Власти «ЛНР» начали репрессии в отношении неправославных религиозных организаций
«ФАКТЫ» уже писали о том, что оккупационные власти Луганска запретили деятельность религиозной организации «Свидетели Иеговы», причислив ее к экстремистским. Боевики заподозрили «Свидетелей Иеговы» в работе на СБУ. В оккупированных Луганске и Алчевске у иеговистов были проведены обыски.
Мы связались с Мариной Сидорчук, которая до войны работала в одном из органов местной власти и отвечала за взаимодействие с религиозными организациями. (По семейным обстоятельствам бывшая чиновница осталась на оккупированной территории, поэтому ее имя изменено.) «ФАКТЫ» попросили Марину, как эксперта, поподробнее рассказать об этой ситуации, да и вообще о положении дел в сфере религий в «ЛНР».
— Можно по-разному относиться к такому религиозному течению, как «Свидетели Иеговы», но делать из них экстремистов — это полная глупость, — говорит Марина Сидорчук. — Одним из главных постулатов «Свидетелей» является полный отказ от военной службы. Но для России как государства, которое всю свою историю воюет, это безобразный экстремизм. Эдакий радикальный пацифизм. Понятно, что никакого экстремизма в деятельности организации нет. В чем же причина гонений на нее? А вот в чем. Это религиозное течение имеет американские корни, его религиозно-административный центр находится в Соединенных Штатах. Поэтому «Свидетелей» подозревают в шпионской деятельности в пользу США. Для «элэнэровцев» они также «агенты ЦРУ и Госдепа».
«Силовики» в «ЛНР» начали оказывать давление на «Свидетелей Иеговы» задолго до того, как вся эта история попала в публичную плоскость. В начале августа они закрыли «Залы царства Свидетелей Иеговы» в Перевальске и Алчевске. Представители «народной милиции» обыскивали помещения, переписывали паспортные данные всех участников религиозных общин. Тех, у кого действия боевиков вызывали возражения, вывозили в местные комендатуры и угрожали привлечь к уголовной ответственности за то, что в залах для молитвенных собраний они якобы хранили оружие и боеприпасы.
В РФ, где действует около 400 общин и живет около 160 тысяч приверженцев этого религиозного течения, адептов «Свидетелей Иеговы» причислили к экстремистам за то, что они ходят по квартирам и «могут обманывать» доверчивых бабушек, деньги у них выуживать, мошенническим путем вынуждать переписывать на «секту» квартиры, а еще заставляют своих членов платить десятину… Этого было достаточно, чтобы российский Минюст в марте этого года подал иск о запрете «Свидетелей Иеговы» в Верховный суд. В итоге было вынесено решение запретить деятельность данной структуры и конфисковать ее имущество в пользу государства.
Власти «ЛНР» во всем ориентируются на происходящее в России. И не только они. Репрессии в отношении «Свидетелей Иеговы» развернуты и на территории непризнанных «государств"-вассалов РФ — Абхазии, Южной Осетии, «ДНР», Приднестровья…
Правда, для прифронтовой территории формулировки про «обманутых бабушек» и «десятину» не актуальны. Поэтому появились «Азов», СБУ и, конечно же, «Правый сектор». Как же без них в антиукраинской пропагандистской риторике.
Считающий себя «заместителем министра» луганского «МГБ» («Министерства государственной безопасности») Александр Басов заявил, что его «ведомство» располагает сведениями о том, что «Свидетели» «оказывают содействие радикальным, неонацистским группировкам и другим военным формированиям, признанным террористическими». В частности, данная религиозная организация якобы передала одно из своих помещений в безвозмездное пользование экстремистской организации «Правый сектор».
— Надуманные обвинения в сотрудничестве с СБУ, с украинскими националистами — явная фальсификация, причем весьма безграмотная, — продолжает Марина. — «Защитники царя и отечества» хотя бы почитали немного об этом религиозном течении! Дело в том, что эта организация по своей догматике в принципе не признает никакой государственности и ни с какими государственными или политическими структурами не сотрудничает. Кроме Бога, они никому не служат — ни Украине, ни какому-либо другому государству. Из-за этого «Свидетели Иеговы» нередко вступали в конфликт с тоталитарными режимами. В СССР они были полностью запрещены. Без сомнения, «изъятые» листовки «эмгэбэшники» сами напечатали на принтере, принесли с собой и бросили в ящик, из которого затем доблестно их изъяли. Это даже заметно на «оперативном видео», которое крутили по местным телеканалам. Я долго смеялась, когда увидела, как «оперативник» в балаклаве в ходе «обыска» вынимает «совершенно случайно» найденные листовки «Азова» и агитки СБУ. А повеселило меня то, что на руке у «чекиста» была красная нитка — амулет от дурного глаза. Видимо, чтобы «Свидетели» не прокляли за такой грех, как вранье…
— Мы здесь на оккупированной территории продолжаем пребывать в шоке и растерянности, — говорит представитель луганской общины «Свидетелей Иеговы» Николай. — Нашу организацию фактически закрыли, лишив возможности проводить совместные собрания, а это один из важнейших элементов религиозного служения. Часть наших братьев и сестер вероятно, уйдут в подполье, как это уже было во времена Советского Союза. Другая часть подумывает о том, как бы переехать на подконтрольную Украине территорию Луганской области.
«Свидетели Иеговы» считают необходимым через свой руководящий центр в Украине, расположенный в поселке Брюховичи под Львовом, доносить информацию о религиозных притеснениях в «ЛНР» до международной и межконфессиональной общественности. На данный момент для них это единственный метод защиты. Тем более что прецедент уже был, правда, с другими протестантами. И им в итоге удалось, заручившись зарубежной поддержкой, отстоять свою церковь.
Поначалу у протестантов особых трений и конфликтов с органами власти «ЛНР» не было. Наоборот. Была негласная договоренность о временном сотрудничестве. Протестантские религиозные организации привозили в «ЛНР» гуманитарную помощь и раздавали жителям, тем самым снижая градус социального напряжения. Они завозили продукты, лекарства, одежду в основном из России. Явных признаков их сотрудничества с Украиной или с США власти не замечали.
— Но, видимо, на «элэнэрщине» решили по образу и подобию РФ бороться с «пятой колонной», имеющей связи на «растленном» Западе и в США, и, судя по всему, не рассчитали свои силы, — рассказывает Марина. — В декабре 2016 года «МГБ» провело пресс-конференцию, на которой обвинило церковь Международного совета церквей Евангельских христиан-баптистов Луганска (МСЦ ЕХБ) в том, что организация представляет угрозу «государственной безопасности», «конституционному строю», «территориальной целостности» «ЛНР». Баптисты якобы создают рычаги влияния на общественность, зомбируют людей, а потом будут использовать их для организации массовых беспорядков в «ЛНР». Но за баптистов, подвергшихся таким нелепейшим нападкам, вступились собратья по вере из… Москвы.
Верующие Московской церкви ЕХБ написали по этому поводу возмущенное обращение к Игорю Плотницкому и к «главному чекисту» (именно так было написано в присланном документе) Леониду Пасечнику, призвав прекратить гонения на ЕХБ. И скорее всего, включили какие-то свои связи на высоком уровне, причем не только в Москве, но и за океаном. В итоге больше луганские «чекисты» баптистов не трогали.
Закрытие молитвенных зданий «Свидетелей Иеговы» — это, по сути, первая жесткая официальная репрессивная мера в отношении неправославной религиозной организации в «ЛНР». Хотя, надо признать, что «неофициальных» было предостаточно.
«ФАКТЫ» уже писали о том, что под угрозой физической расправы, якобы за сотрудничество с израильскими спецслужбами, вынужден был уехать из Луганска главный местный раввин Шолом Гопин.
— А община буддистов вовсе прекратила свое существование и практически в полном составе выехала с неподконтрольных Украине территорий, — говорит Марина. — И это при том, что Донбасс до войны был «самым буддийским» регионом в Украине — по количеству общин различных направлений, которые активно вели свою деятельность с 1990-х. Еще два года назад 20 из 59 официально действующих в Украине буддийских организаций находились в Донецкой и Луганской областях.
Одним из крупных буддийских центров было место пути ордена Ниппондзан Меходзи в селе Паньковка (село находится неподалеку от Станицы Луганской). Здесь же до 2014 года десять лет продолжалось строительство буддийского монастыря. Но с приходом «русского мира» отряд донских казаков, занявший помещение общины, изгнал ее членов. Монахи выехали как на подконтрольную Украине территорию, так и в другие страны.
— Все идет к тому, чтобы провести «зачистку» и сделать главенствующей роль московского православия в сфере идеологии и образования, — считает Марина. — Это постоянно подчеркивает руководитель «комитета по делам религий и духовности «ЛНР» некий Андрей Лицоев. Данный «государственный чиновник» не имеет высшего образования, зато он православный — бывший церковный староста храма Святого Александра Невского. К слову, Лицоев еще в 2013 году был замечен в сепаратистских деяниях, правда, пока на церковной территории. Луганчане помнят конфликт, который произошел летом того года. За отказ прославлять соседнее государство был отстранен от должности настоятель храма Святого Александра Невского протоиерей Игорь Сорокин и назначен другой настоятель. Эта кандидатура уже по всем параметрам устраивала «общину». Однако Сорокин забаррикадировался в храме и не пускал новую «власть». Все разрешилось спустя время после вмешательства милиции, которая приписала отставному протоиерею хулиганство.
Награда в виде должности главы «комитета по делам религий и духовности «ЛНР» досталась Лицоеву — за его преданность «русскому миру». По национальности он осетин. Но не устает заявлять: «Я русский!» Задачу «комитета» Лицоев видит в том, чтобы воспитывать народ республики в русском духе, в духе православия.
— Комичность ситуации заключается в том, что сейчас Плотницкий, ведя религиозную «зачистку», сам попал между «молотом и наковальней», — говорит Марина. — Он ведь протестант. До войны был активным членом харизматической общины в Луганске, и сейчас не упускает случая блеснуть знанием Библии. В 2015 году Плотницкий ездил в Пензенскую область, в местную харизматическую церковь, где ему подарили книгу с многозначительным названием «Протестанты на службе России». А теперь что? С одной стороны, надо прописать главенствующую роль православия, с другой — есть силы, которые заинтересованы в том, чтобы уменьшить резонанс от «зачистки» области от протестантов. И дело не только в Плотницком. Есть протестанты и в «депутатском корпусе». Они тянут одеяло на себя. А есть депутаты, являющиеся «заядлыми православными», и они настаивают на главенствующей роли православия. По их мнению, «Свидетели Иеговы», «Адвентисты седьмого дня», мормоны — секты. Все это религиозные течения американского происхождения. Поэтому, с точки зрения луганских сепаратистов, все они «агенты Госдепа»…