Разбежавшись по взлетно-посадочной полосе аэродрома «Гостомель», беспилотник антоновцев весом 150 килограммов взмыл в воздух. Это произошло сегодня в 12 часов девять минут дня. Управление крылатой машиной осуществлялось дистанционно с помощью радиосигналов из кабины крытого армейского грузовика. За происходящим наблюдали секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов, директор программы создания беспилотного аппарата Николай Воробьев со своей командой, исполняющий обязанности генерального директора государственного предприятия «Антонов» Александр Кривоконь, военные и журналисты. Управляемая с земли операторами машина семь минут кружила над аэродромом, совершила посадку и подкатила к собравшимся.
— Когда в 2014 году началась вооруженная агрессия России против Украины, у нас не было беспилотных летательных аппаратов, — заявил секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Турчинов. — Сейчас создан ряд моделей отечественных беспилотников, между ними даже конкурс, какой лучше. Некоторые способны не только вести разведку и корректировать огонь, но и наносить удары по врагу. Однако все эти машины тактические — локального применения. Аппарат, созданный на госпредприятии «Антонов», — первый в Украине, относящийся к более высокому оперативно-тактическому уровню. Он способен подниматься на высоту пять километров, семь часов находиться в воздухе без посадок, преодолевать на одной заправке горючим более 1000 километров. Машина рассчитана на выполнение задач как днем, так и в темное время суток. Предназначена как для разведки и корректировки огня, так и поражения целей с помощью ракет класса «воздух-земля» (она несет на борту две такие ракеты). Беспилотник является частью будущего комплекса «Горлица», в который будут входить четыре таких летательных аппарата. При надлежащем финансировании комплекс может быть готов в будущем году, а серийное производство — начаться через год. Однако нам нужны не только оперативно-тактические, но и стратегические беспилотные комплексы — чтобы знать, что делается у агрессора, вплоть до Владивостока и Камчатки.
Антоновцы приступили к созданию комплекса «Горлица» зимой 2016 года. Начали с разработки беспилотника, вложили в него уже порядка 300 тысяч евро собственных средств.
— На продолжение проекта нужно государственное задание, подкрепленное соответствующим финансированием, — заявил исполняющий обязанности генерального директора государственного предприятия «Антонов» Александр Кривоконь.
— Дорого обходится именно разработка — серийные образцы будут гораздо дешевле, — рассказал директор программы создания комплекса Николай Воробьев. — Корпус беспилотника мы сделали из композиционных материалов, которые отличаются малым весом и низкой отражающей способностью — изделие из этих материалов трудно засечь радарами. Использовали поршневой двигатель немецкой компании (выбрали его из трех моторов разных иностранных фирм). Крылатая машина развивает скорость 150—180 километров. Способна взять на борт оборудование и вооружение общим весом 50 килограммов. Она прошла испытания в аэродинамической трубе и лаборатории прочности. Для управления группой из четырех таких аппаратов будут использоваться два специально оснащенных автомобиля с операторами. Взлет в полевых условиях осуществляется с помощью специального пускового модуля, который еще предстоит создать. Посадка проводится на бетонную или асфальтированную полосу либо на грунтовую площадку.