Глава комитета Верховной Рады Украины по промышленной и регуляторнойполитике и предпринимательству Наталия Королевская, а также активисты волонтерского движения «Новый Донбасс» представили в Киеве программу развития восточного региона, созданную инициативной молодежью Донецкой и Луганской областей
В последнее время новые общественные движения стали в Украине довольно редким явлением. Социологи поясняют: народ в большинстве разочарован и уже почти не верит, что, даже объединившись, можно что-то изменить в нашей жизни. Все идет, как идет, каждый выживает, как может — такой принцип исповедуют сейчас многие. Однако молодые представители Донбасса уверены — «вселенский пессимизм», пронизавший наше общество, нужно и можно победить. Объединившись, мы способны изменить ситуацию в стране к лучшему. На днях в Киеве активисты народного движения Донецкой и Луганской областей «Новый Донбасс», поддержку которому оказала народный депутат Украины, глава парламентского комитета по промышленной и регуляторной политике и предпринимательству Наталия Королевская, провели пресс-конференцию. Молодые люди рассказали о программе народных инициатив «Новый Донбасс», а также о своем видении путей выхода крупнейшего промышленного региона страны из того бедственного положения, в котором он, как считают активисты, сейчас пребывает.
- Я коренной луганчанин, родился и вырос в Луганске, — заявил активист движения «Новый Донбасс» Александр Холопов. — Я помню тот цветущий Донбасс, где люди жили с гордостью за свой край. А сейчас он вымирает, у нас стоят брошенными целые поселки. Молодые люди, закончив учебу, стараются любым способом уехать в Киев или за границу. В Луганске они не видят для себя будущего. Но мы не хотим уезжать. Мы уверены в своих силах. Поэтому собрали инициативную группу молодых людей, уже успевших себя проявить в этой жизни, и решили создать общественное движение. Мы видим, как можно вновь сделать наш край процветающим. И с каждым днем к нам присоединяется все больше и больше небезразличных к судьбе Донбасса людей, что нас, конечно, не может не радовать
- Нашей области и региону в целом просто необходимо новое мышление, новые люди, — добавляет активист «Нового Донбасса» Артем Салихов. — Мы считаем, что регион с таким потенциалом просто не может и не должен быть депрессивным!
- То, что общественное движение «Новый Донбасс» зародилось в год президентских выборов, вполне закономерно, — отметила народный депутат Украины Наталия Королевская. — Ведь будущие выборы — это выбор между прошлым и будущим. Особенно для Луганщины, много лет пребывающей в каком-то законсервированном состоянии. Меняются политические силы, цвета флагов, но у власти в регионе остаются одни и те же люди. При этом из года в год ситуация здесь и в промышленном, и в экономическом, и в социальном плане лишь ухудшается. Поэтому, представляя программу «Новый Донбасс», мы постарались, чтобы люди услышали альтернативную точку зрения, увидели альтернативный подход к перспективам развития Донбасса, его экономики, к тому ресурсу, которые имеют Луганская и Донецкая области.
Что такое движение «Новый Донбасс»? По сути, это волонтерское движение молодых людей, которые понимают: президентская кампания — это шанс уже сегодня начать перемены, следующим этапом которых станут коренные изменения в местных советах, областных советах, а также по всей вертикали власти.
Наша концепция этих перемен заключается в том, что новая управленческая элита должна приходить в область не сверху из Киева, рассказывая, что и как необходимо сделать. Нет! Свои инициативы должны рождать представители новой молодой местной элиты. Именно они — будущее Луганщины — предлагают варианты развития региона. Только так мы можем действительно построить новый Донбасс — процветающий, перспективный регион. Ведь у нас колоссальные природные ресурсы: уголь, глина, щебень, песок. У нас мощный научно-технический потенциал, 20-25 лет назад наши институты гремели на весь мир! Первые установки непрерывного литья были придуманы именно в Донецке, а не в Германии, Китае или Индии. Но сейчас вся мировая металлургия взяла на вооружение новые технологии, а мы все еще используем дедовские методы. Именно поэтому мы говорим: пришло время смены как политической, так и экономической элиты региона. Молодое поколение Донбасса показало, что уже сегодня готово брать на себя ответственность, готово к радикальным, серьезным переменам в крае.
«Новый Донбасс» готовили не политики и не чиновники. Это инициатива талантливой и активной молодежи нашего края. Затем к ней присоединились общественные деятели, программу поддержала интеллигенция, десятки тысяч простых луганчан, уставших, повторюсь, от законсервированности региона. Я также поддержала эти инициативы, собранные среди трудовых коллективов. К проработке программы народных инициатив, дабы дать им профессиональную оценку, мы привлекли ведущие научные круги области, экономистов, авторитетные экспертные организации. Сейчас мы видим, что поддержку народной инициативе «Новый Донбасс» оказывают все больше людей разного возраста, но, конечно, самую активную позицию занимает молодежь, люди с высшим образованием. И это понятно — они яснее кого-либо видят перспективы и пути реализации нашей программы.
- При подготовке программы, — рассказывает Наталия Королевская, — мы максимально постарались уйти от политических окрасов — синих, белых, красных, зеленых, оранжевых. Преследовалась одна цель — поднять Донбасс, как в свое время поднимали целину. Мы обратились ко всем политическим силам, ведь программа «Новый Донбасс» могла стать той объединительной площадкой, на которой можно вести профессиональную дискуссию о принципах и направлениях развития региона. К сожалению, эта попытка объединения усилий не удалась. Представители старой управленческой элиты, видимо, не хотят слышать молодежь. Зато программа была поддержана премьер-министром Украины Юлией Тимошенко. Во время своего визита в Луганск она встречалась с представителями общественного движения «Новый Донбасс», которые рассказали премьеру о программе, ее целях, приоритетах.
Между тем, по словам народного депутата, попытка устроить в Луганске открытую публичную презентацию программы «Новый Донбасс» была встречена представителями местной власти весьма враждебно.
- Ребята, активисты движения «Новый Донбасс», хотели провести презентацию программы для общественных организаций, общественности, всех тех, кому небезразлична дальнейшая судьба Луганщины, — рассказывает Наталия Королевская. — Однако проводить презентацию под разными предлогами было запрещено. На активистов сейчас оказывается огромный административный прессинг: работникам социальной сферы, учителям, врачам от представителей местных органов самоуправления поступают четкие команды — люди не должны слышать альтернативную точку зрения. Кому-то очень выгодно, чтобы все оставалось по-старому! Кому-то очень не хочется проводить реформы, кто-то заинтересован в том, чтобы существующая ныне ситуация сохранялась. Но всем понятно — дальше такая жизнь в Донбассе продолжаться не может. Регион фактически существует лишь за счет советских предприятий, построенных тридцать, пятьдесят, а то и сто лет назад, которые не проходили модернизации. Вместо того, чтобы заниматься их обновлением и перевооружением, весь потенциал бездумно использовали, ничего не построив взамен.
Для сравнения: в далеком 1970 году одна из базовых отраслей региона, металлургия, давала 15,5 миллиона тонн металла, а в 2008-м эта цифра упала до 11 миллионов тонн. Если говорить об агропромышленном комплексе, то поголовье крупного рогатого скота и свиней по сравнению с 1971 годом снизилось в шесть раз! Если вести речь о населении, то в семидесятые в регионе проживало почти три миллиона человек, а стало меньше двух миллионов! Мы потеряли почти треть населения! Не удивительно, что смертность в Донбассе одна из наиболее высоких в Украине. О каком будущем можно рассуждать, если за 30 лет мы потеряли половину общеобразовательных школ в регионе. Что говорить, если у нас на 43 школы меньше, чем было при царе в 1914 году!
По словам Наталии Королевской, программа «Новый Донбасс» способна в корне изменить ситуацию.
- Исторически сложилось так, что власть в Луганске всегда была властью чиновников,- говорит Наталия Королевская. — Как следствие, мы имеем один из самых низких показателей развития малого и среднего бизнеса. А чем занимается местная власть? Каждый месяц она собирается и пишет письмо Тимошенко: «Дайте нам денег», — чтобы потом эти деньги рассовать по карманам. А как же создание инвестиционного климата? Привлечение инвесторов? Сколько я ни пыталась как глава комитета по промышленной политике «рекламировать» Луганщину крупным инвесторам, готовым вкладывать средства в развитие производства и создание рабочих мест, проблема была всегда одна и та же. «Мы еще из аэропорта не успеваем выехать,- говорят инвесторы,- как нам уже сразу рассказывают, сколько и кому из местных чиновников нужно дать. И проекты рассыпаются сами собой. Лучше уж мы уйдем в Центральную или Западную Украину, где есть хоть какая-то ответственность местных элит и желание создавать новые альтернативные производства». Поэтому самое главное — это пространство для развития бизнеса. Людям нужно дать свободу, в первую очередь, от чиновника. Тогда экономика заработает.
Еще одно немаловажное задание программы, по словам народного депутата, сделать социально-экономическое развитие региона более сбалансированным.
- В нашей программе собрано множество инициатив, они связаны с экономикой, экологией, социальной сферой,- поясняет Наталия Королевская. — Сейчас идет привязка программы к перспективе социально-экономического развития каждой отдельной территории и балансировка программы. Ведь когда-то Луганщина была сбалансированным регионом, но теперь областной бюджет на две трети финансируется из госбюджета. Чиновники лишь сидят и ждут помощи от центра. Но Луганщина, я уверена, вполне может прокормить себя сама и стать сильным самодостаточным регионом. Его жители уже начинают многое понимать. Приходится слышать, дескать, поддержка шахтерами премьер-министра Юлии Тимошенко — это админресурс, это влияние руководства шахт. Я вам так скажу — я сама из шахтерской семьи. Мой отец — шахтер, у него 25 лет подземного стажа. Я не верю, что на шахтера можно надавить. Да, шахтер может послушать генерального директора, но сделает он все равно так, как посчитает нужным.
Причина поддержки премьер-министра в Ровеньках, Свердловске, Красном Луче и многих других угольных регионах не в админресурсе, а в реальных шагах Кабмина навстречу шахтерам. Давайте проанализируем события 2008-2009 годов. Сколько говорилось о законе о престижности шахтерского труда, сколько предвыборных обещаний давалось! Но лишь Тимошенко, спустившись в шахту на глубину в тысячу метров, пообщалась с горняками и данное им обещание выполнила. В результате тысячи шахтерских детей поступили в высшие учебные заведения, тысячи горняков получили путевки на оздоровление. Более чем на 70 процентов поднята пенсия шахтеров. Заработала система подготовки к модернизации шахт. С 1 января 2010 года подоходный налог для шахтеров снижается до 10 процентов. С 1 марта идет повышение заработной платы. Ни разу за два года не было задержки зарплаты и пенсии. Погашены все долги по заработной плате за прошлые годы!
Только благодаря работе премьера угольная отрасль смогла выйти из кризиса с минимальными потерями. Темпы падения нашей отрасли в два раз ниже, чем в России, и на порядок ниже, чем в Европе. Впервые правительством был организован государственный заказ. Впервые заработали угольные аукционы, впервые цена на энергетический уголь в Украине равна цене на такой же уголь в мире. Впервые государственные теплоэлектростанции перестали закупать уголь из так называемых «копанок». Только один «Ровенькиантрацит» принял сейчас на работу порядка тысячи людей, ранее нелегально трудившихся в этих «копанках». Шахтеры — грамотные люди, они прекрасно видят, кто заинтересован в развитии угольной промышленности, а кто хочет лишь расставить на угольных предприятиях своих людей и вымывать оттуда средства.
Конечно, кому-то позиция правительства, моя позиция не нравится. Недавно на заседании парламентского комитета с участием всех «угольных генералов» я сказала: моя основная задача, чтобы своевременно выплачивалась зарплата шахтерам. Сегодня при поддержке премьер-министра на каждом предприятии были введены казначейские счета, и все деньги на зарплату шахтерам приходят из центра на эти счета. Таким образом, у горняков нельзя украсть ни копейки. Мы отняли «корыто», у которого кормились десятки чиновников. Разве им это понравится?
Проведя реформы в угольной промышленности, мы можем говорить о замене природного газа на уголь, то есть о достижении энергетической безопасности Украины. Все это вместе с решением социальных вопросов (а Тимошенко, к примеру, взяла на себя задачу вывезти весь бытовой уголь, который не вывозили с 2004 года) дает угольной промышленности и работающим в ней людям большие перспективы. То, что жители Донбасса ощущают, что уже есть серьезный сдвиг в лучшую сторону, нужно лишь не останавливаться и всем вместе двигаться дальше, я слышала и видела сама, когда объездила все крупные угольные предприятия Донбасса, встречаясь с их многотысячными трудовыми коллективами.