Внутри построенных в ХVІІІ веке Московских ворот, которые являлись частью Печерской крепости Киева, недавно был открыт мартиролог (это слово означает «список мучеников») погибших за независимость и территориальную целостность Украины: установленное оборудование проецирует на экран фотографии 3220 воинов, отдавших свои жизни за Родину. В День защитника Украины возле мартиролога встретились семьи патриотов, которые были посмертно награждены орденом «Народный Герой Украины». Побывавшие на этой встрече корреспонденты «ФАКТОВ» познакомились с 63-летней Ниной Ивановной Носковой и ее пятилетним внуком Тимошей из города Знаменка Кировоградской области. Мама мальчика Екатерина Носкова погибла 16 августа прошлого года в бою под Горловкой.
— Мы с внучком зашли в старинные Московские ворота и дождались, когда на экране появится Катина фотография, — говорит Нина Ивановна. — Я не смогла сдержать слез, разрыдалась. Тимоша, сосредоточенно смотревший на сменявшие друг друга снимки, потребовал: «Не плачь за моей мамой, плачь за своей!» Я не скрывала от него, что Катя погибла. После этого страшного известия он внутренне повзрослел: стал серьезным, рассудительным. Когда я начинаю жаловаться на жизнь, Тимоша одергивает меня: «Чего ты ноешь? Нужно быть сильным!» Он очень активный, шустрый мальчик, говорит, что, когда вырастет, станет солдатом, как мама и папа. А еще спрашивает: «Почему никто не убьет того, кто начал войну против Украины? Убили бы его, тогда все дяди и мой папа вернулись бы домой».
*Тимофей с орденом «Народный Герой Украины», которым посмертно награждена его мама
— Как получилось, что Екатерина оказалась на войне?
— Она мечтала поступить в военное училище, когда еще ходила в школу. Это было в начале 2000-х, армия тогда сокращалась, военные училища закрывались, так что мечта моей дочери была практически неосуществимой. Она выучилась на кулинара-кондитера, работала по этой специальности в родной Знаменке. Познакомилась с хорошим парнем Любомиром, машинистом тепловоза. Они стали жить вместе. Тут нужно сказать, что Катя лет десять занималась спортом. Не бросила спорт и после того, как завела свою семью. Закончится смена, и она спешила на тренировку в секцию волейбола. Кулинаром-кондитером работала не по трудовой книжке. Поэтому после того, как у них с Любомиром родился сын, решила, что нужно иметь официальный трудовой стаж, по совету подруги перешла работать почтальоном. Словом, жила обычной жизнью.
Катя по характеру была решительной, боевой. Хотела идти на фронт, как только Россия развязала войну. Но в 2014-м Тимоше было всего лишь два годика. Судьбоносным для нашей семьи стал следующий, 2015 год: второго февраля призвали в армию Любомира, а 18 февраля дочка сообщила мне: «Я записалась добровольцем в армию. Не буду сидеть и ждать, пока придут враги, постучат ко мне в окно и потребуют, чтобы я им борщ варила. Ты должна поддержать мой выбор». «А как же Тимоша? Он маленький», — возразила я. «Когда вырастет, он меня поймет», — ответила дочь. Кстати, она рассказывала, что в военкомате стала свидетельницей сцены: мужчина лет тридцати вцепился в руку своей матери, твердил: «Мама, я не хочу идти на войну!»
Тогда, в 2015 году, получилось так, что сразу трое членов нашей семьи оказались в АТО: Катя, Любомир и мой внук — сын старшей дочери. Любомир служил в десанте, Катя — связисткой в мотострелковом подразделении. Сказала мне: «Я никогда не уйду из армии».
Планировала добиться, чтобы мужа перевели к ней, и они служили вместе. Уже став солдатами, во время отпуска Катя и Любомир официально вступили в брак.
*Екатерина Носкова стала солдатом, когда сыну Тимоше было три годика. Фото из семейного альбома Нины Носковой
— При каких обстоятельствах погибла ваша дочь?
— Мне пришлось услышать несколько версий того, как это произошло. Соседка, например, говорила, что военнослужащий ей рассказал: мол, группа наших бойцов отходила с какой-то позиции, и один солдат остался прикрывать отход. Но он погиб, и тогда моя дочь вернулась, чтобы задержать врага. Я ответила соседке: «Значит, судьбе было угодно, чтобы Катя пожертвовала собой ради спасения жизней товарищей». Не очень-то верю. Больше доверяю рассказу офицера, участвовавшего в бою, в котором погибла моя дочь. Он говорит, что их группе пришлось неожиданно принять бой. Катя вытащила из огня троих раненых, а сама погибла…
— Было предчувствие, что дочь не вернется с войны?
— Незадолго до гибели Кати я ездила к ней. Когда дочь провожала меня на поезд, сказала: «Прости за все обиды. Если со мной что-нибудь случится, пусть Тимоша останется с тобой».
— Его отец Любомир уже демобилизовался?
— Зять вернулся с войны, несколько месяцев пробыл дома и вновь ушел на фронт. Звонит каждый день, если, конечно, не на задании. Он очень любит сына. Я прошу Любомира беречь себя ради Тимоши.
— Катя приходит к вам во сне?
— Да, но редко. Когда она снится мне, говорит: «Мама, у меня все в порядке».
*Нина Ивановна с Тимофеем возле Московских ворот, внутри которых в сентябре был открыт мартиролог. Фото автора