Волынский скульптор-монументалист, засеявший цветами около 500 (!) километров обочин дорог и установивший три национальных рекорда, подал заявку на очередное достижение
Пожалуй, одним из тех, кто больше всего радовался недавнему краткосрочному бабьему лету, был 55-летний житель Луцка Василий Рыжук. Но не на пленэр звала художника солнечная погода. Он торопился собрать семена цветов с придорожных «клумб», наполнив ими десятки мешков, чтобы далее продолжать свой волонтерский проект «Квітучий прапор України» и распространять доброе дело по всей стране.
Чтобы познакомиться с этой историей, не пришлось даже ехать на Волынь — в ленте всезнающего «Фейсбука» попался видеоролик об энтузиасте, который все свободное время посвящает облагораживанию сельских и районных дорог области, трасс международного значения. Телефон Василия Рыжука подсказала коллега из местного издания.
Таких людей окружающие зачастую считают чудаками, ведь за свой нелегкий труд они не получают ни поощрений, ни привилегий. Зато слов искренней признательности — хоть лично, хоть заочно в соцсети (от тех, кто видит красоту из окна авто, но не знает, кого благодарить) — предостаточно.
«Вы — удивительный человек! — комментирует фотографии Рыжука Диана Катренко. — Восторгаюсь вами и вашим цветочным проектом! Огромное вам человеческое спасибо и низкий поклон!» «Бачила чорнобривці і соняшники вздовж сел Піддубці, Звірів і Арматнів, — пишет Ирина Волянюк. — Ще минулого року в Україні питала свою маму, хто посадив таку красу. Так це ваша робота?» «Кто еще не ехал в этом направлении, советую проехаться, красота невероятная, спешите, пока цветут чернобривцы», — рекомендует Зина Фурманюк. «Ви великий фанат своєї справи і робите ще гарнішою нашу країну. На мою думку, це і є справжній патріотизм», — однозначна в оценке его деятельности Елена Твердохлеб. А Валентин Люпа в подписи к фото предлагает назначить Василия Рыжука на должность заместителя городского головы по экологии, чтобы превратить Луцк в город-сад.
— Жизнь всегда сложная, но сейчас особенно, потому что решается вопрос: будет наше государство процветающим или нет. А нужно, чтобы оно развивалось и двигалось вперед, для этого необходимо все делать, — с такой фразы начинает свой рассказ «ФАКТАМ» Василий Рыжук. И вспоминает давние события: — Я родился в селе Новостав Гороховского района Волынской области. В 1995 году неподалеку, в Лобачовке, у перекрестка дорог создал мемориальный комплекс погибшим воинам-афганцам. И прилегающую к памятнику территорию засадил цветами — сальвией и чернобривцами. Однажды приехал туда поздней осенью, посмотрел на дорогу с разных сторон. Сальвия уже отцвела, а чернобривцы очень обильно цвели! Это была такая красота…
Стоит уточнить, что общается Василий Андреевич яркой и сочной українською мовою. Но слово «чорнобривці» (по-русски бархатцы) мне менее всего хотелось бы переводить. Потому что именно они являются предметом особой любви творческого человека и, можно сказать, нашим национальным цветком.
— Знаете, конец 1990-х — это были сложные годы для Украины: колхозы и заводы разваливались, все было в разрухе, в хаосе, — продолжает собеседник. — За дорогами никто не следил, кругом росли бурьяны, а на перекрестке возле памятника — словно цветочный рай. Все ехали и удивлялись, даже наш президент Леонид Кучма приезжал туда. Я же мечтал засадить еще метров 50 цветами. Но как, если сорняки там выше человеческого роста? Все же потихоньку с того места начал двигаться вперед. И вот уже 19 лет занимаюсь любимым делом.
Сначала покупал рассаду в зеленом хозяйстве. Каждый цветочек тогда стоил гривню 25 копеек. Поначалу только и думал, где же столько денег набрать? Затем стал собирать семена сам, заинтересовался разными сортами цветов. Сеял их на обочинах дорог возле населенных пунктов и автобусных остановок. Сначала это было 500 метров, потом километр, три, пять, десять… И так с каждым годом все больше и больше.
Я сам, когда по дороге к маме в село ехал мимо этих чернобривцев, любовался, как они цветут с июня и до самых морозов. И моя душа радовалась! А окружающие интересовались: кто это придумал возле дороги, где обычно растут сорняки, выращивать чернобривцы? Некоторые думали, что это инициатива одного председателя колхоза, он хороший хозяйственник. А потом все-таки выяснили, что цветы посадил я своими руками.
Столь необычное занятие не ускользнуло от внимания волынских СМИ, где тонко подметили, что скульптор привычное орудие труда — стек — временно сменил на инструменты покрупнее — кирку, лопату, грабли, канистры с водой. Да-да, мало того, что грядки под цветочные ряды приходится буквально вырубать в придорожном гравии, песке и глине, так еще необходимо спасать ростки от засухи.
— Как-то меня заинтересовала дорога из Луцка на Киев, она двухрядная, с разделительной полосой, заросшей травой, — говорит Василий Андреевич. — Подумал, что было бы хорошо на этой разделительной полосе посеять цветы. Обратился в дорожную службу, где обычно беру разрешения и технические условия на свою работу, хотя все делаю за собственный счет. Подготовить почву оказалось нелегко, там росла сорная трава с длиннющими, как шнурки, корнями. Тут пригодилась моя первая специальность — агрономия, полученная еще до армии. И я хорошо знал, какими методами можно избавиться от сорняков.
Поначалу посадил 200 метров — это было так красиво! А потом продолжил цветочную клумбу на десятки километров. Когда Украина готовилась к Евро-2012, я посеял чернобривцы и декоративные подсолнухи от польской границы до Ковеля. Люди ехали и любовались. В жаркую погоду цветы очень сложно сберечь, ведь даже придорожная трава сохнет и становится бурой. А посередине трассы — зелено-желтая полоса. Все лето приходилось своим стареньким автомобилем возить канистры с водой, чтобы спасти цветы. И только ближе к осени, когда дожди стали идти чаще, растения прекрасно себя чувствовали и без этой заботы…
В период, когда спрос на искусство был ничтожно мал и художникам не платили гонорары, Рыжук на время переселился в родительский дом. Начал там строить мастерскую, а заодно решил украсить село — километра три с половиной засеял цветами. И к дню рождения села (21 сентября) оно выглядело особенно нарядно. Как только ситуация изменилась в лучшую сторону, скульптор вернулся в Луцк. Но с тех пор он всегда и везде убеждает окружающих, что мы можем Украину изменить, только прежде надо измениться самим.
Василий Андреевич рассказывает, как участвовал в международном конкурсе «Территория достоинства» по увековечиванию памяти Небесной сотни. На месте, где происходили трагические события, он предложил высадить ленту из цветов в виде украинского флага и поставить на холме памятный знак. В международном интернет-голосовании его работа поделила с соперником третье и четвертое места. Кстати, на сороковины по погибшим на Майдане он приехал в Киев, раздавал семена цветов людям, поясняя, что мы должны построить цветущую Украину, и это будет самой лучшей памятью героям.
— Понятно, что и высадка цветов, и уход за ними требуют немалых средств. Вас за такие траты супруга из дома не выгоняет? — интересуюсь у Василия Андреевича.
— Только то и спасает, что я еще не женат, — смеется он. — Такие траты не потерпят даже самые милые и любимые. Я же не бизнесмен, а простой скульптор. Правда, заслуженный деятель искусств Украины. Творческим людям сейчас деньги даются нелегко, я много памятников просто подарил, потому что иного выхода не было. Часто раздаю семена и заметил, что уже у нас в области во многих районах появились цветы возле домов. Душа радуется, что люди начали понемножку меняться. Вот если бы в один из весенних дней всей страной вышли и присоединились к этому проекту! Ну хотя бы у себя на балконе или в саду посадили цветы. Я сейчас в многоэтажке живу, и представьте, что там на каждом балконе — цветы. У нас было бы так, как в Италии!
— Как появилось название проекта «Квітучий прапор України»?
— Сначала я придумал название «Чорнобривці України». А когда уже после Революции достоинства мы группой ехали на Новый год в Киев, я сделал плакат в виде флага. На нем дорога с цветами и надписи: «Місто Луцьк», «За квітучу Україну, обніміться ж, брати мої, я вас благаю». Это был единственный мирный плакат, который висел на знаменитой елке на Майдане и удивлял всех. Благодаря тому плакату проект и получил название «Квітучий прапор України». На самом деле, если взглянуть на ковер желто-оранжевых цветов на фоне голубого неба, то получится наш флаг.
— Невозможно не обратить внимания на ваши подсолнухи, которые растут целым букетом на одном стебле.
— Поначалу высаживал только чернобривцы, а одна женщина, узнав обо мне из газет, предложила посадить декоративные подсолнухи. Мне понравилось, что на одном стебле много головок сразу. Возле села Поддубцы Луцкого района на одном подсолнухе я насчитал 128 цветков! Ну, а самое меньшее количество — пять—десять штук. И когда такие подсолнухи вырастают и превращаются в кусты — красота неимоверная. Я считаю их особым оберегом Украины. Специально высеваю подсолнухи возле остановок на трассах, чтобы человек увидел цветы, взял горсть семян с собой и высадил их возле дома или подарил кому-то. Так они и будут распространяться. Моя цель и роль как художника — зажечь сердца и показать, что нужно делать. К сожалению, никакой поддержки от государства я пока не получил. А иначе мог бы украсить все центральные автомагистрали страны.
— То есть все семена для последующего посева и раздачи желающим вы собираете со своих цветов?
— Да, именно так. У меня они разных сортов. Вот сейчас среди чернобривцев доминирует сорт «Фантастик» — у него большущие махровые оранжевые цветы, больше моей ладони. На щедрой земле они выросли огромными кустами. И сейчас еще цветут, выдержав легкие заморозки. Цветут и подсолнухи, которые я позже посадил, а ранние уже убираю, потому что они теряют вид.
— Насколько я знаю, вас так и прозвали: Василь Чорнобривець.
— Два моих товарища по спорту тоже Василии. Обычно мы встречались на стадионе, который я также начал украшать цветами. Однажды я не пришел, а их спрашивают: «А где же Василий? Тот, который сажает чернобривцы». Потом узнал, что мне придумали «народное» имя: Василь Чорнобривець. Когда же начал подсолнухи садить, то меня стали звать Василь — Сонячний чорнобривець, получилось такое светлое и радостное прозвище.
Мое занятие побуждает и других к творчеству: один человек стихотворение написал про эти цветы, очень душевное, другой — песню. Там есть такие слова: «Світанкові срібні роси, мов кришталь, на сонці сяють. Скоро осінь, скоро осінь — чорнобривці не згасають. Коли віхоли січневі сонне місто огортають, сняться квіти Василеві, до весни в душі палають…»
— Вы дважды становились победителем в конкурсе «Человек года Волынского края»…
— Первый раз, в 1999 году, я был представлен как художник, потому что сделал много мемориалов в честь погибших на фронтах. А в 2009 году победил в номинации «Поступок года» именно за украшение дорог цветами. Я тогда и в Книгу рекордов Украины попал за свой проект. У меня там три рекорда — самая длинная композиционная дорожка из чернобривцев, самое большое количество розданных семян и самое большое количество подаренных цветов. Поясню: я познакомился с заслуженной артисткой Украины Катей Бужинской и был приглашен к ней на день рождения. Но что я мог подарить певице? Сфотографировал огромную клумбу со своими чернобривцами, подписал сертификат, что дарю ей триллион цветов, и вручил на концерте в Черновцах.
А сейчас я работаю над тем, чтобы внесли в Книгу рекордов Украины уже не 400 километров дорог, украшенных цветами, а почти 500 (в службе автомобильных дорог фиксируют всю проделанную мною работу, составляя акты с указанием длины и места расположения цветников). Хочу также подать заявку и в Национальный реестр рекордов Украины, это другая организация. Но рекорды — не самоцель. Для меня важнее поднять имидж своей державы, украсить ее, чтобы нам не было стыдно перед иностранцами.
Как-то приехали знакомые поляки, спросили, чем я сейчас занимаюсь. Показал. Спрашивают, что с этого имею. Отвечаю: ничего. «Как это? Ведь столько труда вложено», — удивляются. Поясняю, что надо Украину поднимать, подавать пример, начинать с себя… Я в свое время был в Дубае и наблюдал, сколько высаживают цветов в пустыне. Видел и чернобривцы вокруг тамошних пальм. Удивился, поскольку не знал, что они и там растут. Но за рубежом цветоводство высоко оплачивается, работают специальные фирмы. У нас же надо все самому доводить до конца. Может, Бог даст, что-нибудь поменяем. Кстати, благодаря Интернету узнал, что я не единственный в стремлении украсить окружающее пространство. Людей, которые хотят делать добро и радоваться всему тому, что нам дал Господь, очень много.