногое. Что родилась в профессорской семье, киевлянка, что мать двоих дочерей, десяти и пяти лет, — вот, пожалуй, и все, что о ней знают. Между тем Терезии Викторовне есть что рассказать и о себе самой, и о своем муже.
Делать прогнозы и говорить о политике потенциальная первая леди категорически отказывается. При этом — очень проста в общении и не страдает «звездной болезнью». Корреспондент «ФАКТОВ» встретилась с Терезией Викторовной в канун Дня святого Николая. Поэтому начинаем наш разговор с вопроса о подготовке к зимним праздникам.
- Терезия Викторовна, в вашей семье принято отмечать такие праздники, как День святого Николая, Рождество?
- Конечно. Обычно на Святого Николая дети сами заказывают подарки. Младшая София очень любит играть в куклы и ждет от Николая куклу. Кристина надеется получить в подарок новые книги и фильмы.
- А какие планы на Новый год? Уже решили, где будете отмечать праздники?
- Под Киевом, на даче. Это семейный праздник, и мы чаще всего празднуем его там с близкими друзьями. Ставим живую елку, точнее — сосну: она дольше стоит. Украшаем дом, моя приятельница-дизайнер всегда нам в этом помогает. А вот новогодние костюмы детям неизменно шью сама. София в этом году будет русалкой. Я ей придумала довольно сложный костюм, буду шить целый день, и дай Бог за один день справиться: нужно обшить русалочью «кожу» большими золотистыми пайетками. С девочками вместе делаем игрушки, вырезаем снежинки, которые они клеят на окна.
- А кто вам помогает накрывать праздничный стол?
- Новогодним столом занимаюсь тоже сама. Стою у плиты, как правило, два дня, потому что готовлю очень много и при этом стараюсь чем-то свою семью удивить. Ищу новые рецепты; у меня миллион кулинарных книг. Пытаюсь не повторяться. Но новогоднюю утку с кислыми яблоками из года в год готовлю по старому маминому рецепту: каждые десять минут, пока она в духовке, поливаю ее фрешем из тех же кислых яблок и жиром, который «отдает» сама утка.
А вот на Рождество, если у мужа получается по работе, вместе с моими родителями едем в Черновцы. Я очень люблю ездить к свекрови. Она — замечательный человек. Как и моя мама, необыкновенно тепло нас встречает и всегда ждет. Кристинка уже учит колядки, чтобы, как положено, отмечать праздник у бабушки. В этом году колядовать с ней впервые пойдет и Софийка.
- Кем вы чаще себя ощущаете — домохозяйкой и матерью семейства или бизнес-леди?
- Знаете, стараюсь успеть все: и уделить внимание детям, и на работу, и в супермаркет за продуктами. Да и себя привести в порядок тоже надо Занятость — это вообще наша семейная черта. София, помимо детского сада, ходит еще на плавание, эстетическую гимнастику и уже начала изучать английский. Кристина — в четвертом классе обычной районной школы, но с углубленным изучением английского. Кроме уроков, у нее еще музыкальная школа, плавание и танцы. А я занимаюсь благотворительностью в Фонде «Open Ukraine». Официально я считаюсь главой наблюдательного совета, а реально выполняю абсолютно все то, что делают и сотрудники фонда.
- Расскажите хоть вкратце о деятельности вашего фонда.
- Если совсем коротко, у него пять основных направлений: «Международный диалог», «Миграция сегодня», «Культурные горизонты», «Украинцы за рубежом» и «Молодые лидеры». О каждом из них я могу рассказывать много и долго, у нас там столько программ, столько интересных проектов В кризис с благотворительностью, конечно, сложно. Но — останавливаться нельзя. Ни в коем случае! Сейчас начинаем пилотный проект по помощи детям трудовых мигрантов, живущих в Украине. Ведь эти дети остаются с бабушками, дедушками, просто соседями. В прошлом году фонд подключился к финансированию издания сборника «Дети мигрантов о себе», в котором ребята описывают свои чувства от разлуки с родителями. И это окончательно нас убедило: необходим системный подход к социальной адаптации этих семей
- Есть еще проекты, от которых фонд не откажется ни при каких условиях?
- Как бы ни складывались обстоятельства, не намерены приостанавливать культурные программы. Мы переводим произведения украинских авторов на иностранные языки, помогаем людям искусства популяризировать нашу страну за рубежом. Например, киевский модерн-балет, в этом году принимавший участие в московском фестивале «Золотая маска», вызвал восторг у российской и зарубежной публики. Это был просто прорыв — настолько всех восхитили танцы, стиль! Слава Богу, что благодаря фонду я могу хоть немного помогать талантливым, творческим людям
- Кстати, по профессии вы
- библиограф научно-технической литературы и литературовед. Закончила Киевский институт культуры. Училась заочно: очень хотелось работать и зарабатывать. Причем работала на двух-трех работах, поэтому была финансово совершенно независима от родителей.
- На что потратили первую зарплату, помните?
- Костюм маме купила. Когда была маленькой, говорила: мама, я вырасту — сразу пойду работать и куплю тебе очень красивое платье. То же самое сейчас слышу и от своей младшей дочки. А вообще, я и раньше всегда любила, и сейчас люблю делать своим близким подарки.
- А что дарите друг другу? Предпочитаете романтические или полезные подарки?
- Приятные! Мы любим преподносить друг другу что-то необычное, чтобы это было сюрпризом. Цена подарка при этом роли не играет. Арсений умеет преподносить очень красивые букеты, причем составляют их по его рекомендациям. Еще все в нашей семье любят и дарить, и получать книги. А девчонки всегда радуют нас своими поделками, рисунками. Я складываю рисунки, сохраняю на память. Кстати, нас с мужем они рисуют всегда вдвоем.
- Наслышана, что вы — театралка. Есть у вас любимая постановка на сцене киевских театров, которую вы бы с удовольствием посмотрели снова?
- Люблю комедию Театральной компании Бенюка и Хостикоева «Швейк». Она идет уже больше десяти лет. Прекрасный спектакль, прекрасная актерская игра. Очень нравился «Мастер и Маргарита», поставленный в театре имени Франко. В целом влюблена в украинский театр, музыку
- А сами вы на каких-нибудь музыкальных инструментах играете?
- На гитаре.
- Так захотелось родителям?
- Нет, мне самой. С пяти лет хотела заниматься в музыкальной школе. Хотя выбор в пользу гитары помог сделать папа. Я с ним всегда советовалась. Когда я была первоклассницей, к нам прямо в класс пришли педагоги из музыкальной школы и объявили: кто хочет у них учиться, пусть приходит на прослушивание. Я пошла, прослушали. Сказали, что «на гитару» берут только со второго класса, когда пальцы уже более или менее сформированы. И вот я ждала второго класса Родители узнали о том, что я хожу в музыкальную школу, только когда уже пришла квитанция об оплате. Мне нравилось там учиться. Мой преподаватель по специальности, Владимир Иванович, всегда оставлял 15 минут урока для разучивания популярных песен В детстве и юности меня вообще было трудно представить без гитары.
- И сейчас поете?
- Реже, но пою. Последний раз это было первого декабря, на папином дне рождения. Мы с ним поем на два голоса украинские песни. Люблю «Цвiте терен». Мы с мужем оба восхищаемся Софией Ротару. Я все ее песни пела, в особенности в детстве. Даже дочку в честь Ротару назвала Софией.
- В кредитном департаменте банка «Аваль». Мы оба там работали, только я пришла на год раньше, чем Арсений
- Чем он вам понравился?
- Наибольшее впечатление, конечно, произвели ум и чувство юмора. А вообще, сложно так вот, в двух словах, сказать. По-моему, все это происходит больше на уровне подсознания. Арсений крайне интересный человек. И очень надежный. Порядочный. Настоящий мужчина и должен быть таким. Он оптимист и старается оградить нас от всего негативного, умеет поддержать. Знаете, у женщин бывают моменты — случилось что-то, дети или родители заболели, — и кажется, что вообще ничего у тебя не получается. А Арсений умеет так настроить, что я понимаю: это — временные трудности и все будет хорошо. Во всяком случае, он никогда не показывает свою слабость или свое плохое настроение.
- Как дочери воспринимают, что их отец баллотируется в президенты?
- Я совершенно не погружаю их в этот процесс. Они знают, что папа — кандидат в президенты, что он ездит сейчас по Украине. Вообще, девочки очень гордятся отцом. Они видят, что папа — труженик, и это важно: мужчина должен быть таким. Когда Арсений дома, дочки просто «приклеиваются» к нему и сидят возле него весь вечер.
- Взгляды на воспитание детей у вас с мужем совпадают?
- Не во всем. Арсений настаивает, чтобы дети очень много внимания уделяли развитию, учебе, посещению каких-то студий, секций — с раннего утра до поздней ночи. А мне их жалко, поэтому я иногда спорю с ним: не заставляй, пусть немножко отдохнут или погуляют. Достаточно того, что к себе самим мы оба относимся очень требовательно: считаю, именно это и есть лучший пример для детей. Особенно требователен к себе Арсений, и при этом других людей он воспринимает такими, какие они есть, умеет восхищаться ими. Мне кажется, это очень редкое и ценное качество.
- А вы кем-то восхищаетесь? Признайтесь, какие примеры для подражания себе избирали?
- Всю жизнь искренне восхищаюсь подвижничеством матери Терезы, много рассказываю о ней своим девочкам. Я часто вспоминаю слова матери Терезы: «Если ты добр, люди будут обвинять тебя, что под маской добра ты скрываешь корысть. Но все равно оставайся добрым».
- Вы и добры, и бескорыстны, и успешны, и счастливы, и при всем том еще и прекрасно выглядите. Поделитесь с читательницами «ФАКТОВ» своими женскими «секретами»: в какие салоны красоты ходите и где предпочитаете делать шопинг?
- Хорошо выгляжу потому, что слежу за собой. Пока был один ребенок — ходила в спортзал. С двумя времени стало меньше, поэтому поддерживаю себя в форме благодаря регулярной утренней пробежке и зарядке. Конечно, я обращаюсь и к специалистам, но нечасто. Дома делаю себе маски — и профессиональные, и по народным рецептам, например из базарного творога и сметаны. Что же касается одежды, то, на мой взгляд, стоит не столько стремиться следовать за модой, сколько — найти свой стиль. А это значит — чтобы вещь была интересной и чтобы тебе в ней было комфортно. В советское время купить такую одежду было практически невозможно. Поэтому с третьего класса я начала себе шить сама. Причем на самой простенькой швейной машинке, и какие-то сложные строчки приходилось делать вручную. Шила себе до конца 1990-х, и шила абсолютно все — от юбок до пальто и курток. Сейчас, конечно, уже шью мало и редко: нет времени. А одеваюсь у подруги-дизайнера Светланы Морозовой, у нее своя студия. Так что на шопинг много времени не трачу.
- Терезия Викторовна, вы на редкость позитивный человек. Уж простите за прямоту, но комфортно ли вам жить в нынешнем политикуме?
- А я в нем не живу. Живу я с теми, кто мне дорог. Знаете, на самом деле человеку для счастья нужно не много: здоровье, хорошая семья, добрые друзья, любимая работа. Если бы большинство политиков расценивали жизнь именно с таких позиций — все бы у нас в Украине шло нормально, и не было бы такого числа проблем в стране.