В Шевченковский суд Киева для рассмотрения по сути направлен обвинительный акт в отношении Андрея Медведько и Дениса Полищука, подозреваемых в убийстве публициста Олеся Бузины, сообщила пресс-служба столичной прокуратуры. Их обвиняют в умышленном убийстве по предварительному сговору группой лиц и незаконном хранении оружия. Также вдова и мать Бузины в рамках уголовного производства заявили гражданские иски в 1 миллион и 500 тысяч гривен соответственно.
Напомним, Олеся Бузину, которого патриотически настроенные граждане обвиняли в последовательной антиукраинской позиции, 16 апреля 2015 года расстреляли во дворе дома на Дегтяревской, где тот жил. Двое мужчин, заехав на синем «Форде» во двор, дождались, пока жертва выйдет на ежедневную пробежку, после чего один сделал несколько выстрелов из пистолета. Через несколько минут российский президент в прямом телеэфире назвал это убийство политическим. Такая оперативность послужила поводом для выдвижения версии о российском следе в убийстве, возможно, организованном спецслужбами РФ для дестабилизации обстановки в Украине и создания очередного повода для обвинений наших властей в проведении репрессий и уничтожении оппозиции.
Подозреваемых задержали 18 июня. Оба они оказались участниками Революции достоинства и добровольцами АТО. Хотя Медведько и Полищук заявили, что в момент убийства находились в сотнях километров от Киева, в зоне АТО, их арестовали. Впоследствии подозреваемых выпускали под залог, опять арестовывали и изменяли меры пресечения на более мягкие, пока эти меры не были отменены вообще. Адвокаты также отмечали, что до передачи материалов в суд не были расследованы факты избиений их подопечных при задержании и принудительном отборе биологических образцов.
В адрес правоохранителей неоднократно звучали обвинения: мол, вместо поиска настоящих убийц они при помощи ложных улик фабрикуют дела против патриотов, идущих «против системы». Так, народный депутат Игорь Луценко заявил, что в день ареста должен был встретиться с Медведько, который собирался передать ему компромат на кого-то из руководителей МВД. А свидетельница, работавшая продавцом в магазине неподалеку от дома Бузины, рассказала о двух мужчинах, покупавших у нее кофе в день убийства. Они подъехали на темно-синем «Форде Фокус», точь-в-точь таком, на котором ездили убийцы. Рассчитывались 500-гривневой купюрой, которую вынули из большой пачки таких же.
Следствие то передавалось почему-то в Одессу, то возвращалось обратно в Киев, то приостанавливалось на время ожидания ответа из офиса «Фейсбука» о том, где именно находились телефоны подозреваемых (с которых те заходили в эту соцсеть) в момент убийства. Представлявший интересы матери Бузины Валентины экс-замгенпрокурора Ринат Кузьмин по этому поводу заявил, что следователь, заморозив расследование по надуманным основаниям, пошел на должностное преступление, результатом которого будет вынесение судом оправдательного приговора.
Завершено следствие было летом. Медведько и Полищук свою вину по-прежнему отрицают, но, как рассказала «ФАКТАМ» пресс-секретарь прокуратуры Киева Надежда Максимец, следствие уверено, что собранных улик и других доказательств (в частности — выводов судэкспертиз по генетической идентификации и ответов на запросы об оказании международной правовой помощи из компетентных органов США и Италии) достаточно для вынесения обвинительного приговора. Подозреваемым грозит до 15 лет лишения свободы или пожизненное заключение.