Культура и искусство

Леонид Эрман: «Олег Ефремов очень любил Киев и киевских зрителей — отзывчивых и глубоко мыслящих»

8:30 — 10 ноября 2017 eye 1161

Знаменитому театральному режиссеру, основателю театра «Современник», популярнейшему актеру исполнилось бы 90 лет

Олега Ефремова коллеги и зрители называли богом театра. Возглавив студию молодых актеров, он в 1956 году основал «Современник», о котором заговорила вся страна.

А на экране Олег Ефремов блестяще сыграл в кинофильмах «Шли солдаты…», «Живые и мертвые», «Звонят, откройте дверь», «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Батальоны просят огня» и многих других.

Судьба отмерила народному артисту СССР 72 года.

О том, каким человеком был Олег Ефремов, «ФАКТАМ» рассказал многолетний директор театра «Современник» Леонид Эрман.

— Леонид Иосифович, как вы познакомились с Олегом Ефремовым?

— Я был студентом Школы-студии МХАТ, где он преподавал. А потом мы работали вместе. Годы работы с Олегом Николаевичем в театре «Современник» считаю самыми счастливыми в своей жизни.

— Читала, что это был очень демократический театр с особой атмосферой. Олег Ефремов вместе со студийцами, а не единолично, решал, какую пьесу брать в репертуар. А так ведь складывалось далеко не в каждом коллективе.

— Это был настоящий театр содружества артистов. Олег Ефремов обладал способностью сплачивать таланты. Как профессионал высочайшего класса он пользовался огромным авторитетом. Коллеги прислушивались к нему, а он слушал их и очень дорожил коллективом. «Современник» был театром непростого времени. На базе классики и пьес современных драматургов (Виктора Розова, Александра Володина, Александра Вампилова) создавались спектакли, в которых поднимались проблемы, волновавшие зрителей. Это и привлекало их внимание. Очереди к кассам, которые открывались утром, стояли с вечера всю ночь. И я вам должен сказать, что, когда театр «Современник» бывал на гастролях в Киеве (а это было любимое место наших гастролей), там наблюдалась такая же картина. Олег Ефремов очень любил Киев и киевских зрителей — отзывчивых и глубоко мыслящих. Мы с волнением показывали киевлянам свои новые работы в помещениях Театра русской драмы имени Леси Украинки и Театра имени Ивана Франко. Киевляне принимали нас всегда радушно, с энтузиазмом. В столице Украины у Олега Ефремова было много друзей. Помню, как ночью мы гуляли по Крещатику. Ведь до спектакля было не до прогулок, все тщательно и ответственно готовились.

— В «Современнике» работали Евгений Евстигнеев, Галина Волчек, Игорь Кваша…

— А также Олег Табаков, Лилия Толмачева… Потом ведущие актеры ушли вместе с Ефремовым во МХАТ, но это тема другого разговора. Олег Ефремов и сам много играл в спектаклях. Уже в первом спектакле студии молодых актеров «Вечно живые» по пьесе Розова он исполнял главную роль доктора Бороздина. Олег Николаевич был замечательным режиссером и актером. И какую из этих профессий любил больше, сказать не могу. Думаю, он и сам не знал ответа на этот вопрос.

— Говорят, еще в юности он заявил родителям, что станет главным режиссером главного театра страны.

— Никогда ничего подобного не слышал. Я был знаком с родителями Олега Николаевича. Он был коренным москвичом. Окончил школу в 1945 году и поступил в Школу-студию МХАТ на актерский факультет, где учился четыре года. Ее руководителем был великий актер Николай Павлович Хмелев. Ему очень понравился на экзаменах абитуриент Олег Ефремов. А своим учителем Олег Николаевич считал известного актера МХАТа народного артиста СССР Василия Осиповича Топоркова.


*Леонид Эрман: «Годы работы с Олегом Ефремовым в театре „Современник“ считаю самыми счастливыми в своей жизни»

— О трудоспособности Олега Ефремова ходили легенды. Коллеги говорили, что если поставить в театре раскладушку, то он забудет, где дом.

— Вы знаете, он действительно был трудоголиком в хорошем смысле. А насчет раскладушки — это преувеличение. Ефремов любил свой дом, семью. Аскетом он не был никогда. Любил жизнь, женщин…

— Известно, что у него было три брака. Хотя в последние годы он жил один.

— Первая жена актриса Лилия Толмачева училась с ним в Школе-студии МХАТ. Когда они ее окончили, Ефремова оставили в Москве и направили в Центральный детский театр, а Толмачева вскоре уехала в свой родной город Саратов, была актрисой Саратовского ТЮЗа. Потом ее пригласил народный артист СССР художественный руководитель Театра имени Моссовета Юрий Александрович Завадский в спектакль «Маскарад». Она с блеском играла роль Нины и стала любимицей зрителей. Ее портрет был на обложке популярного журнала «Огонек».

Второй супругой Ефремова стала сценарист Ира Мазурук, мать его дочери Анастасии. А третьей женой была Алла Покровская. В этом браке родился сын Михаил, известный сейчас артист. Алла Борисовна и сегодня одна из ведущих актрис Московского художественного театра.

— Какой же брак оказался самым счастливым?

— За Олега Николаевича ответить не могу. Скажу одно: и он, и его жены — достойные люди.

— Каким вам запомнился быт знаменитого режиссера? Слышала, что у него дома было много стульев, так как нередко там проводились репетиции.

— Да, к нему часто приходили режиссеры, актеры, художники.

— Олег Ефремов мог сам сварить суп, борщ?

— Знаете, за время нашей долгой и достаточно тесной дружбы никогда не ел приготовленного им борща. У него не было свободной от театра и кино минуты. По хозяйству ему всегда кто-то помогал.

— Олег Ефремов модно одевался? Актеры вспоминают, как он в мягких ботинках на тонкой подошве бесшумно шел по театру…

— Одевался всегда хорошо, элегантно. Был денди, хотя специально для этого ничего не предпринимал. Носил такие же рубашки, пиджаки, как мы все, но делал это с особым шармом. Это шло изнутри. Хотя спортом он не занимался, выглядел всегда подтянутым.

— За границу Олег Ефремов ездил часто?

— Да. МХАТ, где он работал после «Современника», гастролировал по всему миру. И Олег Николаевич возглавлял эти гастроли. Бывал в Европе, Америке, Японии. Всюду после спектаклей ему дарили огромные букеты цветов.


*Олег Ефремов работал, не считаясь со временем и силами. Поиск в искусстве для него был очень важен

— Олег Ефремов был материально состоятельным человеком?

— Он получал высокую зарплату в театре, к тому же много снимался в кино. Но жил скромно. Деньги щедро отдавал семье.

— Имел машину, дачу?

— Дача была очень скромная. Водил автомобиль. Кажется, это была «Волга».

— Чем, кроме профессии, увлекался Олег Николаевич?

— Театр был его жизнью. В нем он видел смысл своей жизни. Его всегда беспокоила доходчивость спектакля, который он создает. И, как мне кажется, он любил сниматься в кино у больших мастеров-режиссеров.

— В одном из документальных фильмов кинорежиссер Александр Митта рассказывал, что никак не мог найти актера для эпизода в фильме «Звонят, откройте дверь». Олег Ефремов приехал на съемочную площадку ночью после спектакля в «Современнике». Сыграл один дубль, второй, третий… Всего пять вариантов — чтобы понять, какой сильнее, ярче. Все дубли оказались настолько хороши, что Александру Митте трудно было выбрать. На крошечном пространстве, по словам режиссера Митты, Ефремов мог создать судьбу.

— Олег Николаевич работал, не считаясь со временем и силами. Поиск в искусстве для него был очень важен.

— Он верил в судьбу?

— Этого не могу сказать. И он, и я — прагматики.

— Скажите, у вас сохранился подарок Олега Ефремова, который особо дорог вашему сердцу?

— Пожалуй, его фотография, где он снят в своем кабинете в рабочей обстановке.

— Какая черта Олега Николаевича вас больше всего поражала?

— Его пристрастие к театру, которому он отдал свою жизнь целиком и полностью. Хотя, конечно, Олег Ефремов был популярен и как киноартист. Во всех своих ролях он органичен и предельно выразителен. Я очень люблю его фильмы и продолжаю их смотреть. И это доставляет мне настоящую радость, думаю, как и всем зрителям.

— Олег Ефремов отмечал дни рождения?

— Да, но не шумно. Он был очень скромным человеком.

— Ефремов прожил 72 года.

— Он умер у себя дома. 24 мая 2000 года позвонила его помощница по работе во МХАТе и сообщила, что Ефремов скончался. На следующий день утром мы выбирали место на Новодевичьем кладбище для его захоронения.

— Говорят, болезнь легких стала следствием того, что когда-то Олег Ефремов упал на сцене, сломал ребро, и кость вонзилась в легкое. Травма всю жизнь давала о себе знать…

— Я не в курсе этого.

— Как вы считаете, Олег Ефремов прожил счастливую жизнь?

— Это трудный вопрос. По-моему, он никогда не был в работе до конца удовлетворен и постоянно стремился к совершенству. Может ли человек, таким образом устроенный, быть счастливым, не знаю.

— Что бы вы сказали Олегу Ефремову сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Что нам всем, ученикам и последователям Олега Николаевича, очень его не хватает. В трудные минуты мы обращаемся к его памяти, думая, а как бы поступил сам Олег Ефремов в той или иной ситуации.