Житейские истории

Татьяна Веркалец: "Я не забираю у ученика шпаргалку, ведь во время ее написания ребенок лучше усваивает материал"

6:45 — 5 октября 2017 eye 4189

Финалист конкурса «Global Teacher Prize Ukraine 2017», учитель-новатор из Полтавского учебно-воспитательного комплекса № 16, преподающая историю, стала одним из пяти претендентов на звание лучшего педагога Украины и премию в 100 тысяч гривен

В 2014 году миллиардер Санни Варки из Объединенных Арабских Эмиратов учредил премию с призовым фондом 1 миллион долларов «Global Teacher Prize», которая с тех пор ежегодно вручается лучшему педагогу-новатору планеты — автору инновационной, эффективной, нестандартной методики обучения школьников. Национальные версии этой программы проходят в десятках стран по всему миру. 7 октября в Украине впервые будет названо имя лучшего педагога по этой версии. В пятерку финалистов конкурса «Global Teacher Prize Ukraine 2017», который проводился в три этапа, вошли Владислав Качур из Винницы (английский и немецкий языки), Виктория Биркович из Ужгорода (начальная школа), Наталья Гладких из Киева (предметы начальной и средней школы), Паул Пшеничка из Черновцов (физика и астрономия) и Татьяна Веркалец из Полтавы (история). Во время церемонии награждения победителей (она состоится в Национальном академическом драматическом театре имени Ивана Франко) жюри конкурса назовет имя победителя и вручит ему премию. Но пока интрига остается…

Корреспондент «ФАКТОВ» пообщалась с 37-летней Татьяной Веркалец, преподающей историю в Полтавском учебно-воспитательном комплексе № 16.

— Подать заявку на участие в престижном конкурсе я успела буквально в последние минуты, — улыбается Татьяна Ярославовна. — В тот день меня, как это часто бывает в ответственные моменты, подвела техника: не работал телефон, не могла выйти в Интернет, чтобы отправить документы. А одна только анкета состояла из 22 страниц печатного «вордовского» текста со ссылками на сайты, «Фейсбук» и другие источники, подтверждающие мои профессиональные достижения.

— Ого! Значит, есть что рассказать о себе. А если кратко?

— Мой педагогический стаж — 15 лет. В школу я пришла преподавать историю, будучи пятикурсницей Полтавского государственного педагогического университета. И еще полтора года продолжала учиться в магистратуре, кстати, уже как классный руководитель, имея 27-часовую нагрузку в неделю. На занятия в университете могла попасть раз в несколько дней, пропущенные темы сдавала индивидуально. Тем не менее оба диплома — и специалиста, и магистра — у меня красные.

Участвовать в различных конкурсах начала, как только почувствовала, что приобрела опыт, которым не стыдно поделиться с другими. Мои педагоги учили: «Не бойся показать себя». Среди основных достижений — победа в І этапе всеукраинского конкурса «Учитель года — 2008» и финальном этапе «Учитель года — 2016». Я возглавляю методическую творческую группу учебно-воспитательного комплекса, являюсь администратором сайта «Информационное пространство учителей истории города Полтавы» и членом оргкомитета по проведению городской олимпиады по истории, постоянным судьей областной интеллектуальной игры «Дебаты», депутатом Щербаневского сельского совета Полтавского района…

— Ничего себе!

— И всю эту деятельность нужно было представить в пятиминутном рассказе на первом этапе конкурса, — продолжает Татьяна Веркалец. — Изначально, надо заметить, на него было подано около двух тысяч заявок. Однако большинство претендентов жюри, находившееся в Киеве, Одессе и Харькове, отсеяло. В результате к конкурсу были допущены порядка 700 человек. Из них отобрали пятьдесят. А уже из этого числа была названа двадцатка полуфиналистов, куда вошла и я. Кстати, на каждом этапе состав членов жюри, среди которых были представители и Министерства образования, и общественного союза «Освитория», выступившего организатором масштабной акции, и студенты педагогических вузов, менялся. Новые судьи смотрели на претендентов непредубежденным взглядом, поэтому в их объективности не приходится сомневаться. И до последнего момента никто из конкурсантов не знал, проходит он дальше или остается «за бортом».

— Вы были уверены, что дойдете до финала?

— А зачем тогда принимать участие в таком грандиозном проекте, если не мечтаешь победить? Хотя, как любой здравомыслящий человек, в какие-то моменты сомневалась в собственных возможностях. Ибо каждый претендент на звание лучшего учителя Украины был этого достоин. У нас ведь столько талантливых педагогов! Если бы собрать их в одной школе, это была бы бомба!

— Но что именно вам помогло обойти многих конкурентов?

— На первом этапе — музыкальный любительский фильм, снятый на камеру обычного айфона, под названием «Один день из жизни учителя Татьяны Веркалец», в котором участвовали маленькая дочь и ученики. В нем сжато, с юмором показан мой обычный рабочий день: я ведь не только провожу уроки, но и слежу за тем, чтобы каждый ребенок съел свою порцию в столовой, чтобы вышел из школы в шапке, когда на улице холодно. Танцую и пою вместе с детьми, ищу для них интересные задания, занимаюсь в библиотеке… Ролик был создан с первого дубля. Такого оригинального представления не было ни у кого.

— Что больше всего запомнилось из трех дней, проведенных в Одессе, пока длился полуфинальный этап конкурса?

— Танцы на пляже «Ланжерон» в одинаковых белых майках под руководством Майкла, учителя хореографии из Кении, входящего в десятку лучших педагогов мира. Отдыхающие, возможно, думали, что мы из какой-то секты… Здесь же, разбившись на группы, мы проводили социологический опрос среди пляжников, в частности, на тему «Что может дать современная школа ученикам?» И знаете, наши рекомендации, выработанные на основе полученных ответов, очень заинтересовали заместителя министра образования Павла Хобзея. Он вступал в дискуссию, что-то записывал.

Интересно прошли интегрированные уроки в Усатовском учебно-воспитательном комплексе под Одессой. В моей группе оказались учителя английского языка, информатики, математики и дефектолог. На подготовку к уроку на тему «Технология big data» (то есть проблемы обработки и хранения больших объемов информации) организаторы конкурса дали час. Нам с коллегами удалось донести десятиклассникам главный посыл занятия: несмотря на все большую зависимость человека от техники и массивный поток информации, его мозг в состоянии оперативно усваивать достаточное количество нового материла, а затем использовать знание на практике. При этом каждый из нас использовал свой оригинальный прием в подаче новых знаний для школьников. Со мной, например, они рисовали облачко, состоящее из слов, имеющих отношения к истории.

— Мне кажется, преподавать историю, которую ученые регулярно переписывают, весьма сложно. А как думаете вы?

— Учебник для меня не догма. История — это анализ, синтез информации. Я не даю своим ученикам прямых выводов, мне важно, чтобы они сделали их самостоятельно. Если у выпускника школы не будет своей точки зрения на происходящее, значит, его плохо учили. Стараюсь учить детей анализировать факты, не боятся высказывать собственные мысли, уважать мнение оппонента, критически относиться к высказываниям политиков и даже своего учителя истории.

— Наверное, вы знаете приемы, как запоминать исторические даты. Ведь у многих с этим возникают проблемы.

— Проще всего делать это с помощью ассоциаций. Например, связывать даты с днями рождения родных, друзей, номерами домов, квартир. Хотя практика показывает, что со временем большинство таких цифр стираются из памяти. Но хотя бы приблизительно мы все равно что-то усваиваем. И поэтому важно уметь использовать, так сказать, остаточные знания, чтобы быстро найти точные данные в книге или в Интернете.

Особенно много неудобных вопросов учителю истории ставят старшеклассники, которые понимают суть происходящих событий в стране и не согласны с некоторыми их трактовками в учебниках. Мне остается лишь руководить ученическим анализом современной истории.

— Как вы реагируете на списывание?

— Если на контрольной работе в мае ученик ищет ответ в начале учебника, следовательно, он плохо усвоил материал. Меня больше радует, когда за ответом заглядывают в конец учебника. Значит, знают, где искать! И я не стану забирать шпаргалку, если увижу, что ученик ею пользуется. Молодец, это плюс. Ведь, пока ребенок писал ее, он что-то запомнил, лучше усвоил материал. Увы, современные дети почти не пишут шпаргалок, полагаясь больше на гаджеты.

— Назовите проблему в системе школьного образования, от которой вы хотели бы избавиться.

— Рейтинговая оценка работы педагогического коллектива, предполагающая погоню за общими баллами успеваемости.

— Вы — классный руководитель в восьмом классе. Как воспитанники воспринимают ваши успехи?

— Для детей это стимул развиваться и не бояться участвовать в конкурсах. Они понимают, что постоянно учиться — модно и престижно. В моем классе есть две ученицы, сочиняющие стихи. Так вот, девочки написали целую поэму о… медузе и отправили ее на международный творческий конкурс, посвященный проблеме сохранения океанов, о котором я как-то рассказала. Позже мы узнали, что сочинения нужно было подать на английском языке. Но, в виде исключения, его приняли. Ждем результатов.

— Когда вы сами увлеклись историей?

— После того как моя старшая сестра, в то время студентка исторического факультета Полтавского педуниверситета, взяла меня на раскопки в археологическую экспедицию.

— Семья вас поддерживает?

— Это мой надежный тыл. Муж, Вячеслав Опанасенко, тоже педагог по образованию — биолог, хотя давно уже работает предпринимателем. Он прекрасно меня понимает. Как и мама, и сестра, с которыми мы живем вместе. На них я всегда могу рассчитывать, когда приходится на несколько дней отлучаться из дому. Знаю, что дочка будет накормлена и не пропустит ни одного занятия в кружках. Я очень благодарна организаторам конкурса «Global Teacher Prize Ukraine 2017», которые пригласили на мероприятие в театр имени Франко не только участников конкурса, вошедших в топ-50, но и их семьи. Ведь без близких мы не смогли бы добиться успеха.

— Волнуетесь, достанется ли вам главный приз — 100 тысяч гривен?

— За ежедневными хлопотами даже не было времени об этом толком подумать. Знаете, как у школьного учителя? В сентябре нырнул в работу, а в мае вынырнул. Но на душе спокойно. Очень жду встречи с коллегами — за время проведения соревнований мы сдружились. А наша пятерка финалистов уже получила высокую награду — поездку на Международный форум педагогов в Дубай (он состоится 18—19 марта следующего года), а также возможность пройти обучение в общественном союзе «Освитория».

Фото автора