На днях в стране запустили пилотный проект электронной системы здравоохранения eHealth (в переводе с английского — электронное здоровье), позволяющей пациентам заключить договоры с семейными врачами, терапевтами и педиатрами. Пока что система работает в тестовом режиме, однако уже с середины 2018 года она может стать обязательной для всех медучреждений в Украине.
«ФАКТЫ» поинтересовались у руководителя проекта «Поликлиника без очередей» Артура Вербы, как следует записываться на прием к специалисту и когда в поликлиниках появятся электронные карточки, в которых медики будут через Интернет выписывать рецепты.
— Для начала давайте выясним, что такое электронная система eHealth и зачем она нужна?
— Это многоуровневая система технологических решений в сфере здравоохранения, которая делает ее более эффективной. Она позволяет заводить электронные карточки пациентов, вносить в них лабораторные данные, там же врачи смогут выписывать рецепты. С помощью eHealth можно в любое время суток записаться на прием к врачу. Кроме того, для медиков становится доступной телемедицина. Далеко не во всех странах эта умная и сложная система уже запущена, а там, где она есть, постоянно обновляется и развивается.
— Кто разрабатывает и обслуживает эту систему в Украине? Она будет работать при Минздраве?
— Система создается при помощи различных участников — государства, бизнеса, медицинского сообщества.
Для начала решили запустить ту часть eHealth, которая обеспечит работу первичного звена — семейных врачей, педиатров и терапевтов. Когда планировали вводить принцип финансирования медотрасли «деньги идут за пациентом», поняли необходимость четкого учета. И создали реестры пациентов, докторов, лечебных учреждений, а также отдельный реестр договоров между пациентами и медиками. После внесения изменений в законодательство человек сможет выбирать семейного врача независимо от места жительства. Эта норма существует уже несколько лет, но на практике не работает. Когда за каждого пациента врач начнет получать от государства компенсацию, необходимо будет заключать договоры между медиками и пациентами.
На днях эти четыре реестра запустили в тестовом режиме на базе проектного офиса, принадлежащего украинским общественным организациям «Люди, живущие с ВИЧ» и Transparency International. Со временем готовые реестры передадут в Минздрав.
А сейчас их надо наполнить данными. К тому же информацию в реестрах требуется обновлять. Например, если человек решит сменить врача, ему надо перезаключить договор. Для того чтобы реестры начали полноценно функционировать, Минздрав обратился к бизнесу, в частности к нам. Мы умеем работать с большими потоками пациентов, знаем, как наладить работу электронной очереди в отдельно взятой поликлинике. Наши партнеры трудятся над другими направлениями в системе eHealth. Так, со временем появятся электронные карточки больных.
— «Поликлиника без очередей» — это всеукраинский проект?
— Да. Мы же частная компания, которая содействует Минздраву в рамках заполнения реестров.
— А какая для вас выгода от этого сотрудничества?
— Без такого сотрудничества мы не сможем корректно предоставлять услуги клиникам. Мы формируем базу данных и передаем ее в Министерство здравоохранения.
— В том числе и данные о диагнозе пациента?
— Нет, мы только заполняем реестры.
— Как в таком случае будет соблюдаться врачебная тайна?
— Медицинскую информацию не имеет права разглашать в первую очередь врач.
— Но если кому-то вздумается взломать систему и получить доступ к диагнозам пациентов или другим конфиденциальным данным?
— Эти данные передаются защищенным каналом через Интернет и хранятся на серверах, размещенных в Украине. Мы не работаем с медицинскими данными. С моей точки зрения, это намного надежнее, чем бумажные карточки, которые стоят на полках в регистратурах поликлиник. Любой желающий может, заплатив работнице медучреждения деньги, получить к ним доступ. С электронной системой это сделать намного сложнее. Безусловно, взломать можно все. Но, к примеру, те же банки, которые работают с не менее чувствительной информацией, уже давно перешли на электронную систему работы с клиентами.
Что касается медицинских данных, то в Украине этот вопрос, пожалуй, даже слишком зарегулирован. СБУ выдает так называемый сертификат комплексной защиты информации, которая не имеет права уходить за пределы клиники даже в электронном виде. Вот почему мы обязательно берем у пациентов согласие на использование их персональных данных. Это стандартная процедура.
— И вы же обеспечиваете безопасность информации о больных?
— В рамках нашей системы. То есть мы защищаем ту информацию, которая касается записи в электронную очередь. Соответственно, наши партнеры по eHealth, занимающиеся электронными карточками, должны будут обеспечить защиту медицинской информации о пациентах.
— В каких регионах уже работает eHealth? Есть ли какие-то промежуточные результаты?
— Система eHealth только начала действовать. А сервис электронной записи в поликлинику доступен с нынешнего лета в пяти регионах: в Киеве (четыре поликлиники), Днепре (три клиники), Житомире (четыре клиники), в Черкасской области, Тернополе и Николаеве — по одной поликлинике. Вскоре мы запустим проект в Одессе.
По последним данным, в Одессе за две недели 3,5 тысячи человек попали на прием к врачу через систему электронной записи. В целом за несколько месяцев работы мы увидели, что почти 35 процентов пациентов записываются к специалистам в Интернете. В самых продвинутых медучреждениях эта доля составляет от 80 до 90 процентов. Замечу, что около 40 процентов тех, кто воспользовался электронной очередью, вносили данные с помощью смартфонов.
Планируется, что с апреля следующего года система eHealth станет обязательной для всех поликлиник в стране. А пока медучреждения по желанию тренируются в тестовом режиме.
— Для того чтобы электронная система заработала, надо как минимум иметь в поликлиниках компьютеры. Их будут закупать централизованно за бюджетные средства, или все зависит от инициативы администрации каждого отдельного медучреждения?
— Для внедрения таких сложных систем, как, например, электронная карточка пациента, нужны большие ресурсы. По-хорошему, у каждого врача должен быть компьютер, подключенный к общей сети. А для записи в очередь достаточно установить один компьютер в регистратуре. Для работы в реестрах, чтобы зарегистрировать клинику и сотрудников, на начальном этапе тоже достаточно одного компьютера. А регистрация договоров между врачом и пациентом требует подключения той же регистратуры к Интернету.
Поликлиники по-разному решают проблему, где раздобыть компьютеры. Кто-то закупает через спецфонды, кому-то подарили ноутбуки благотворительные организации, некоторые обращаются с данным вопросом в местные советы. Но я не слышал, чтобы для централизованной закупки компьютеров для всех поликлиник страны выделялись деньги из госбюджета.
— А кто устанавливает программное обеспечение на эти компьютеры и обучает медработников ими пользоваться?
— Мы устанавливаем программы и даем азы компьютерной грамотности. Хотя этого явно недостаточно. Минздрав обещает подключиться и проводить тренинги для медперсонала.
— Кто будет вносить данные пациентов в реестры?
— Скорее всего, каждая клиника самостоятельно определит такого специалиста. Но мы стараемся, чтобы у пациента возможность записаться в электронную очередь была в полуавтоматическом режиме. Пока мы видим, что основная нагрузка ложится на регистратуру.
— Как записаться в электронную очередь в поликлинику?
— В идеале человек в любое время — будь то выходной или полночь — заходит на сайт newmedicine.com.ua, выбирает клинку, врача, дату, время и записывается. Потом он получает талон в виде sms-сообщения или письма на электронную почту и идет к специалисту. На этом же сайте указан номер телефона, где можно записаться на прием или проконсультироваться, как это сделать в Интернете. Если врач отменяет прием, пациент получит об этом уведомление. И наоборот: если вы отмените свой визит к врачу, доктор получит соответствующую информацию.
Еще один вариант записи: пациент приходит в клинику и записывается на прием через установленный возле регистратуры терминал самообслуживания. По сути, процедура такая же, как в Интернете. Либо можно позвонить в регистратуру и получить талон на прием через sms-сообщение или на электронную почту пациента. В любом случае в базе данных поликлиники уже будет зафиксирована запись и время приема.
— Пожилым людям сложно освоить премудрости новых технологий. Поэтому они упрямо сидят под кабинетами врачей, пропуская тех, кто заранее записался на прием через Интернет. Что посоветуете им?
— Они могут прийти в поликлинику и записаться в электронную очередь через регистратуру. В некоторых случаях врач прямо на приеме может заранее записать пациента к другому специалисту.
— Но такая регистрация обязательна? Живой очереди не будет вообще?
— Вне системы не должен пройти ни один человек. Это важно. Поскольку необходимо учитывать весь поток пациентов. Врач не имеет права принять больного без регистрации. К тому же люди, которые записаны на конкретное время, просто не пропустят того, кто хочет попасть к доктору по живой очереди. Постепенно граждане привыкнут к новым правилам. Тем более что они удобнее живой очереди.
— Представим ситуацию: пациент приходит, скажем, к терапевту, и доктор видит, что человек находится в предынфарктном состоянии, ему необходима срочная помощь. А у кардиолога прием расписан уже на две недели вперед…
— У медицинских работников в системе электронной очереди есть право записать пациента вне очереди. К тому же по общим правилам при острых состояниях пациента по «неотложке» или «скорой» могут отправить в профильное медучреждение прямо из поликлиники.
— А когда в поликлиниках появятся электронные карточки?
— Электронная карточка жестко регламентирована, поскольку в ней содержится медицинская информация. Программа технически сложная, и для ее внедрения потребуется немало денежных вложений.
— Сможет ли обычная районная поликлиника установить себе необходимое оборудование для электронных карточек?
— Со временем. Можно представить стоимость этого амбициозного проекта: программа для одного рабочего места, скажем, врача, стоит около 300 долларов. К тому же нужно сделать кабельную разводку по зданию, купить и подключить компьютеры, обучить персонал, настроить сервер. Но если соотносить затраты и пользу от их вложения, то, безусловно, это выгодно и необходимо внедрять. А с появлением электронных карточек врачи смогут выписывать электронные рецепты и вносить данные об анализах, что значительно упростит работу медикам. При этом пациент всегда сможет восстановить медицинские данные.