В Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко состоялось первое публичное обсуждение концепции Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр»
Мемориальный и исследовательский центр Холокоста планируется открыть на месте заброшенного спортивного комплекса на столичных Дорогожичах в 2021 году — к 80-летию массовых расстрелов людей в Бабьем Яру. В сентябре-октябре 1941 года нацисты расстреляли здесь более ста тысяч человек: евреев, украинцев, ромов и представителей других национальностей. Будущую музейную экспозицию планируют создать на основе специального документа под названием «Базовый исторический нарратив». Первое публичное обсуждение его концептуальных положений состоялось в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко при участии ученых, политиков, общественных деятелей и членов еврейских общин.
«Создание Мемориала накладывает на нас ответственность перед обществом, родственниками погибших, государством. Но прежде всего мы стремимся рассказать правду о трагедии Холокоста. Поэтому мы открыты для всех замечаний и критики», — сказал Марек Сивец, гендиректор Мемориального центра Холокоста «Бабий Яр» — некоммерческой просветительской организации, призванной задокументировать и увековечить память о Холокосте.
Главный историк центра, руководитель авторского коллектива и один из создателей «Базового исторического нарратива», ученый из Нидерландов Карел Беркгоф (кстати, хорошо известный в Украине; многие его работы переведены на украинский язык) отметил, что документ, вынесенный на обсуждение, — лишь отправная точка для дальнейшей разработки концепции музея.
«Холокост — это организованное и планомерное уничтожение нацистами и их союзниками еврейского населения в годы Второй мировой войны, в результате которого погибли шесть миллионов евреев (из них — более полутора миллионов евреев Украины). Трагедия еврейского народа является беспрецедентной. Но термин „Холокост“ имеет и более широкое значение. В Бабьем Яру в Киеве и других местах Украины жертвами массовых убийств стали советские военнопленные, члены коммунистического и украинского националистического подполья, ромы, а также пациенты психиатрических больниц…» — рассказал Карел Беркгоф. По его словам, в экспозицию будущего музея войдут рассказы о жизни евреев Киева в первой половине XX века, об их эвакуации, а также подробное описание расстрелов.
«Нарратив предлагает откровенный, но сбалансированный взгляд на антисемитские проявления среди местных жителей. Многие из этих фактов ранее замалчивались. Большое внимание уделяется примерам спасения евреев во время Холокоста», — добавил Карел Беркгоф.
Представленные тезисы «Базового исторического нарратива» вызвали оживленную дискуссию. Организаторы мероприятия пообещали к следующему публичному слушанию отредактировать документ с учетом замечаний и комментариев, прозвучавших во время обсуждения, поскольку «корректная интерпретация истории невозможна сквозь призму лишь одной точки зрения».
О спорных моментах в деле увековечения памяти жертв Холокоста и будущих музейных экспонатах «ФАКТАМ» рассказал научный советник Мемориального центра «Бабий Яр», доцент исторического факультета Киевского национального института имени Тараса Шевченко Андрей Руккас.
— Андрей Олегович, в ходе обсуждения исторического нарратива авторов документа критиковали за то, что в нем отсутствует упоминание о преступной роли советского режима и Сталина в приходе Гитлера к власти, в развязывании Второй мировой войны, а также об отказе СССР принять почти два миллиона еврейских беженцев.
— Концептуальные положения будущего нарратива не должны доказывать какие-то азбучные истины. Совершенно очевидно, что и Сталин, и Гитлер несут равную ответственность за развязывание Второй мировой войны, и для украинских историков это не требует дополнительных разъяснений. Советский Союз 17 сентября 1939 года вступил в войну как союзник Германии, оккупировав восточную часть Польши. Если бы в общем обзоре нашей будущей работы мы акцентировали внимание на каждом известном историческом факте, то документ, который сегодня представлен широкой общественности, занял бы не одну сотню страниц. Но многие замечания, конечно, будут учтены. Ведь мы хотим создать проект, который будет положительно воспринят украинским обществом.
— Какие исторические материалы предполагается собрать в Мемориальном центре Холокоста «Бабий Яр»?
— Помимо копий документов из архивных учреждений Украины, Германии, Польши, Израиля, а также США, очень интересными экспонатами музея станут и современные цифровые реконструкции. В первую очередь на основе существующих топографических материалов следует воссоздать рельеф местности — Бабьего Яра и его ближайших окрестностей — середины прошлого века. Ведь того огромного оврага, где нацисты уничтожили более ста тысяч людей, больше нет.
В послевоенные годы с нарастанием волны государственного антисемитизма советская власть запретила любое упоминание о трагедии, а Бабий Яр засыпали, проложили через него автодорогу, разбили парк и сквер, а также построили станцию метро «Дорогожичи». Поэтому необходимо создать 3D-копию местности, чтобы все понимали, где именно нацисты проводили массовые расстрелы людей. Кроме того, мы планируем наглядно воссоздать «дорогу смерти» к Бабьему Яру. То есть попытаемся с помощью современных технологий максимально визуализировать те трагические события и показать их современникам.
Хорошим примером для нас является Мемориальный музей Холокоста в Вашингтоне, один из самых посещаемых исторических музеев мира. В его архиве хранятся миллионы страниц документов, рассказов очевидцев, списков гетто и концлагерей, десятки тысяч фотографий и киноматериалов, собранных по всему миру, начиная от Аргентины и Никарагуа и заканчивая Японией и Вьетнамом.
Мы же будем искать материалы, связанные в первую очередь с оккупированной гитлеровскими войсками Украиной, о повседневной жизни населения, в частности евреев, и репрессиях нацистов. Это могут быть как архивные документы, так и личные вещи, а также фотографии, которые сами по себе являются очень красноречивым источником информации. Много снимков и артефактов до сих пор находятся в частных руках. Часто евреи оставляли свои фотоальбомы, личные вещи и, скажем, швейную машинку на хранение соседям, надеясь, что когда-нибудь смогут за ними вернуться.
— Будет ли в будущем Мемориальном центре экспозиция, посвященная украинцам, которые во время Второй мировой войны спасали евреев?
— Безусловно. Мы планируем рассказать не только о праведниках мира, официально награжденных Израильским институтом катастрофы и героизма национального мемориала Холокоста Яд ва-Шем, но и о тех, кто по разным причинам не получил этого звания, но, несомненно, заслуживает его. Очень важно показать, почему люди не еврейской национальности, под страхом смерти и не ожидая никакой материальной выгоды, на свой страх и риск спасали евреев.