Культура и искусство

Тимур бекмамбетов: «в нашей картине машины над москвой действительно летали. И лучший автомобиль для полетов — 21-я «волга»

0:00 — 23 декабря 2009 eye 592

Известный режиссер представил в Киеве снятый совместно с американской студией «Юниверсал» свой новый фильм «Черная молния», бюджет которого составил 10 миллионов долларов

У режиссера фильмов «Дневной дозор» и «Ночной дозор» Тимура Бекмамбетова уже традиция: к каждому Новому году снимать картину. В прошлом году он представил продолжение рязановской «Иронии судьбы… », а в этом — показал очередную историю «Черная молния». Правда, не в качестве режиссера, а как продюсер. Режиссерами «Черной молнии» стали известный музыкальный продюсер и композитор Александр Войтинский и Дмитрий Киселев, ранее снимавший вместе с Тимуром Бекмамбетовым картину «Особо опасен», в которой сыграла голливудская знаменитость — актриса Анджелина Джоли. На главную роль в новом фильме Бекмамбетов пригласил своего давнего друга — известного актера Виктора Вержбицкого (»Бедная Настя», «Ночной дозор», «Адмиралъ»). В фильме также снялись Сергей Гармаш (»12»), Валерий Золотухин (»Бумбараш»), Михаил Ефремов (»Граница. Таежный роман»), Екатерина Васильева (»Чародеи»). А роли молодых героев сыграли студент ГИТИСа Григорий Добрыгин, актер театра Табакова Иван Жидков и Катя Вилкова, известная по роли в фильме Тодоровского «Стиляги». Саундтреком к фильму стала песня на русском языке в исполнении победителя «Евровидения-2009» Александра Рыбака.

«Мы скупали «ГАЗ-21» по всему Подмосковью»

В прокате картина появится как раз под Новый год — 31 декабря. Ее покажут во всех странах СНГ, а также за рубежом. Продюсер надеется, что лента заработает не менее 100 миллионов долларов. Фильм рассказывает о превращении обычного студента в настоящего героя. Студент Московского университета Дима Майков мечтает о собственной машине, и на день рождения получает в подарок от отца старенькую «Волгу», которая может… летать. С помощью чудо-машины Дима доставляет цветы, ведь пробки на дорогах ему нипочем. Но в один из дней его жизнь кардинально меняется — студент начинает спасать людей.

- Это наш ответ Голливуду, — рассказал на допремьерном показе Тимур Бекмамбетов.  — Добрая история о нашем супермене — обычном парне, на месте которого может оказаться каждый. В России, безусловно, были свои супермены — Дядя Степа-великан, к примеру. Этот человек невероятного роста обладает сверхспособностями: достает птиц из гнезда, тушит пожар, совершает всяческие хорошие поступки. Кто такой супергерой? Это человек, обладающий невероятными способностями и творящий добро. «Черная молния» — картина чрезвычайной постановочной сложности. Но благодаря тому, что на площадке трудились сразу два режиссера: Дмитрий Киселев и Александр Войтинский, фильм удалось снять в рекордно короткий срок — 44 дня. Снимать мы начали 31 декабря 2008 года.

- Чем была вызвана такая спешка, ведь все готовились встречать Новый год?

- Нам нужно было снять полеты над новогодней Красной площадью, а позволить себе в другое время такую массовку, салюты, фейерверки, как это бывает обычно в Новый год, просто не могли. Вот и снимали настоящих москвичей в праздничную ночь. Для того чтобы фантастические события картины выглядели на экране достоверно, к работе над сценарием привлекли ученых из центра аэрогидравлических исследований (ЦАГИ) города Жуковского. Они пояснили авторам «Черной молнии», как следует запускать машину в воздух. Выяснилось, что 21-я «Волга» по своим характеристикам — лучший автомобиль для полетов.

- Где вы откопали это чудо-авто?

- Сейчас найти 21-ю «Волгу» в хорошем состоянии довольно сложно, поэтому из большого количества машин собрали одну, которую можно было снимать изнутри. У нее был необходимый нам салон, автомобиль выпущен в 1967 году. Для съемок полетов также нужна была вторая машина, чтобы снимать ее в воздухе. Помимо этого, использовали автомобили, работавшие как каскадерские. На одном из авто установили двигатель от «БМВ», тормоза от «Порше». Были и машины, которые снимали только снаружи. Всего использовали десять автомобилей «ГАЗ-21». Внешние двигатели «Волги» сделаны из банок из-под энергетического напитка. Создатели фильма скупали «ГАЗ-21» по всему Подмосковью. Старики плакали, расставаясь со своими раритетами. Еще нам пришлось приобрести три «Мерседеса» С-класса. Кроме того, с помощью компьютерных технологий было создано 100 виртуальных машин.

«Нашумевшая голливудская лента «Сумерки», по сути, стала продолжением «Ночного дозора»

- Как же вы заставили машины летать?

- Все происходило в павильоне. Для этого были сооружены специальные платформы высотой пять метров, на которых закрепили машины. С помощью пультового управления эти платформы двигались в разные стороны, опускались и поднимались, создавая иллюзию полета. А для того, чтобы машина взлетала со старта, «заряжали» ее в специальную пушку и выстреливали со скоростью 80 километров в час. Так она пролетала 90 метров. Все остальное — спецэффекты, тайны которых раскрывать не буду.

Очень ярким моментом стали съемки в лаборатории, где проводится тестирование военных самолетов. Мы снимали в огромном ангаре, где против аэродинамической трубы ставят самолеты, обдувают воздухом и смотрят, что с ними произойдет. Мы снимали там «Мерседес», на котором летает главный злодей, герой Виктора Вержбицкого. Это было очень интересно: огромных размеров помещение, где человек кажется крошечным, и труба высотой метров 50. Для полетов над современной Москвой установили на Тверской два огромных крана, натянув между ними специальный трос длиной 300 метров, который пересекал улицу. По этому тросу ездила радиоуправляемая камера, имитировавшая полет. Одной из самых сложных сцен была та, в которой университетское кафе МГУ превращается в праздничный зал, где студенты отмечают Новый год. Сквозь стекло на 50-й этаж влетает злодей на «Мерседесе», чтобы забрать девушку героя и увезти ее. Сцена снималась в павильоне с соответствующими декорациями. В комнату врывался настоящий «Мерседес», сбивая столы. Так что всем приходилось разбегаться в стороны.

- Режиссеры заставили героя сниматься даже под водой…

- Досталось молодому актеру Григорию Добрыгину! Ему пришлось висеть на одной руке над «бездной». Из страховки только трос. Сорвись он вниз, даже не знаю, что бы случилось. И в ледяной воде он искупался. Сначала мы хотели его припугнуть и попросили каскадера показать, что ждет Гришу. Каскадер не без опаски выполнил трюк. Григорий внимательно посмотрел и сказал: «Нет-нет, давайте я сделаю». И полез в воду. Смелый парень.

- Когда будет продолжение фильма?

- Я придумал себе лозунг: «С новым фильмом». Поэтому уже к следующему году планирую вместе с командой представить продолжение этой картины. Возможно, чудо-машина прилетит и в Киев. Будет и проект «Новый год шагает по стране». Думаю, он станет хитом следующего нового года.

- Как режиссер над чем сейчас работаете?

- Начинаем подготовку к следующему проекту — продолжению «Особо опасен». Надеюсь, одну из ролей сыграет Анджелина Джоли. Съемки должны начаться этой зимой. В фильме планируется много нового. По кривой будут летать не только пули, но и ракеты. Работаем также над лентой с рабочим названием «Колотилов» с Костей Хабенским в главной роли.

Как режиссер я могу снимать максимум один фильм в год. А в качестве продюсера способен развивать несколько проектов. И все это благодаря созданной компании. У меня есть дела и в Москве, и в Лос-Анджелесе. Так получается, что все 24 часа в сутки расписаны. Благо, техника позволяет общаться, находясь на огромном расстоянии друг от друга. Мы развиваем порядка 10-15 американских проектов, которые находятся в разной степени разработки. В проекте задействованы несколько студий. Интенсивно работаем над фильмами всевозможных жанров и масштабов. В этих проектах я или режиссер, или продюсер.

- Продолжение «Дозоров» снимать будете?

- После выхода на экраны американского фильма «Сумерки» это пока не актуально. Нужно немного подождать. Ведь «Сумерки», по сути, и стали продолжением «Дозора».

Актер Виктор Вержбицкий: «Все, что во мне есть плохое, отдаю на съемочной площадке своим героям»

Именно Тимур Бекмамбетов открыл в качестве актера своего давнего друга, с которым вместе учился, Виктора Вержбицкого. Теперь Тимур обязательно снимает Виктора. Вот и в «Черной молнии» он предложил другу сыграть одну из главных ролей — Купцова.

- Мы очень долго выбирали фамилию для этого героя, — рассказал Виктор Вержбицкий «ФАКТАМ».  — Она почему-то получалась похожей на фамилии некоторых российских политиков. Нам не хотелось проводить параллели или кого-то обижать. В последнее время я играю подлецов. Накопилось уже столько отрицательных персонажей, что они даже помогли мне, излечив от негативных качеств. Благодаря этому я не совершил некоторые поступки, хотя мог бы. Если во мне и есть что-то плохое, я выпускаю это на площадке, отдаю своим героям, при этом оставаясь белым и пушистым (улыбается).

- Какое у вас настроение перед новогодними праздниками?

- Постоянно нахожусь в ожидании чуда, новой роли. Жизнь актера наполовину сказочная. Мы же немного удалены от реальности. Я как актер очень жадный до работы. Поэтому жду новых предложений.

- В детстве тоже ждали чуда?

- Я не ожидал чего-то сверхъестественного. О велосипеде или железной дороге даже не мечтал. Нет, мы не бедствовали, хотя жили в небольшом достатке. Папа с мамой покупали конфеты, мандарины. Самым большим подарком было, когда родители водили меня на праздничные представления. Мне это так нравилось, что попросил бабушку сшить костюм, чтобы и самому участвовать в маскараде. Бабушка сделала сразу два: медвежонка и петрушки с носом и большим жабо. Это самые яркие мои воспоминания.