О реорганизации компании в ближайшие пять лет «ФАКТАМ» рассказал исполняющий обязанности главы «Укрзалізниці»
За чуть более чем месяц работы новый временно исполняющий обязанности главы «Укрзалізниці» представил пятилетнюю стратегию развития — реорганизацию неповоротливой бюрократической машины советского образца в современную европейскую компанию. Эти планы не появились из ничего, ведь после опыта работы в Международной торговой палате, а также сотрудничества с мировыми гигантами Google и Motorola в 2015 году топ-менеджер с двумя высшими образованиями Евгений Кравцов пришел работать в «Укрзалізницю». У него было достаточно информации, чтобы понять всю запущенность ситуации, слабые стороны корпорации и ее проблемы, но только после назначения он получил реальные рычаги управления и возможность показать результат. Какими методами в компании будут бороться с коррупцией, как намерены решать проблемы с изношенными вагонами и улучшать качество услуг, мы поговорили с исполняющим обязанности главы государственной компании ПАО «Укрзалізниця» Евгением Кравцовым.
— Евгений Павлович, на днях на взятке в 70 тысяч долларов задержали первого заместителя начальника одного из департаментов «Укрзалізниці» Вахтанга Джакели. Как вы можете это прокомментировать?
— Борьба с коррупцией — это острая проблема, требующая оперативного решения и взаимодействия как уполномоченных компетентных структур, так и каждого из нас.
Это задержание — показатель того, что новое руководство «Укрзалізниці» объявило о неприемлемости коррупции в любых ее проявлениях. Для нас нет разницы, какую должность занимает чиновник, будь то обычный служащий или глава департамента. Независимо от должности коррупционер должен быть уволен, а его дело передано в правоохранительные органы. С этого момента в компании неприкосновенных нет.
Хочу отметить, что это первый случай в истории «Укрзалізниці», когда коррупционер был задержан на взятке внутри компании Cлужбой безопасности Украины при содействии нашего департамента безопасности и руководства компании.
Мы обновили состав департамента безопасности «Укрзалізниці» и очень быстро увидели результат. В сжатые сроки новые сотрудники департамента смогли вычислить коррупционера и с помощью правоохранительных органов провести задержание взяточника.
— Какие конкретные шаги по борьбе с коррупцией и воровством вы намерены внедрять?
— В ближайшее время будет сформирован полноценный compliance office — система предупреждения коррупционных рисков. Ее цель — не просто выявить злоупотребления в «Укрзалізниці», но и полностью исключить коррупционные проявления с помощью правильного построения функционирования компании. Это, конечно, касается и прозрачности процедур закупок.
Также я активно поддерживаю горячую линию «Стоп коррупция». Это позволяет быть в курсе жалоб, знать, какое подразделение на самом деле является наиболее проблемным. Ведь иногда отчеты не соответствуют действительности.
Поэтому призываю всех пользователей услуг железной дороги не быть равнодушными и сообщать о случаях коррупционных проявлений на горячую линию. С коррупцией необходимо не просто бороться. Ведь точечная борьба с коррупцией — это лечение симптомов. Аресты и задержания необходимы, но это только часть системной работы и само по себе сути дела не изменит. Если мы хотим искоренить коррупцию, а мы этого хотим, то необходимо полностью менять систему работы компании, и в этом нам помогает опыт мировых компаний.
Ведь коррупционные схемы вырабатывались десятилетиями, а старые чиновники, вместо того чтобы бороться с коррупционными схемами, наоборот, сами их организовывали и укрепляли. Любую систему, которую строили десятилетиями, невозможно изменить за день или два. Это популизм. Настоящие устойчивые изменения возможны только эволюционным путем. Это как в известной поговорке: слона можно съесть, разрезав его на мелкие кусочки и растянув эту процедуру во времени. Так и мы частями, постепенно начинаем системные изменения, поэтому и планируем действия на год, два, пять.
Мы открываем двери нашей компании для молодых украинских специалистов, это тоже составляющая наших планов по борьбе с коррупцией. Раньше это были только кум, брат, сват. Но мы работаем над тем, чтобы молодые, талантливые и амбициозные люди могли реализовать свой потенциал здесь. Изменяя саму систему работы компании, нанимая новых людей, сотрудничая с правоохранителями и подключая международные аудиторские компании, такие как Ernst&Young, мы сможем предоставить людям не все сразу, но первые ощутимые результаты появятся уже в ближайшее время.
— Теперь поговорим о самом наболевшем — о качестве услуг в поездах. Грязные уборные, влажные постели, окна не открываются — все эти неудобства можно перечислять до бесконечности. Как вы сами оцениваете текущее состояние качества услуг в поездах?
— К сожалению, реальность такова, что состояние материально-технической базы плачевное. И все эти проблемы с постелью, окнами, обогревом и кондиционированием есть. В первую очередь от коррупции и воровства страдают пользователи услуг железной дороги, пассажиры. В «Укрзалізниці» всегда были жалобы на качество обслуживания и перманентные коррупционные скандалы. Я еще раз повторю, что не обещаю никому быстрых и легких результатов. Такое могут делать только дилетанты либо аферисты. Ничего стоящее легко не достигается. Нас ждет огромный кусок работы.
Стоит еще раз отметить, что проблема системная и быстро ее решить не получиться. Однако есть проблемы, которые можно устранить уже сегодня. Это антисанитария. Чистота и гигиена пассажирских вагонов «Укрзалізниці» должны соответствовать европейским стандартам, ведь даже новые технически исправные вагоны приходят в ужасное состояние за довольно короткий срок. Я намерен лично контролировать этот вопрос и призвал общественность и СМИ присоединиться к контролю санитарного состояния вагонов. Если вы видите нарушения, какое-то безобразие, не стесняйтесь связываться с нами, можете писать нам на «Фейсбук», присылайте фотографии. Любое обращение поможет нам улучшить качество предоставляемых услуг. Мы действительно стремимся к тому, чтобы показать ощутимый результат.
В октябре этого года мы планируем закупить 18 новых вагонов и провести капитальный ремонт 26 старых, а также приобрести 110 тысяч комплектов постельного белья.
*Евгений Кравцов вместе с пассажирами проинспектировал модернизированный поезд пригородного сообщения Фастов — Ворожба
В данный момент мы работаем над программой внедрения единого стандарта качества услуг перевозки. Это значит, что независимо от поезда, в котором вы едете, и независимо от класса качество услуг будет на высоком уровне. Несмотря на то что «Укрзалізниця» — монополист на рынке, нам важно мнение каждого, мы боремся за каждого нашего клиента. Для меня лично огромный пример — немецкая железная дорога Deutsche Bahn. Это тоже государственная компания, они тоже монополисты на рынке, но предоставляемые ими услуги высочайшего уровня. Нам есть с кого брать пример, и мы работаем над этим. А относительно скептиков хочу сказать: негативные мнения и отзывы будут и дальше, потому что придраться всегда к чему-то можно. Я не боюсь этого, а позитивно воспринимаю конструктивную критику, которая поможет улучшить результаты нашей работы.
— Когда же украинцы будут ездить на современных поездах, не считая «Хюндаи»?
— В течение 2017—2021 годов почти 50 процентов вагонов должны либо пройти полную модернизацию, либо быть заменены на новые. Это означает, что за пять лет каждый второй вагон будет обновлен.
Мы намерены в течение пяти лет привлечь капитальные инвестиции в размере 34 миллиардов гривен в сектор пассажирских перевозок. Эти инвестиции пойдут на приобретение новых пассажирских вагонов, более 400 единиц, на электро- и дизель-поезда, а также на модернизацию и ремонт подвижного состава. Важным приоритетом в пассажирских перевозках для нас является и развитие скоростного движения.
Скоростные поезда уже показали пример, как должна работать железная дорога. Если вспомнить первые потуги запуска, как все смеялись над «Хюндаями»: частые поломки, постоянные резонансы в СМИ, множественные негативные отзывы в соцсетях и тому подобное. А сейчас это все в прошлом, скоростные поезда работают, мы расширяем маршруты, люди привыкли к такому удобному транспорту.
Если сейчас дневным скоростным движением пользуются 25—30 процентов пассажиров, то к 2021 году мы намерены увеличить этот показатель до 45—50 процентов.
— Бывший руководитель «Укрзалізниці» Войцех Балчун был замечен в конфликтах, в частности с Мининфраструктуры. Какие у вас отношения с главой министерства?
— Я не хотел бы обсуждать предыдущего руководителя, а хотел бы сконцентрироваться на своей работе. Что касается меня, то не вижу причин для конфликтов с профильным министром. Когда у нас возникают спорные моменты, мы обсуждаем их и достигаем консенсуса. К тому же, занимая должность заместителя Омеляна в Мининфраструктуры, я построил с ним нормальные профессиональные отношения.
Мы с командой не видим конструктива в публичных спорах на заседаниях Кабинета министров Украины или просто на людях. Любой вопрос можно решить путем обсуждения аргументов за и против и принятия наиболее оптимального решения.
— Неделю назад вы представили стратегию развития, так называемый step-plan «Укрзалізниці» на пять лет. Расскажите, какие цели перед собой ставите в развитии компании? Какой видите ее в 2021 году?
— Совершенно верно, 12 сентября вместе с участниками транспортного рынка по стратегии развития компании мы представили программу развития «Укрзалізниці» на 2017—2021 годы.
Среди главных стратегических целей, которые я как руководитель выделил, это реализация корпоративной реформы, повышение экономической эффективности компании: «Укрзалізниця» должна приносить прибыль, без вариантов. Я лично не допущу, чтобы главный железнодорожный монополист страны был убыточным. В этом контексте приоритетной целью является борьба с коррупцией, в скором времени мы проведем аудит компании. Этим займется всемирно известная компания Ernst & Young. Также среди стратегических целей, которые мы ставим перед собой, — обновление подвижного состава и улучшение качества услуг для пассажиров. Ведь вопрос безопасности перевозок является для нас первостепенным. Я неоднократно говорил и еще раз повторюсь: вагон, который не прошел технический осмотр, в рейс не выйдет.
И последнее, что я хочу добавить: впервые «Укрзалізниця» готова обсуждать финансовый план с бизнесом, а не только с властью. Мы об этом заявили во время презентации стратегии. Мы открыты для бизнеса в тех направлениях, где осуществляем модернизацию и капитальные инвестиции. Мы готовы совершенно открыто обсуждать наши расходы.
К 2021 году «Укрзалізниця» станет современной компанией европейского образца, ориентированной на своих клиентов.
— Известно, что вы приложили значительные усилия для начала корпоратизации «Укрзалізниці»? Что уже достигнуто в этом направлении?
— Седьмого сентября Национальная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины приняла решение о регистрации выпуска акций ПАО «Укрзалізниця». Это историческое событие для нашей компании. Развитие эффективной системы корпоративного управления, основанной на открытости, прозрачности и подотчетности, вводит четкое распределение по направлениям рынка и позволит установить персональную ответственность руководителей за конкретное направление деятельности.
Наконец, корпоратизация откроет двери для иностранных инвесторов, а это означает новые существенные возможности обновления подвижного состава и железнодорожной инфраструктуры, которые почувствуют на себе наши клиенты, пассажиры и грузоотправители. Начинается новый этап реформ компании.
С 15 сентября ОАО «Укрзалізниця» перевела из тестовой в опытную эксплуатацию автоматизированную систему по распределению пустых вагонов-зерновозов. Наши специалисты работают над тем, чтобы к концу 2017 года автоматизированно распределять парк полувагонов. Уже в ноябре мы запустим первую очередь. Таким образом, минимизируется человеческий фактор при распределении грузовых вагонов, а процесс станет более прозрачным и открытым. Опять-таки, это один из составляющих элементов в изменении всей системы работы предприятия.