Украина

Юрий Кармазин: «Президентский указ о назначении директора Антикоррупционного бюро является неконституционным"

17:50 — 12 декабря 2017 eye 888

«Коррупция является угрозой национальной безопасности страны. Вынуждены констатировать, что это явление начинается с грубого невыполнения Конституции», — заявил на пресс-конференции директор Института права и общества Юрий Кармазин. По его словам, эксперты института проанализировали законодательство, регулирующего работу недавно созданных антикоррупционных органов, и пришли к выводу, что некоторые его положения являются неконституционными.

«В частности, анализ закона о Национальном антикоррупционном бюро дает основания говорить, что этому органу отводится основная роль борца с коррупцией. Но это, по нашему мнению, не соответствует положениям конвенции ООН по борьбе с коррупцией, в соответствии с которой решающая роль в борьбе должна отводится судебной независимой ветви власти. Кроме того, в Конституции содержится полный перечень органов государственной власти, и там нет НАБУ. Так что порядок формирования персонального состава бюро может быть установлен законом только после внесения соответствующих изменений в Конституцию», — заявил Юрий Кармазин. Согласно выводам института, частично не соответствует Основному закону и законодательство, регламентирующее деятельность Государственного бюро расследования, а также Национального агентства по предотвращения коррупции (НАЗК). «Конституция Украины не предусматривает существования в государственном механизме госорганов исполнительной власти со специальным статусом, которые бы выполняли функции вне системы органов государственной власти», — добавил Юрий Кармазин, подчеркнув, что по закону НАБУ создается президентом, который также получил право назначать и увольнять его директора, а также принимать участие в формировании конкурсной комиссии. «Президентские полномочия (впрочем, как и полномочия Верховной Рады) четко определены в Конституции и никакие законы, принятые парламентом, не могут их расширить», — сказал он.

«Мы считаем, что проведение досудебного расследования неполномочными органами в резонансных делах угрожает в дальнейшем отменой приговоров по ним в Европейском суде по правам человека. Также возможно признание нарушения процедуры сбора доказательств из-за того, что расследование проводилось неконституционными органами», — подчеркнул Юрий Кармазин. По его словам, во избежание накопления проблем эксперты Института права и общества подготовили проекты обращений в Конституционный суд, которые пообещали направить руководителям парламентских фракций, чтобы те отправили в КС соответствующие представления.

Комментируя вопрос легитимности новосозданных органов правопорядка, вице-президент Института права и общества, судья Конституционного суда (2006 — 2015 гг.) Виктор Шишкин напомнил: «Доказательства в делах должны собираться на законных основаниях и уполномоченными на то людьми, быть надлежащими и легитимными. Иначе справедливая борьба с коррупцией может оказаться мыльным пузырем». В качестве примера Шишкин напомнил прецеденты времен СССР, когда суды реабилитировали палачей сталинского режима, поскольку, сказал он, их «расстреляли справедливо, но в нарушение действовавшему тогда законодательству».

По мнению вице-президента Института — председателя Конституционного суда (2006 — 2007 гг.) Ивана Домбровского, созданием НАБУ мог заниматься кто угодно, кроме президента и Верховной Рады. К примеру, Кабинет министров. «Ведь в соответствии с Конституцией, парламент имеет право предоставить правительству полномочия предпринимать меры, касающиеся обеспечения обороноспособности, национальной безопасности, общественного порядка и борьбы с преступностью», — процитировал положение Основного закона Иван Домбровский.

Говорили эксперты и об обращении к ним адвоката задержанного в рамках «вертолетного дела» экс-руководителя Государственной налоговой администрации в Харьковской области Станислава Денисюка. Юрий Кармазин напомнил, что в обществе обсуждалась информация о том, что за его освобождение и закрытие дела вымогалась взятка в два миллиона долларов и что, будто бы, первый транш — 200 тысяч долларов — был получен. Институт права и jбщества продолжает отслеживать эту тему, в том числе, и после обращения к ним журналиста издания «Washington Times» Тодда Вуда, который ведет собственное расследование коррупции в Украине на высшем уровне. Отвечая на его вопрос о деятельности военного прокурора Анатолия Матиоса во времена Януковича, эксперты сообщили, что он служил в СБУ, а на основании письма Левочкина в адрес тогдашнего главы спецслужбы Хорошковского был командирован в Администрацию президента Януковича, где занимал должность заместителя руководителя Главного контрольного управления. «Сегодня основные дела против Януковича расследуются человеком, под которого специально была создана должность самим Януковичем. В этом заключается ответ на вопрос, почему военная прокуратура занимается не военными преступлениями и делами российских шпионов в Украине, а берет под свой контроль дела, подследственные НАБУ (например, дело Денисюка)», — заявил Кармазин.