22-летнюю маму малышей Ирину Учкур врачи хвалят за то, что она отлично справляется с детками, но просят, чтобы женщина не мешала малышам плакать: это отличное упражнение для легких
- Во время кесарева сечения, которое мне сделали на 32-й неделе беременности, на свет сначала появились две девочки, а Егорка, как записано на бирочке, родился на одну минуту позже сестричек, — рассказывает Ирина Учкур. — Тройняшек обычно не удается доносить до срока, вот и у моих сначала было много проблем. Маша весила 1 килограмм 530 граммов, Настя — 1 килограмм 560 граммов, а Егор — 1 килограмм 570 граммов. Из столичного роддома Ь 7 их сразу направили в отделение реанимации новорожденных детской клинической больницы Ь 1. Почти неделю детки не могли дышать самостоятельно, были на аппарате искусственного дыхания. Егорку первого отключили от аппарата, и врачи перевели его ко мне в палату на сутки раньше, чем девочек. Как мне было сложно с ним! Малыш хныкал, всю ночь вел себя очень беспокойно, я не знала, что делать. Но, как только принесли Машу и Настю, успокоился. И это не случайность! Вскоре я заметила: если одного ребенка забирают из палаты на процедуру или анализы, двое других волнуются, плачут. Между ними есть особая связь.
- Точно так же ведут себя и двойняшки, — говорит заведующая отделением патологии новорожденных Киевской детской клинической больницы Ь 1 Надежда Степанова. — Кстати, в последнее время двойни и тройни рождаются гораздо чаще, и связано это не с наследственностью, как у Иры Учкур (ее дедушка из двойни), а с развитием технологий искусственного оплодотворения. Известно, что в некоторых клиниках мамам подсаживают два, три и даже четыре эмбриона в надежде, что удержится хоть один. А если прижились все? Такую семейку трудно выносить и очень сложно выходить. Слабенькие недоношенные детки подолгу находятся в кувезах. Но какое счастье, когда через несколько лет эти крохи вместе с мамами приходят к нам в гости!
Когда мы встретились с Ириной в больнице, папа о рождении тройняшек еще не знал. Говорят, восемь месяцев назад, услышав, что Ира беременна тройней, как показало УЗИ, он честно признался: обеспечить детей не сможет. Да и гражданский брак ни к чему не обязывает Но для Иры и ее родителей вопрос, как быть, не стоял. Они с нетерпением ждали появления на свет малышей.
- Теперь я бабушка семи внуков! — с гордостью сообщила мне Надежда Павловна, мама Ирины. — У сына (он живет в Белоруссии) хлопцы. Одному — четырнадцать, другому — четыре года. У старшей дочери и ее мужа (они живут с нами) есть пятилетний Максимка и полуторамесячная Дашенька. Теперь вот еще тройняшки. Думаем, куда поставить три кроватки, как вывозить коляски. В лифт ведь едва помещается одинарная. Была идея приобрести две коляски для двойняшек. Но попробуй каждый день свезти и поднять их по ступенькам на седьмой этаж! Я ночами не сплю, переживаю.
- Внуков-тройняшек уже видели?
- Пока нет. Боюсь принести в больницу с улицы инфекцию. Врачи сказали, что пустят меня помогать дочери, если сдам анализы и смогу постоянно находиться с ней неделю или две. Но Ира сама справляется, а у меня дома много дел. К приему такого пополнения надо как следует подготовиться. Скорее бы их выписали!
- А если хором будут плакать, справитесь?
- Постараемся. Я ведь на пенсии. Последние десять лет работала озеленителем — сажала деревья, цветы. Теперь свой «цветник» будем растить. Теплится, конечно, надежда на то, что младшей дочери городские власти выделят квартиру. Не раз слышали: семьи с тройнями получали жилплощадь. Однако сейчас у нас так много забот, что ходить по инстанциям некогда. Одежду надо всем деткам купить. Например, памперсов уходит не меньше 30 штук в день. Даже самые маленькие распашонки, штанишки и носки смотрятся на наших крошках огромными. И все же мы не горюем, а радуемся рождению малышей. Главное, чтобы они были здоровы.
Маша, Настя и Егор спали в прозрачных пластиковых кроватках и совершенно не реагировали на вспышки фотоаппарата. Все трое похожи друг на дружку, но отличия тоже есть. Они ведь не однояйцевые.
- У Маши личико круглое, а у Насти — тонкое, худощавое, — говорит Ирина. — Егорка очень активный парень, сам переворачивается с боку на бок, что для такого крохи просто удивительно, и часто улыбается. Дети набирают вес — по 30 граммов в сутки. Это уже достижение!
В отделении реанимации новорожденных, куда малыши поступили сразу после рождения, их кормили через зонд, так как сосательного рефлекса еще не было. Начинали с одного миллилитра за кормление.
- Дети были тяжелыми, дышать самостоятельно не могли из-за того, что родились с незрелыми легкими, — говорит заведующая отделением реанимации новорожденных Киевской детской клинической больницы Ь 1 Ирина Стадник. — Только когда им ввели сурфактант (вещество, необходимое для раскрытия легких), малыши стали лучше дышать, и мы постепенно, в течение недели, сняли их с аппарата, поддерживающего дыхание. У наших специалистов накоплен большой опыт выхаживания маловесных детей.
Малыши тонут в своих одежках, но врачи порекомендовали Ирине не пеленать их, чтобы не сковывать движений.
- Говорят, мышцы так лучше развиваются, координация движений вырабатывается, — говорит мама. — Плакать детям тоже необходимо: это отличное упражнение для легких. Правда, сейчас у всех троих начали болеть животики. Приходится спасать их специальными чаями и лекарствами от вспучивания. Я медик по образованию, работаю медсестрой в стоматологическом отделении детской поликлиники Ь 2 Деснянского района столицы. Коллектив у нас дружный, так что поздравлений получила множество.
- Успеваешь всех одновременно кормить, переодевать?
- Уже приспособилась. Кроме того, малыши сами устанавливают очередность. Кто-то раньше проснется, кто-то позже требует еду. Пуповинки зажили и отпали у них почти одновременно. Вернемся домой, надо будет деток купать. Но дома мне и родители помогут, и сестра. Как-то справимся.
Нам не раз приходилось публиковать материалы о рождении двоен, троен, а недавно «ФАКТЫ» писали и о появлении на свет четверни, которую, кстати, начали выхаживать в отделении реанимации новорожденных этой же больницы. Теперь их лечение продолжается в столичной больнице «Охматдет». Не перестаешь удивляться героизму мам, выносивших одновременно стольких детей, а затем профессионализму врачей, которые знают, как спасти жизнь и здоровье этим малышам. Важно, чтобы желание помочь таким семьям появилось не только у читателей газеты, но и у государственных чиновников. Тройняшки, да и все новорожденные, должны почувствовать, что их здесь ждут — на нашей планете, в нашей стране, в нашем городе.